Казалось бы, ещё не время ворошить недавнее прошлое, ещё так болезненны душевные раны родных и близких от понесённой утраты... Но жизнь убеждает в обратном: не стоит откладывать на потом — необходимо уже сейчас воздать должное нашим ребятам, положившим жизнь за Отечество, за нас с вами.
Имена бойцов увековечиваются в названии улиц, на которых жили; в мемориальных досках на школах, где учились; в музейных экспозициях. Сквозь время их имена на страницах современной горькой Книги памяти дойдут до будущих поколений. А пока наш долг — рассказать об их жизни и последнем шаге в Бессмертие. Рассказать тем, кто остался жить и будет помнить.
За други своя и Отечество
...Еду в давно полюбившееся и близкое мне село. Когда-то, более двухсот лет назад, его основали переселившаяся сюда часть жителей Беломестной слободы Лысых Гор, оттого и название соответствующее — Беломестная Двойня. В этот раз село встречало меня гололёдом, унылым серым небом, колючим ветром и абсолютным безлюдьем на улицах. Под стать погоде и на душе не отпускающая тревога и жёсткие вопросы: «А вовремя ли я?», «А нужны ли кому-то сейчас мои разговоры, расспросы?», «До гостей ли сейчас?». Ведь ехал я в дом, куда пришла беда, и на веки вечные поселилось горе. Я ехал к родителям погибшего в ходе спецоперации парня...
Николай Александрович и Ольга Петровна Поповы встретили хорошо (отлегло от сердца), показали добротный дом, немалое по нынешним временам хозяйство, где и трактора, и коровы, и лошадь, и другая живность, а для души — красавцы голуби. Был чай ароматный и беседа неторопливая, и семейная летопись в многочисленных фотографиях. Я всматривался в лица Николая и Ольги, по сути совсем ещё молодых людей, и не мог не подивиться их мужеству, их умению оставаться добрыми, не зачерстветь, не отгородиться от всех и вся.
Постепенно складывалась мозаика жизни обычного русского парня из села в Притамбовье. Жизнь короткая, будто звезды погасшей полёт, а в то же время по-своему яркая и неповторимая. Жизнь, отданная «за други своя и Отечество».
Родился в Беломестной Двойне в 2001-м, учился в местной школе. Слыл любознательным, учёба давалась легко. Больше всего ценил дружбу, помочь товарищу всегда считал главным долгом. Его доброту, отзывчивость отмечают его первая учительница Зоя Ивановна Лёвина и классный руководитель Наталия Викторовна Ханина. А ещё они рассказали, что, пожалуй, не было ни одного школьного мероприятия, где Сергей не был бы участником, а чаще всего заводилой, будь то посадка деревьев будущего парка Победы в селе или организация самодеятельного концерта.
А учитель физкультуры и ОБЖ Виктор Николаевич Кочуков добавляет, что и спортсменом он был отменным, редко возвращался с соревнований по волейболу, футболу, лыжным гонкам без призов и наград. На школьных парадах и линейках он знаменосец, а в играх «Зарница», «Поиск» — бессменный капитан. А ещё это обострённое чувство справедливости. Очень часто от него можно было услышать: «…так не честно…». Дальше можно было не сомневаться: он обязательно добьётся, чтобы было по-честному, по справедливости.
С раннего детства Сергея тянуло к технике, не без участия отца формировалась не только любовь к моторам, но и практические навыки. Подростком чинил друзьям мопеды и мотоциклы, а старшеклассником уже регулировал клапаны на машинах деревенских автолюбителей. Потому и выбор для продолжения учёбы в тамбовском колледже техники и технологии наземного транспорта имени Солнцева не случаен.
Учился хорошо, к освоению будущей специальности подходил ответственно. Именно в семье, школе, а позднее в техникуме формировался характер парня, его жизненные приоритеты и ценности. Основательно, но без лишних слов и показухи, складывалось чувство долга, любви к своей Родине. Не могло не сложиться. На пустом месте, из ничего такое не складывается, да и герои не рождаются. В доме всегда жила и сегодня продолжает жить память о прадедах Сергея: Алексее Рязанове, сапёре в Великую Отечественную, умершем от ран после войны в 21 год, о пропавшем без вести его брате Николае Фёдоровиче, о Попове Даниле Фёдоровиче, освобождавшем Варшаву, и лихом кавалеристе Рязанове Фёдоре Петровиче, прошедшем дорогами войны от Москвы до Берлина. Со школьных стендов на него смотрели его односельчане, прошедшие Афганистан и Северный Кавказ, в том числе и не вернувшиеся с этих войн. Про колледж и говорить не приходится — из его стен вышло шесть Героев Советского Союза. Примеры истинного служения Родине всегда были рядом.
Служить срочную довелось механиком-водителем БТР в танковой бригаде в Нижегородской области, а через год 3 февраля он напишет рапорт на службу по контракту. Что подвигло его на этот шаг? Вряд ли мы найдём сейчас ответ. А ведь он наверняка знал, что конфликт не за горами, а боевые действия в ДНР И ЛНР шли уже не первый год, и наше в них участие ни для кого не было секретом. Через 20 дней было объявлено о начале специальной военной операции.
Отчаянный бой
Непосредственно в боевых действиях он с 20-х чисел июня, воевал под Изюмом. По словам сослуживцев, будучи водителем БТР, оборудованного под передвижную радиостанцию, фактически спас их. После корректировки огня нашей артиллерии они были засечены противником и попали под шквальный обстрел. Виртуозно управляя машиной, на запредельной скорости Сергей смог избежать прямых попаданий и вырваться из зоны обстрела.
Бои шли непрерывно, и далеко не все удачные для наших войск. Сергей возмужал и даже на фотографиях того времени выглядит гораздо старше своего возраста. И в душе перемены: в письмах и во время краткосрочного отпуска бережное и трогательное отношение к родителям, неподдельная любовь и внимание к младшим братьям Александру и Ивану, к другим родным и близким. Словно боялся не успеть, недолюбить, собственным теплом не одарить.
С началом сентября под Изюмом было особенно жарко. Мы вынуждены были отступать. Представилась возможность уехать в Белгород для ремонта повреждённой техники, но он заявил: «…остаюсь с ребятами…».
В бою под Петропавловкой одно из наших подразделений вело отчаянный бой в полуокружении. Радировали, что боеприпасы на исходе. Командование всё не могло взять на себя ответственность и отдать официальный приказ для оказания им помощи. Окружённые были, по сути, обречены, счёт шёл на минуты. Именно тогда рядовой Попов сколотил и возглавил группу добровольцев. Загрузив БТР боеприпасами, они рванули на помощь.
По рассказам очевидцев, из числа сумевших позднее вырваться из окружения, всё произошло на их глазах. На мчавшийся к ним БТР обрушился шквальный огонь, и через некоторое время он был подбит. Они видели, как Сергей вытащил из повреждённой машины четверых своих раненых друзей, перенёс их под деревья лесополосы и стал перевязывать. Из множества грохотавших рядом разрывов один разорвался совсем рядом. Никому из пятерых добровольцев выжить не удалось...
...Так жил, воевал и ушёл из жизни русский парень из Притамбовья Серёжа Попов. Из наших сердец не уйдёт только и в памяти не сотрётся. На его родной школе появилась мемориальная доска, в музее истории транспорта и дорожного хозяйства Тамбовской области в его колледже готовится экспозиция. Ещё бы улицу Луговую в его родном селе, где родился и вырос, назвать его именем!
P.S. От сослуживцев Сергея из танковой бригады в Беломестную Двойню пришёл видеоролик, в котором самоходка ведёт артиллерийскую дуэль, а на посылаемых снарядах имена и фамилии их погибших друзей. И голос командира: «…За Максима Новикова! Выстрел!... За …………..! Выстрел!... За Серёгу Попова! Выстрел!».
Сергей Кочуков
Фото: Алексей Бучнев
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»