«Было в старой Москве зрелище, уже недоступное нынешним поколениям, – ледоход. Современные московские ледоходы таковыми вообще называться не имеют права: лед взрывается где-то в верховьях, и в черте города по Москве-реке плывут уже не льдины, а какие-то жалкие комья снега и мелкое ледяное крошево. В старину же ледоход был картиной увлекательной, выражаясь нынешним языком, остросюжетной».
Так пишет в своей книге воспоминаний о Москве журналист и историк Юрий Александрович Федосюк (1920–1993).
Оказывается, освобождающаяся от зимних оков Москва-река порой доставляла хлопоты жителям столицы. Известно, например, что в 1655 году ледоходом была разрушена наружная стена Кремля, а в 1687 снесло четыре наплавных моста через реку. Сейчас, в связи с хозяйственной деятельностью человека, ледоход как явление ушел в прошлое.
Уже в 20 веке город научился предупреждать негативные последствия весеннего паводка. В местах, где ожидались заторы, специальные бригады взрывали лед и таким образом обеспечивали нормальный ход движения потока. На водохранилищах ледяной покров разламывали мощные пароходы, измельчая обломки и ускоряя их таяние. Отсутствию осложнений способствовала и теплая вода, спускаемая в реку предприятиями столицы.
Чтобы ледоходом не снесло мосты и не образовалось затора, у опор-быков устраивали ледорезы, которые раскалывали льдины на части. Это и было самым главным зрелищем, весной собиравшем на мостах и набережных множество москвичей.
«Прибрежные льдины наползали на бетонные набережные, словно хотели взобраться на них, спасаясь от натиска мощных соседей. Но тут эти льдины начинали крошиться по краям и с обломанными кромками, несколько уменьшившись в размере, продолжали двигаться вниз по реке.
Быки в сторону, противоположную течению, были оснащены острыми металлическими выступами – ледорезами. Самим интересным было столкновение большей льдины с ледорезом…
Все замирают, наблюдая за льдиной, как за живым существом. Но льдина как бы чувствует угрозу ледореза и в последний момент ухитряется проскользнуть мимо него, пожертвовав лишь небольшой своей частью, мгновенно превращающейся в осколки. Общий вздох огорчения…
Плывет не просто льдина, а большое ледяное поле со следами санных полозьев и конских копыт, клочьями оброненного сена. Ледяное поле, словно желая доставить удовольствие зрителям, прямиком двигается на опору. Вот, почувствовав острую преграду ледореза, оно с яростью налезает на него, дыбится и, кажется, готово броситься на нас, толпу праздных зевак. Мост содрогается, становится страшно: не обрушится ли? Но вот под давлением ледореза поле с треском разламывается на две почти равные части. Соскальзывая по обе стороны ледореза, они как бы неохотно уплывают в проемы. На мосту гул одобрения. Взоры зевак устремляются вдаль с тайной жестокой надеждой увидеть льдину с людьми...
После постройки в 1938 воду канала Москва – Волга и связанных с ним водохранилищ вода в реке регулируется и Москва избавилась от угрозы наводнений. Построили и новые мосты, однопролетные, без опор. Так что если бы даже лед не взрывался в верховьях, увлекательной картины разламывания льдин ледорезами увидеть было бы нельзя.
А жаль: ледоход был праздником, хотя и некалендарным, для многих москвичей.»
Юрий Александрович Федосюк "Утро красит нежным светом… Воспоминания о Москве 1920-1930-х годов"
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #история #москварека #любимыйгород #ледоход