Трехгодичный срок хранения квитанций об оплате ЖКУ — минимальный: лучше больше, — уверены специалисты Роскачества. Прекрасный совет в век повсеместной цифровизации. Снова назад в будущее, видимо.
Эксперты всероссийской организации, занимающейся в том числе вопросами качества предоставления различных услуг напомнили жителям Брянской области, когда оплаченные уже квитанции могут снова аукнуться. Скорее всего, в большинстве случаев эти не подписанные никем документы, которых в каждой квартире с годами накапливается вагон и маленькая тележка, не потребуются. Но в случае возникновения спорных моментов с представителями коммунально-энергетической сферы однозначно выручат. Виртуальные базы данных — хорошо, бесспорно. Но Россия остается страной бумажек, без которых мы все, сами знаете кто.
Поэтому хранить квитанции об оплате ЖКУ, даже если оплачивается через онлайн-банкинг, следует три года. Меньше — не рекомендуется, больше — пожалуйста. Почему такой именно срок? Три года – общепринятый срок исковой судебной давности. Когда потребитель коммунальных услуг и энергоресурсов, столкнувшийся с претензиями на стороне, может обратиться в гражданский суд за защитой своих интересов. Доказывать свою порядочность придется самостоятельно — вот тут как раз и помогут бумажные квитанции, потому как запросы информации в банке или региональном информационном центре может могут ничего не дать.
Однако онлайн-банкинг также поможет: в его системе обычно хранятся электронные чеки. Но еще лучше сразу делать скриншоты и чеков, и квитанций. То еще удовольствие и обременение, но иначе никак, если вдруг что. Если вскроется, например, подмена суммы в квитанции управляющей компанией задним числом. Плюс управляющие компании нередко меняются, а информация о поступивших к ним платежах не всегда передается сменщикам.
Именно с такими ситуациями довелось столкнуться в свое время главному редактору «Брянского ворчуна» Александру Чернову. Вначале на многоквартирном доме, в котором он только поселился, сменилась управляющая компания. Оказалось, что она принимала платежи от людей и часто никак не проводила их, уходя от налогов и прочей отчетности. Потом возникла спорная ситуация с новой управляющей компанией, которая вдруг выставила недостачу по оплате за последние примерно полтора года. Хотя до того сама же выдавала журналисту официальную бумагу, что никаких задолженностей за ним не числится, и в квитанциях надуманный долг никак прежде не отражала.