Найти тему

Прошка

И весна наступила. С веселой капелью, теплым солнцем, бурным таянием снегов. Наша совсем маленькая речушка Мшига вскрылась ото льда и зашумела, забурлила, понеслась, совсем как настоящий горный поток. Весной начинается наша основная работа, ведь именно в это время года несут нам самое большое количество птиц и зверят, попавших в беду, но это будет в мае, а пока только начинается прилет птиц, их драки за места гнездования и конечно весенние песни.

Вот и к нашему дому пожаловали первые вестники весны – скворцы. Один из них наш хороший знакомый. Селится он на старой липе в скворечнике ни один уж год. Настырный скворец, можно сказать своим напором выбил он себе жилплощадь.

В основном мы вешаем гнезда для мелких птиц, вот и на этой липе первоначально висел небольшой синичник, но зимой дятел расширил входное отверстие и весной этот домик привлек внимание скворца. Влезть то он туда влез, но при этом хвост его торчал наружу. Меж тем скворец видимо решил, что это хотя и малогабаритная квартира, но все же лучше, чем ничего, и принялся распевать рядом, привлекая невест. Но ни одна скворчиха не польстилась на такие апартаменты, хотя на призывную песню прилетало их немало. Все они осматривали предлагаемое жилье и улетали без оглядки. А скворец все распевал и распевал, все расхваливал выбранное место. В результате он остался один.

На следующий год мы уменьшили вход в синичник, а наш знакомый скворец нашел еще более неподходящее место для гнезда – в дупле яблони, где обычно селилась большая синица. Само входное отверстие было широкое, а камера для гнезда небольшая и проход в нее узкий. Скворец туда нырнул, а обратно выбраться никак не может, хорошо мы в это время были в саду, вытащили бедолагу, окольцевали его, а заодно и дом ему – настоящий скворечник, на липу повесили. Конечно, на такой дом моментально нашлась и невеста и, наконец, наш скворец вывел потомство. С тех пор прилетает он к нам ежегодно и своей песней порой сбивает нас с толку. Вот иволга запела – в апреле, а ведь не время ей, только в мае она прилетает, ищем ее в ветвях и вдруг на скворца натыкаемся. Это он так искусно подражает. То кошкой замяучит, такой концерт устроит, будто два кота ни на жизнь, а на смерть сражаются. То деревом заскрипит. Мастера скворцы на такие штуки. Недаром называют их пересмешниками. Ни раз приходилось нам держать скворцов дома, но самым запоминающимся стал один из них.

Однажды летом случился сильный ветер. Он продолжался не очень долго, однако бед наделал немало. На протяжении всей следующей недели нам несли и несли в Центр пострадавших животных, с ушибами, переломами крыльев и лап.

И вот когда ураган почти стих и только отдельные порывы напоминали о пронесшейся стихии, мы вышли во двор. Неожиданно мощный порыв ветра налетел на тополя, растущие в нашем дворе. Затрещали ветки и с тополя посыпались листья. И буквально на голову нам свалилось что-то бурое. Это что-то взъерошенное, оказалось скворцом, который только месяц назад покинул родной скворечник. Удар ветки тополя пришелся на верхнюю часть крыла и колено левой ноги. Скворушка не мог ходить и падал на бок, крыло опухло и не двигалось.

Чтобы меньше беспокоить птицу, скворец был помещен в маленькую плетеную корзинку с небольшим окошком, через которое его кормили. Скворец сидел тихо, жмурясь от боли и не шевелился.

Местные ребятишки постоянно гужевались около нас и сразу приняли участие в сборе насекомых, ведь пострадавших птенцов было много и большинство птиц были насекомоядными. Наловив насекомых в баночки и коробочки, дети прибегали к нам и тут начиналось самое интересное для них – кормление питомцев. Одному из ребятишек Алексей поручил кормить скворца, которого назвали Прошкой.

Благодаря заботам ребятишек, многие наши питомцы быстро поправлялись и на радость всем, мы снова выпускали их на свободу.

Прошка же поправлялся медленно. Через неделю мы посадили его в большую просторную клетку, Прошка прихрамывая, медленно передвигался по ней, внимательно следя за руками людей, и охотно брал насекомых прямо из рук. Только спустя две недели, скворец стал нормально ходить и спать на жердочке. За это время скворец стал совершенно ручным – сидел на руке, чистился и совсем не боялся, когда его брали в руки для осмотра. Крыло работало плохо, и мы выпустили его прямо в комнату, чтобы он мог его разрабатывать. Но летать он не хотел или не мог, и мы решили, что он останется в нашем Центре. Конечно, мы не особенно радовались этому, так как большую часть таких птиц приходится передавать в организации, именуемые «живыми уголками», но к сожалению птицы, там долго не живут, а держать всех птиц в Центре не позволяет ни помещение, ни финансовые возможности Центра, работа которого всегда была рассчитана на сезонность.

Прошка был очень спокойным скворцом. Видимо боли из-за полученной травмы приучили его сидеть на одном месте.

Только к концу августа он, наконец, оживился. Стал чистить перышки, пытался петь и постоянно махал крыльями. И хотя он оставался совершенно ручным, в его поведении появилось беспокойство. Беспокоиться он прекращал только тогда, когда скворцу Алексей начинал читать стихи. Особенно внимательно Прошка слушал стихотворение Маяковского «Кем быть». Дети в шутку называли скворца Прошка Прошкович Прошкин, это ему тоже нравилось, и он в ответ начинал насвистывать свою простенькую щебечущую песенку и потом чихал.

И вот однажды Прошка нас удивил. После обычного щебетания, скворец чихнул и произнес совершенно отчетливо «Прошка Прошкович Прошкин. Все работы хороши, выбирай на вкус». Мы оторопели, а скворец стал вновь и вновь повторять эту фразу, чередуя слова со щебетом и чехом. Это было очень смешно.

Мы так привыкли, что Прошка никуда не улетает, что открывали окно, уже не задумывались о том, что скворец может улететь. Однажды Прошки на окне не оказалось. Его не было нигде, ни дома, ни во дворе, ни в саду. Двое суток мы не закрывали окно и искали Прошку. В это время в окрестностях было много стай диких скворцов, и мы надеялись, что наш Прошка прибился к ним. На третьи сутки полил дождь, и мы закрыли окно. А утром обнаружили на наличнике помет скворца. Видимо Прошка во время дождя прилетал к знакомому окну и ночевал на наличнике под козырьком окна.

А весной следующего года, недалеко от нового скворечника, мы заметили скворца, который в своей очень разнообразной песне, изредка повторял знакомую фразу,- «Все работы хороши, выбирай на вкус», хотя и не так уже четко.