В середине прошлого века, где-то до 1960-х годов, практически любой гражданин, обладавший определенным запасом денежных средств (большим!) мог купить спортивный автомобиль у ближайшего дилера и выходить на старт самых престижных гонок мира. Конечно, помимо автомобиля, еще была необходима команда высокого уровня, но отличались гражданские спорткары от гоночных только наличием номерных знаков. Сегодня профессиональный автоспорт развился до невероятных высот, но еще существуют автомобили максимально приближенные к гоночным. Отличный пример – Ford GT второго поколения, выпускающийся с 2017 года.
Когда в начале 2000-х годов, на волне популярности ретро стиля, разрабатывался Ford GT первого поколения, перед дизайнерами стояла задача сделать суперкар максимально походим на классический прототип GT40, ковавший славу американского бренда в Ле-Мане 1960-х годов! Это накладывало определенные ограничения как на дизайн, так и на конструкцию автомобиля. Бесспорно, дизайнеры и конструкторы справились, но в следующем поколении Ford GT уже радикально отличался от предшественников. Ходят слухи, что автомобиль разрабатывался группой энтузиастов без ведома высшего руководства корпорации, что представляется крайне сомнительным утверждением. Под проекты такого уровня выделяются огромные бюджеты и сотни, если не тысячи, инженеров – давно канули в лету времена, когда в свободное от работы время несколько одержимых специалистов могли разработать суперкар.
В конструкции автомобиля широко использованы современные сверхлегкие материалы, обеспечивающие превосходное соотношение мощности и массы, а система активной аэродинамики - необходимую стабильность и прижимную силу на скоростях до 350 километров в час. Кузов автомобиля состоит из карбонового монокока с алюминиевыми подрамниками спереди и сзади, к которым крепятся двойные поперечные рычаги, горизонтальные (привет, автоспорт!) амортизаторы и активные стабилизаторы поперечной устойчивости, тормоза углерод-керамические. Кузов полностью изготовлен из углепластика, а по его обводам можно изучать аэродинамику. Автомобиль – чрезвычайно серьезный.
Не обошлось без ложки дегтя. Многих разочаровал отказ от традиционного для спортивных американских машин двигателя V8 в пользу более современного V6 семейства EcoBoost, знакомого по массе гражданских автомобилей Ford: от семейных кроссоверов, до полноразмерных пикапов… Конечно, двигатель не совсем как у F-150! Это проверенный в гонках серии IMSA агрегат объемом 3,5 литра (американцы опять закатили глаза) с двойным турбонаддувом внушительной мощности 650 лошадиных сил! Разгон до «сотни» занимает молниеносные 2,8 секунды.
Интерьер Ford GT не сильно роскошнее, чем у гоночной машины. В отделке в основном использовано углеродное волокно. Сиденья встроены в монокок для пущей жесткости - регулируются руль и педальный узел. Руль квадратный, как на болидах Формулы-1, с кнопками управления, приборка цифровая с массой информации, по сути, необходимой только профессионалам. В целом, может сложиться впечатление, что езда на Ford GT – это работа, причем тяжелая. Так оно и есть, автомобиль не приспособлен к расслабленным вояжам вдоль побережья, его стихия – гоночная трасса! Для владельцев, наверное, это и есть главное: осознание того, что у тебя гоночная машина, на которой можно доехать до Ашана.
Концепт-кар дебютировал 2015 году на автосалоне в Детройте – родине американского автопрома, и одновременно, на радость геймерам, стал доступен пользователям Forza Motorsport 6. А перед началом продаж, Ford c помпой отпраздновал 50-летие первой победы Ford GT40 в 24-часах Ле-Мана (в основном над Ferrari 😉), одержав победу в классе GTE-Pro в 2016 году. Ford GT триумфально вернулся в Ле-Ман!
Конечно, нельзя не порекомендовать к прочтению книгу «Ford против Ferrari. Реальная история», даже если Вы смотрели великолепный фильм с Кристианом Бейлом и Мэттом Деймоном. Кино очень хорошее, но книга освещает события и задействованные персонажи гораздо подробнее и интереснее.
Автомобиль собирается практически вручную и продается только проверенным клиентам. В начале производства Ford даже судился с гражданами, которые сразу после покупки продавали автомобили по спекулятивной цене. Интерес к машине был огромным и конечно многим важнее деньги, а не возможность прикоснуться к истории автомобильного спорта! Стоят такие б/у GT сегодня в районе миллиона долларов, а новый кому попало не продадут...
Сергей Клюшниченко
Фото RM Sotheby’s и Schaltkulisse GmbH