В мире существует более тысячи премий и конкурсов в области литературы. Основная задача всевозможных наград – выделить из множества литературных творений одно-единственное и неповторимое. Книга, получившая премию, издается большим тиражом, на обложке обязательно укажут, что именно эта книга является лучшей в своем жанре. И чем большей известностью обладает премия, тем больше людей захотят прочесть книгу.
В 2022 году список лауреатов мировых и российских литературных премий – это новые имена, остросоциальная тематика и жизнь эпохи сквозь призму жизни человеческой души. Литературным трендом года стало осмысление недавнего трагического прошлого и осторожные прогнозы на будущее. Лауреат «Большой книги» Сергей Беляков стержнем документального романа «Парижские мальчики в сталинской Москве» сделал обстоятельно откомментированный дневник сына Марины Цветаевой. Букеровский лауреат Шехан Карунатилака предлагает читателям путь от ужасов гражданской войны на Шри-Ланке в непростое, полное противоречий настоящее. В романе китайского прозаика Юй Хуа личные воспоминания накладываются на коллективную память поколения, представляя собой настоящее свидетельство эпохи. «Эшелон на Саморканд» Гузель Яхиной – это роман-путешествие и новая «Путевка в жизнь». А лауреат «Ясной поляны» Дмитрий Данилов в антиутопии «Саша, привет!» делает такой прогноз на завтра, который кажется, сбывается сегодня.
Через безжалостно правдивое описание прошлого осмыслить тревожную современность и найти новые источники радости в жизни, - это литературный 2022 год.
Хотя в 2022 году многие отечественные литературные премии и были поставлены на паузу, а некоторые, увы, вообще прекратили свое существование, но все-таки литпроцесс шел: загорались новые звезды, а старые — вспыхивали новыми произведениями.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР
Национальный бестселлер. Это ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течении календарного года. Девиз премии – «Проснуться знаменитым!»
Но в 2022 году оргкомитет премии «Национальный бестселлер» принял решение не присуждать премию за лучшую книгу и отказаться от торжественной церемонии вручения. Причиной отмены «Национального бестселлера» организаторы назвали военную операцию на Украине. По словам ответственного секретаря премии Владислава Толстова, сейчас «не то время». Двадцать второй сезон российской литературной премии «Национальный бестселлер» («Нацбест») закончился на этапе объявления списков книг, набравших наибольшее число баллов при голосовании. В список книг-финалистов вошли: «Фашисты» Кирилла Рябова, «Хроника Горбатого» Софии Синицкой, «Типа я» Ислама Ханипаева, «Подлинная история Анны Карениной» Павла Басинского, «Бубуш» Юлии Кисиной и «Капибару любят все» Сергея Авилова.
- КИРИЛЛ РЯБОВ «Фашисты» — 7 баллов
- СОФИЯ СИНИЦКАЯ «Хроника Горбатого» — 7 баллов
- ИСЛАМ ХАНИПАЕВ «Типа я» — 7 баллов
- ПАВЕЛ БАСИНСКИЙ «Подлинная история Анны Карениной» — 6 баллов
- ЮЛИЯ КИСИНА «Бубуш» — 6 баллов
- СЕРГЕЙ АВИЛОВ «Капибару любят все» — 5 баллов
Кирилл Рябов «Фашисты»
Кирилл Рябов - петербургский прозаик, печатался в литературных журналах «Нева», «Октябрь» и др.
В сборнике «Фашисты» семь рассказов. Герои повествования одинаково брошены государством, богом, людьми, тотально одиноки и несчастны где-то внутри. Неустроенность, внутренние беспокойство, неразрешенность житейских проблем выгоняют их из домов, на улицы, в другие города, в пивные, в чужие квартиры, на кладбища и даже на съемочные площадки. В заглавие сборника вынесен рассказ «Фашисты». Это история молодой матери-одиночки, которую позвали в волшебный мир кино. Героиня мечтает о том, как кино изменит ее жизнь, но жизнь жестче. Кино, оказалось, про войну: несчастную женщину с малолетней дочерью заставляют из дубля в дубль лежать на холодной земле и деловито расстреливают в какой-то яме.
«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей», - сказал когда-то классик устами своего героя. Пожалуй, в первую очередь, сборник рассказов Кирилла Рябова - о душах и сердцах, томящихся в промежуточной зоне между светом и тьмой. Мир героев рассказов будто разделен на «снаружи» и «внутри». «Внутри», даже с близкими людьми, - одиноко и тревожно, «снаружи» - бесприютно, порой страшно, порой смешно.
О книге Кирилла Рябова «Фашисты» рассказывает номинатор премии «Национальный бестселлер» Виктория Сафонова: «Я полагаю, что проза Кирилла Рябова - это русская литература высшей прозы. Читать ее больно и смешно одновременно. Как больно и смешно быть в наши дни человеком. Это чудо и счастье, которые прекрасны и удивительны по определению, абсурдны - и потому-то им и веришь».
«Хроника Горбатого» Софии Синицкой
София Синицкая — петербургская писательница, финалист премий «НОС», «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Ясная Поляна». Ее проза метафорична, в ней много фантасмагории и самобытного юмора. Никогда не знаешь, чем обернется та или другая ее история – мрачной сказкой, будничной драмой или красочным фейерверком.
Сюжет «Хроники Горбатого» охватывает несколько столетий, а действие разворачивается в городе Выборг – от момента его снования шведами до наших дней. Карелы, новгородцы, шведы, финны - всех повидала эта земля, и все оставили на ней свой след. Мириады персонажей разного возраста, этноса и миропонимания, не зная друг друга, крепко сплетаются судьбами, исторические факты соседствуют с мифами, а документальная летопись перетекает в магический реализм.
«Книга “Хроника Горбатого” – это мое признание в любви к городу Выборгу и всему Карельскому перешейку с его суровой красотой и удивительной, полной драматизма историей. В XII веке шведский крестоносец Фома Горбатый явился в эти земли, чтобы огнём и мечом внушить людям любовь к Христу, но вместо этого сам влюбился в язычницу – карельскую ткачиху Медведицу. Они стали родоначальниками большой семьи, их потомки жили в Выборге-Виипури, защищали свой город во время Северной, Зимней и Великой Отечественной войны, но в конце концов были вынуждены навсегда его покинуть». София Синицкая
Ислам Ханипаев «Типа я»
«Типа я» Ислама Ханипаева – это обаятельная повесть о взрослении восьмилетнего мальчика из Дагестана по имени Артур. Он живет в приемной семье с «типа» мамой и «типа» братом и мечтает стать суперкрутым воином. В этом Артуру помогает его воображаемый друг по имени Али, и Суперкрутая команда, состоящая из его всамделишных друзей. У Артура есть цель: ему необходимо узнать тайны своего прошлого, одолеть в драке одноклассника Гасана-Вонючку и узнать, кто такой Баха - финальный босс, которого Артуру, по его мнению, суждено победить.
Написать хорошую книгу от лица ребенка – сложная задача, ведь нужно вспомнить это удивительное и непосредственное восприятие мира, отсутствие полутонов в суждениях, открытость, однозначность и бесконечную веру в то, что все обязательно будет хорошо! Автору удалось не только вспомнить, но и вернуть на какое-то время читателя в хрупкую, трепетную и не всегда сказочную пору детства.
Книга расскажет о второкласснике Артуре, пережившем страшную трагедию, суровом Дагестане и взрослых-обманщиках, благие намерения которых ни к чему хорошему не приводят.
«Подлинная история Анны Карениной» Павла Басинского
«Подлинная история Анны Карениной» - своего рода путеводитель по роману Льва Толстого. Казалось бы, "Анна Каренина" исследована вдоль и поперёк. Но сколько же в ней всё-таки секретов, загадок и деталей!
Автор возвращает нам то позабытое чувство, которое испытывает ребёнок, когда читает первую "серьёзную" энциклопедию с названием в духе "Хочу всё знать". Сколько, оказывается, на свете интересного! Точнее, не на свете, а в великом романе Толстого. Басинский комментирует непонятные современному читателю реалии, детали быта, особенности устройства общества. В книге Павел Басинский обращается к самым неясным и неоднозначным сюжетным поворотам романа и пытается их истолковать.
Отчего Кити так ждала от Вронского приглашения именно на мазурку? Почему черновая версия названия романа – "Молодец баба"? череда каких обстоятельств привела Анну под колеса поезда?
Басинский уважает своего читателя, потому будто идёт к разгадкам вместе с ним, обращая внимания на детали, прототипы, комментируя «темные места» и анализируя текст.
Часть фактов автор почерпнул из воспоминаний Сергея Толстого, сына писателя. Книга проиллюстрирована редкими фотографиями и живописью из архива музея-усадьбы «Ясная Поляна» и Государственного музея Л. Н. Толстого.
«Капибару любят все» Сергея Авилова
Есть ли счастье после сорока? Герой Сергея Авилова на ощупь пытается определить, как жить с собой настоящим и примириться с отголосками прошлого.
У главного героя романа «Капибару любят все», сорокалетнего Сергея Ольховского, внешне все хорошо. У него есть работа, на которую не надо ходить, но которая приносит деньги. У него есть жена, сын, дача, собака и автомобиль. Нет только покоя в душе. Отчаяние, обусловленное кризисом среднего возраста, толкает героя на необычные поступки. Он отправляется в совместное путешествие к Баренцеву морю с девицей легкого поведения. Когда-то он ездил туда на рыбалку с маленьким сыном, а теперь пытается вернуть хорошие, сильные впечатления, отправившись в те же места с юной и не очень разборчивой особой.
Он: писатель, ковыряющийся в себе, разочаровавшийся в жизни, ничего не ждущий. Она: простоватая, бесхитростная, вульгарная. Между ними так мало общего, что сразу понятно: хеппи-энда не будет, от такого отпуска герою станет лишь хуже.
«Счастья хотелось не меньше, чем раньше, но теперь оказалось, что оно уже было — он его просто не заметил».
Юлия Кисина «Бубуш»
Юлия Кисина - писатель и художник. В 80-90‑е годы принадлежала к кругу нового русского авангарда, участвовала в неофициальной художественной и литературной жизни Москвы и Ленинграда.
История в романе «Бубуш» – противостояние двух миров, в одном из которых живет мать нестареющего поэта Энди, чудом избежавшая концлагеря в Париже сорок второго, а в другом – его девушка по прозвищу Бубуш. Оба мира полны призраков, оба виртуальны и параллельны жизни, происходящей, по сюжету, между Берлином и Сан-Франциско. Какой из них настоящий – предстоит выяснить героям этого гениального, сумбурного, сумасшедшего романа.
«Нацбест» выполнил свою главную задачу: в конкурс пришли книги, которым номинаторы хотели дать шанс быть узнанными, отмеченными. Члены жюри читали, изучали, составляли свои суждения о прочитанном. Писатели получили то, о чем мечтает каждый автор, — реакцию заинтересованного, умного, компетентного и, в большинстве случае, доброжелательного читателя.
ЯСНАЯ ПОЛЯНА
Ясная поляна. Эта литературная премия учреждена в 2003 году. Позиционирует себя как премия такая достаточно консервативная, развивающая реалистическую традицию в русской литературе.
Вручается современным авторам за произведения, которые несут в себе идеалы человеколюбия, милосердия и нравственности, отражают гуманистические традиции классической русской литературы и творчества Льва Толстого.
В 2022 году в номинации «Современная проза» премию получил роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!» - антиутопия о пулемете по имени Саша и его карающей роли.
Дмитрий Данилов — драматург, прозаик, поэт. Лауреат многих премий. За кажущейся простотой его текстов прячется философия тонко чувствующего и всё подмечающего человека, а в описаниях повседневной жизни — абсурд нашей действительности.
Роман «Саша, привет!» многими критиками называется главным текстом уходящего года. Он попал в шорт-листы основных литературных премий, но в итоге получил только одну, хотя и очень престижную, награду – премию «Ясная Поляна».
По сюжету преподаватель литературы московского вуза Сергей влюбился в свою студентку и изменил жене, и за это по закону ему полагается смертная казнь. Никого из близких Сергея не удивляет абсурдность приговора, к происходящему они относятся равнодушно и покорно – ну а что поделать, если такие законы? Впрочем, смертный приговор – это только начало нелепого конца. Ведь способ казни для приговоренных придуман очень странный, не гарантирующий ни вечного покоя, ни забвения. Каждый день смертника выводят из камеры на прогулку по коридору, где стоит «Саша» – пулемет, выкрашенный белой краской. Неизвестно, когда именно и в какой день выстрелит «Саша» и произойдет ли это вообще. Ожидание смерти становится особо извращенной пыткой для узника. Абсурд и жестокость в холодных реалистических декорациях – поразительное и угнетающее сочетание, напоминающее об абсолютной ценности личной свободы.
«Ясная поляна», как известно, интересна еще и тем, что с 2015 года награждает и иностранных авторов и их переводчиков на русский язык.
Лауреатом в номинации «Иностранная литература» стал один из самых ярких современных китайских писателей Юй Хуа с романом «Братья» .
Детство и юность Юй Хуа прошли во время Культурной революции, и неслучайно сюжеты его произведений тесно связаны с этим периодом китайской истории. Особенностью стиля ранних рассказов, а также романа «Братья», является подробное описание сцен насилия. Действие романа разворачивается на протяжении 40 лет в небольшом провинциальном городе Лючьжень под Шанхаем – уменьшенная модель всего Китая с характерными социальными типажами и их трансформацией (бойцы идеологического фронта становятся пиарщиками, комсомолки — хозяйками борделей, маргиналы — олигархами). Главные герои — два брата — становятся символом проигравших и выигравших от изменений, которые произошли в Китае начиная со второй половины XX века. Через историю их взаимоотношений Юй Хуа показывает путь страны из недавнего прошлого с ужасами «культурной революции» в непростое, полное противоречий настоящее.
Евгений Водолазкин, член жюри литературной премии «Ясная Поляна», прокомментировал:
«Роман “Братья» — это необычная книга. Читая ее, я думал, чему она может научить русского читателя? Ведь мы читаем иностранные книги не столько для того, чтобы понять, как там, сколько для того, чтобы оценить, как здесь, используем их в качестве зеркала. Роман совершенно удивителен: некоторые относят его к постмодернизму. С тем же правом его можно назвать фарсовым или отнести к другому жанру. Я считаю, что Юлия Дрейзис — переводчица романа — совершила настоящий филологический подвиг».
«Братья» - Восхитительная эпопея, комедийная, драматическая, трогательная, в которой есть место нашим «Хождению по мукам», «Анне Карениной» и «Золотому теленку». Пусть вас не пугает китайские реалии, книга прекрасна. А перевод Юлии Дрейзис выше всяких похвал, так же отметило жюри премии.
БУКЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ
Мировые литературные премии продолжают открывать нам известных писателей. Так, в 2022 году Букеровскую премию жюри присудило писателю из Шри-Ланке Шехану Карунатилаке за роман «Семь лун Маали Алмейды».
Букеровская премия - одна из самых престижных наград в мире английской литературы. Вручается за лучший роман, написанный на английском языке. Уже само выдвижение на премию Букера является свидетельством несомненных достоинств книги, недаром ее называют книжным «Оскаром».
«Семь лун Маали Алмейды» - второй роман Карунатилака. По сюжету главный герой, военный фотограф, ведет с того света расследование собственного убийства, и у него есть «семь лун», чтобы разобраться в произошедшем. Дело при этом происходит на фоне гражданской войны. Из загробного мира герой пытается связаться со своими близкими, чтобы привести их к тайнику с фотографиями, которые должны потрясти Шри-Ланку.
Шехан Карунатилака рассказал, как он решился написать роман: Я начал думать об этом в 2009 году, после окончания гражданской войны, когда разгорелся ожесточенный спор о том, сколько мирных жителей погибало и по чьей вине. История о приведениях, в которой мертвые могут предложить свою точку зрения, казалась достаточно странной идеей, чтобы ее реализовать, но у меня не хватило смелости написать о настоящем, поэтому я вернулся на 20 лет назад, в темные дни 1989 года».
Председатель жюри, британский искусствовед и писатель Нил Макгрегор, объявляя имя победителя, назвал произведение «Метафизическим триллером», загробным нуаром, который растворяет границы не только разных жанров, но также жизни и смерти, тела и души, Востока и Запада».
Макгрегор добавил, что роман, рассказывающий о «кровавых ужасах гражданской войны в Шри-Ланке, позволяет читателю открыть так же «нежность и красоту, любовь и верность, стремление к идеалу, которое оправдывает каждую человеческую жизнь».
МЕЖДУНАРОДНАЯ БУКЕРОВСКАЯ ПРЕМИЯ
«Могила из песка», Гитанджали Шри
Международная букеровская премия. Появилась, как дополнение к «Букеру» в 2005 году. Лауреатом Международного букера может стать автор, пишущий на любом языке, - при условии, что его книги переводились на английский. Лауреатами становятся автор и переводчик, которые в равной степени делят приз.
В 2022 году награду получила писательница из Индии Гитанджали Шри с романом «Могила из песка». Это первая книга, написанная на хинди, которая удостоилась высокой награды. Судьи назвали роман «увлекательным, забавным и совершенно оригинальным».
Книга Шри рассказывает о приключениях 80-летней женщины из Северной Индии в середине сороковых годов прошлого века. Героиня переживает сильную депрессию из-за смерти мужа. Она сталкивается с непониманием собственной дочери и решает уехать в Пакистан, с которым у Индии много десятилетий длится затяжной военно-политический конфликт. Ее родные в ужасе, героиню не могут остановить никакие границы, и она твердо намерена посетить соседнюю страну. Поездка рождает в героине болезненные воспоминания о разделе страны, но в итоге она находит новые источники радости в жизни.
«В книге отражен протест против разрушительного воздействия границ и ограничений – будь то границы между религиями, странами или полами», - говорится в решении жюри.
Премии со словом «букер» - нередкое явление в кругу читателя. Здесь следует упомянуть, что как ответ британской премии «Букер», в России зародились и какое-то время существовали премии «Русский букер» и «Антибукер» - и та, и другая прекратили свое существование.
БОЛЬШАЯ КНИГА
А вот «Большая книга» - одна из главных и престижных литературных наград современной России. Вручается ежегодно, начиная с 2005 года, за лучшее прозаическое произведение большой формы, опубликованное в отчетном году. Делится по степеням: первая, вторая и третья + три приза зрительских симпатий.
Первая премия «Подлинная история Анны Карениной» Павла Басинского
Первое место получил Павел Басинский - писатель, один из лучших специалистов по творчеству Льва Николаевича Толстого за документальный роман «Подлинная история Анны Карениной».
Басинский известен так же как литературный критик, литературовед. Состоит в жюри литературной премии «Ясная поляна». Его увлекательные документальные книги о жизни и творчестве Льва Толстого подняли волну интереса к феномену «яснополянского апостола» («Лев Толстой»: Бегство из рая», «Святой против Льва», «Лев в тени Льва»).
Басинский уже становился лауреатом «Большой книги – 2010» с книгой «Лев Толстой: бегство из рая», посвященной последним дням жизни классика. «Подлинная история Анны Карениной» стала в некотором роде продолжением первой работы Басинского. В новой книге автор исследует происхождение одного из самых известных в мировой литературе женских образов. Кроме того, Басинский рассказывает об истории создания романа «Анна Каренина». Например, кто стали прообразами главных героев книги и как реалии XIX в., а также личная история писателя были отражены в произведении и повлияли на его сюжет.
Работая с архивами и документами, Павел Басинский выяснил, что на замысел книги оказало большое влияние самоубийство экономки, которая работала в соседнем имении. Женщина бросилась под поезд на ближайшей станции из-за неверности любимого. Опознавать ее пришлось самому Толстому.
Басинский предлагает несколько убедительных версий того, кто стал прототипом главной героини. Это и сестра Льва Толстого, у которой тоже был несчастный, не признанный обществом роман и незаконнорожденный ребенок, и старшая дочь Александра Пушкина Мария Гартунг – описание внешности Анны Карениной полностью совпадает с обликом Марии, какой ее запомнили современники, вплоть до платья и украшений.
«Анна Каренина» - наверное, самое загадочное произведение Льва Толстого. Почему оно до сих пор вызывает споры? Мы многого не знаем о суровых законах и парадоксальных нравах золотого девятнадцатого века. Павел Басинский исследует роман глазами любопытного и преданного читателя. Факты, собранные вместе, удивляют, обескураживают и дают объяснения многим странностям этой трагической истории любви.
«Я отдаю себе отчёт, что никакой подлинной истории Анны Карениной не существует. Анн Карениных столько же, сколько читателей этого романа. Но я льщу себя надеждой, что моя книга поможет таким же, как я, фанатикам, подсевшим на этот роман, разобраться в своих личных Аннах. Разумеется, не согласившись со мной». Павел Басинский.
Вторая премия «Имя Розанова» Алексея Варламова
Второе место жюри присудило Алексею Варламову, автору биографии «Имя Розанова». Лауреат отметил: «Когда награждается биография, то это не только награда автора, но и героя. Спасибо Василию Розанову, первому русскому блогеру по сути. Мне было важно рассказать о его жизни, о его семье.
Алексей Варламов - русский писатель и публицист, исследователь истории русской литературы 20 века. Автор ряда публицистических и литературных статей. Член жюри литературной премии «Ясная поляна». Постоянный автор серии «Жизнь замечательных людей». В серии ЖЗЛ Варламов выпустил книги о Михаиле Пришвине, Александре Грине, Алексее Толстом, Григории Распутине, Василии Шукшине, Михаиле Булгакове, Андрее Платонове.
О Василии Васильевиче Розанове (1856-1919) написано огромное количество книг, статей, исследований, диссертаций, но при этом он остается самым загадочным, самым спорным персонажем Серебряного века.
Книга Алексея Варламова «Имя Розанова» непохожа на традиционную биографию. Это прекрасная интеллектуальная проза, да еще и с увлекательно закрученным сюжетом. Порою книга напоминает детектив, чтение которого захватывает с первых страниц. Детективный сюжет поэтапно отражает жизнь героя с ее драматизмом и крутыми поворотами судьбы.
Судьба Василия Розанова и до, и после смерти складывалась, надо сказать, не просто. В свое время, то есть до революции, он был знаменит, а потом на долгие годы забыт и только относительно недавно появился из небытия с ореолом писателя-классика. История Розанова - это история блистательных побед и поражений, счастья и несчастья, того, что Блок называл непреложным законом сердца: "радость - страданье одно".
Третье место «Парижские мальчики в сталинской Москве»
Третье место занял документальный роман «Парижские мальчики в сталинской Москве» историка Сергея Белякова. Своего рода откоментированный дневник сына Марины Цветаевой. Книга так же стала обладателем специального приза «Выбор поколения», учрежденного премией «Большая книга» в 2022 году с целью популяризации современной прозы в молодежной среде и повышения интереса к отечественной литературе.
Сын Марины Цветаевой Георгий Эфрон, более известный под домашним именем "Мур", родился в Чехии, вырос во Франции, но считал себя русским. Однако в предвоенной Москве одноклассники, приятели, девушки видели в нем - иностранца, парижского мальчика. "Парижским мальчиком" был и друг Мура, Дмитрий Сеземан, в это же время приехавший с родителями в Москву. Жизнь друзей в СССР кажется чередой несчастий: аресты и гибель близких, бездомье, эвакуация, голод, фронт, где один из них будет ранен, а другой погибнет.… Но в их московской жизни были и счастливые дни.
На церемонии также объявили имена трех писателей, чьи произведения набрали наибольшее количество голосов в народном голосовании, проходящем ежегодно на книжном рекомендательном сервисе LiveLib, который входит в ГК «ЛитРес».
Итоги читательского голосования:
На первом месте - «Эшелон на Самарканд» Гузели Яхиной,
на втором месте - «Подлинная история Анны Карениной» Павла Басинского,
на третьем месте - «Каждые сто лет» Анны Матвеевой.
«Эшелон на Самарканд» Гузели Яхиной
Гузель Яхина – самая яркая дебютантка в истории российской литературы новейшего времени, лауреат премий “Большая книга” и “Ясная Поляна”, автор бестселлеров “Зулейха открывает глаза” и “Дети мои”.
Ее новая книга “Эшелон на Самарканд” - о детях голодающего Поволжья… 1923 год. Начальник эшелона Деев и комиссар Белая эвакуируют пять сотен беспризорных детей из Казани в Самарканд. Череда захватывающих и страшных приключений в пути, обширная география - от лесов Поволжья и казахских степей к пустыням Кызыл-Кума и горам Туркестана, палитра судеб и характеров: крестьяне-беженцы, чекисты, казаки, эксцентричный мир маленьких бродяг с их языком, психологией, суеверием и надеждами…
«Каждые сто лет» Анна Матвеева
"Каждые сто лет" - роман с дневником" - удивительная, личная и очень современная история, сложенная из монологов, дневниковых записей, писем и рассказов о двух женщинах, разделенных веком. Ксеничка Лёвшина начинает вести дневник на исходе XIX века в Полтаве. Ее записи находит в Свердловске советская девочка Ксана Лесовая и в подражание заводит собственную тетрадь, в которую записывает все, что ее тревожит.
Но разве дневники не пишут для того, чтобы их кто-то прочёл? Взрослее Ксана, талантливый переводчик, постоянно задает себе вопрос: насколько можно быть откровенной с листом бумаги, и, как в детстве, продолжает искать следы Ксенички. Похоже, судьба водит их одними и теме же путями и упорно пытается столкнуть. Да только между ними - почти сто лет…
Предлагаем посмотреть виртуальную выставку по теме "Литературные премии 2022"
http://virtualvyst2022.tilda.ws/page34732123.html
О. С. Копырина, библиограф Белоярской библиотеки