Найти тему
АиФ–Тула

Услуги юристов и платный возврат. На что жалуются тульские потребители?

Оглавление
   Услуги юристов и платный возврат. На что жалуются тульские потребители?
Услуги юристов и платный возврат. На что жалуются тульские потребители?

15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Чем чаще всего недовольны туляки и как их права защищаются - в материале tula.aif.ru.

Обращений всё больше

«Одно из основных направлений деятельности Управления - работа с обращениями жителей нашей области, количество которых ежегодно растёт. Только за 2022 год по вопросам защиты прав потребителе рассмотрено порядка 16 тысяч обращений, а за 2021 - 13,4 тысяч. За два месяца этого года с жалобами обратились уже 1,5 тысячи потребителей», - рассказывает заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области Марина Безбородова.

Большинство письменных обращений связано с требованиями потребителей имущественного характера и отказом хозсубъектов их удовлетворить. Такие споры решаются только в суде. В итоге часть жалоб стала основанием для проведения профилактических мероприятий или послужила поводом для обращения в суд в защиту прав конкретного человека.

Так, многодетная мать купила у индивидуального предпринимателя кухонный гарнитур. Мебель была с недостатками, поэтому женщина решила вернуть деньги. Претензию оставили без удовлетворения. Тогда тулячка обратилась в региональный Роспотребнадзор. В итоге ей вернули 77 тыс. руб., уплаченные по договору, а с предпринимателя взыскали неустойку в 30 тыс. руб., моральный вред в – 10 тыс. руб. и штраф за отказ вернуть деньги в добровольном порядке.

Наибольшее количество нареканий потребителей касается как раз сферы розничной торговли – порядка 60%. Также туляки жалуются на предоставление бытовых, финансовых, туристских услуг и услуг связи.

Юристы тоже обманывают

В прошлом году выросло и число обращений, связанных с оказанием юридических услуг. В таких случаях, как правило, пострадавшие - это пенсионеры, люди предпенсионного возраста, другие социально-уязвимые категории жителей региона, которые не обладают достаточными знаниями в юриспруденции.

Недобросовестные юрфирмы чаще всего отказывались расторгать договор по требованию потребителя и возвращать деньги, обманывали, сообщая о несуществующих нарушениях и перспективах восстановления якобы нарушенных прав.

В защиту нарушенных прав потребителей юридических услуг сотрудники Роспотребнадзора в судебные органы подали восемь исковых заявлений, дали шесть заключений в судах, чтобы защитить права горожан. По рассмотренным и удовлетворённым девяти искам в пользу потребителей присуждены 668 тыс. руб. с компенсацией морального вреда в 43 тыс. руб.

Платить за возврат?

Обращения туляков, которые связаны с дистанционной торговлей - через маркетплейсы, составляют порядка 6% от общего числа поступивших письменных жалоб. Суть обращений касалась в основном разрешения имущественных споров, связанных с возвратом товаров надлежащего и ненадлежащего качества, нарушением срока доставки, некомплекта и повреждения товара, доставки товара, не соответствующего договору.

А «благодаря» онлайн-торговле появился ещё один повод для обращений.

«Я заказала в интернет-магазине несколько костюмов для собаки, чтобы была возможность подобрать нужный размер и качество, - рассказывает Ольга Метлина. – Ни один не подошёл, отказалась от всех. Так с меня пытались списать по сто рублей за каждый отказ. Благо, средств на карте не было. Иначе пришлось бы ни за что заплатить 1200 руб. Я им написала, в итоге ни ответа, ни привета».

Массовые обращения, связанные с удержанием денег с потребителей за возврат товара ненадлежащего качества, поступают в Роспотребнадзор с конца прошлого года.

Специалисты утверждают, что такие действия незаконны, поскольку за товар ненадлежащего качества должен платить продавец, расходы на возврат суммы, уплаченной потребителем в соответствии с договором розничной купли-продажи за товар ненадлежащего качества, также несёт продавец. Чтобы защитить нарушенные права жителей региона Управление направило исковое заявление в суд о прекращении интернет-магазином противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей. Иск находится на рассмотрении.

Куда обращаться?

  • Горячая линия по вопросам прав потребителей: 8 (4872) 55-55-50
  • Консультационный центр «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области»: 8(4872) 22-33-51
  • Единый Консультационный центр Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43 (звонок по России бесплатный)

Также туляки могут получить бесплатную консультацию в Общественной приёмной по четвергам с 13.00 до 16.00 и в отделениях МФЦ (каждую первую среду месяца):

  • в Туле по адресу пр. Ленина, д. 63,
  • в Новомосковске по ул. Московская, д.7,
  • в Суворове ул. Ленина, д.12.

Направить письменную жалобу можно почтовой корреспонденцией по адресу - Тула, ул. Оборонная, д. 114 или через сайт Роспотребнадзора, заполнив специальную форму.

Советы при покупке товаров на маркетплейсах

  • Ознакомьтесь с информацией о продавце и товаре
  • Прочитайте отзывы
  • Обратиться с претензией можно в течение гарантийного срока
  • При отказе обратитесь повторно, ссылаясь на закон
  • Сам маркетплейс, если он не значится продавцом, не должен принимать и рассматривать претензии