С россиян могут снять избыточную нагрузку в процессе гаражной амнистии. Такой законопроект находится на рассмотрение в Госдуме. В Новосибирске 90 % гаражей вне закона и в любой момент пойдут под снос.
Документ предполагает отмену обязанности предоставления техплана сооружения, в том случае, если информация о нем уже имеется в ЕГРН. Эта мера способна снизить финансовую нагрузку на людей, говорится в пояснительной записке к проекту. Оформление такого плана и правда довольно немало стоит. В зависимости от габаритов гаража и субъекта цены доходят до 15 тыс. рублей, сказал руководитель департамента аренды и продажи коммерческой недвижимости федеральной компании «Этажи» Антон Лескин.
Действительно, важно последовательно уменьшать бюрократическую и финансовую нагрузку на людей в реализации их имущественных прав, уверен член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.
С другой стороны, одна из основных задач гаражной амнистии (упрощенного оформления права собственности на гаражи и землю под ними) — упорядочивание рынка таких объектов в стране. Под амнистию могут попасть сооружения, которые были созданы до 2004 года. За эти годы владельцы зачастую достраивали их по своему смотрению, и новый техплан призван отследить такие манипуляции.
Впрочем, если не возникла спорная ситуация в отношении данных, которые содержатся в ЕГРН, особого смысла в составлении и оплате техплана нет, сказал Антон Лескин «Известиям».
Многие жители Новосибирска прекрасно помнят, как несколько лет назад в городе начался массовый снос железных гаражей. Сооружения, зачастую установленные без плана, конечно, не украшали столицу Сибири, а строительным компаниям нужны были участки под застройку. Тогда многим владельцам гаражей пришлось срочно от них избавляться. Выходов, как правило, было два: боксы либо вывозили на загородный участок (на дачу, в деревню), либо продавали на металлолом по бросовой цене — за 5–10 тысяч рублей.
Напомним, в начале апреля 2021 года президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который очень скоро стали называть «гаражной амнистией».
— Закон распространяется на тех, у кого нет правоустанавливающих документов на гараж. Напомню, что в нашей стране единственным доказательством существования права является запись в государственном реестре, — пояснила руководитель Управления Росреестра по Новосибирской области Светлана Рягузова. — Но в 80–90-е годы многие гаражи были построены хозяйственным способом, или граждане получили их от предприятий. В стране таких объектов довольно много, и их владельцы не могут ими распорядиться. Поэтому главная цель принятия закона — зарегистрировать право собственности на гараж.
По словам Светланы Рягузовой, алгоритм действий тут подобен «дачной амнистии», которая действовала в нашей стране 14 лет и сейчас продлена. Для начала необходимо подать в орган местного самоуправления заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие права. Это может быть, к примеру, справка о выплате пая в гаражном кооперативе или документ о выделении участка под гараж.
Если предоставляемый земельный участок не состоит на кадастровом учете, то к заявлению следует приложить схему расположения земельного участка, подготовленную кадастровым инженером. После ее утверждения органами местного самоуправления гражданину необходимо подготовить межевой план, который также представляется в органы МСУ. В принципе, дальше можно не беспокоиться: после принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность гражданину мэрия или сельсовет по закону в течение пяти рабочих дней должны отправить пакет документов в Росреестр. Государственная пошлина за госрегистрацию прав уплачивается в соответствии с Налоговым кодексом РФ.