ПОЧТИ У 30% ЗАРАЗИВШИХСЯ COVID-19 НАБЛЮДАЕТСЯ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО
Автор: Эми Денни
COVID-19 может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), но исследования помогают выявить механизмы, которые стоят за этим, что позволяет глубоко понимать его связь с вирусом.
Когда вирус в кишечнике блокирует рецепторы ангиотензин-превращающего фермента-2 (ACE-2), это приводит к прерыванию метаболического процесса. Обычно транспортёр триптофана* работает вместе с ACE-2, но когда вирус блокирует ACE-2, организм не может усвоить триптофан.
Недостаточное усвоение триптофана, который является важной аминокислотой и содержится в пище, может негативно сказаться не только на настроении, но и на познавательных функциях из-за недостатка серотонина, который образуется из триптофана. Почти у 30% людей, заразившихся COVID-19, наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
«Вирус может вызывать депрессию напрямую из-за нарушения производства серотонина, антидепрессанта. Триптофан, необходимый для создания серотонина и предотвращения посттравматического стрессового расстройства, не усваивается должным образом при заражении вирусом. Поэтому заражённые могут иметь риск развития депрессии и ПТСР как от самого вируса, так и от нарушения усвоения триптофана», — сказал психиатр Адонис Сфера изданию The Epoch Times.
Это может объяснить явление, когда заражение вызывает у людей более высокий процент ПТСР, чем у ветеранов военных действий, где он составляет около 16%. Кроме того, исследования показывают, что ПТСР также связан с инфекциями, такими как ВИЧ и Эбола, где процент ПТСР среди заболевших достигает 30% и выше.
Ранее считалось, что ПТСР-расстройства были следствием участия в боевых действиях, но теперь это расстройство относится к широкому спектру травматических ситуаций. Биологические его механизмы сейчас более понятны, доступны новые методы лечения. Некоторые эксперты предлагают переименовать ПТСР в «травму послетравматического стресса».
После биологических исследований в 2021 году, доктор Адонис предположил, что COVID-19 нарушает кишечный и гематоэнцефалический** барьеры, а также вызывает преждевременное старение эндотелиоцитов***, что является процессом замедления клеточной активности, связанной со старением.
Этот процесс может активировать молекулы стресса и дать им доступ к миндалевидному телу и другим частям мозга. Это объясняет не только ПТСР, но и другие симптомы длительного влияния COVID-19, такие как хроническая усталость и путаница в мыслях. Эти результаты были подтверждены и другими исследованиями.
Механизм основан на том, что нарушение эпителиального барьера кишечника позволяет перемещаться микроорганизмам из микробиома**** — обычно закрытой среды обитания, где бактерии, вирусы и другие микробы живут в симбиозе, даже когда организм сражается с простудой. Исследования показали, что COVID-19 также вызывает потерю иммунопротекторных бактерий, таких как бифидобактерии.
Метаболизм триптофана возникает как побочный продукт деятельности бифидобактерий, поэтому при инфекции COVID-19 происходит двойное нарушение обмена триптофана.
Доктор Адонис отмечает, что эта аминокислота также участвует в производстве мелатонина, который помогает защищать организм от преждевременного старения клеток. Кроме того, потеря триптофана связана с развитием метаболического синдрома, повышенным артериальным давлением и риском инсульта.
Доктор отметил, что необходимо уделять внимание бифидобактериям и другим полезным микроорганизмам, иначе это может привести к последствиям, о которых мы ещё не знаем.
Он отметил, что у людей, столкнувшихся с желудочно-кишечными симптомами при заражении COVID-19, вероятность потери бифидобактерий выше, инфекции ВИЧ также приводят к потере микробов, и у таких пациентов часто возникает деменция. Подобные случаи деменции были зафиксированы и у пациентов с COVID-19. Это может быть предупреждением о более серьёзных хронических заболеваниях в будущем.
Данные одного исследования показали, что мРНК-вакцины также снижают уровень бифидобактерий.
Связь ПТСР и кишечника
Известно, что стресс изменяет микробиоту***** и функцию кишечного барьера, и исследования показывают, что некоторые люди более подвержены ПТСР из-за особенностей формирования микробиома в раннем возрасте и стрессового воздействия в детстве.
ПТСР — это диагноз, который обычно ставят людям, пережившим или столкнувшимся с опасной для жизни ситуацией. Хотя в таких ситуациях стресс является нормальной реакцией организма, но постоянные симптомы, которые мешают жить, могут быть признаком ПТСР.
В Министерстве ветеранов США выделяют четыре типа распространённых симптомов ПТСР:
- Вспоминания о травматических событиях, которые могут появляться в любое время в форме вспышек, кошмаров или сенсорных триггеров, называются повторным переживанием при ПТСР.
- Избегание ситуаций и людей, которые напоминают о травматическом событии, включая отказ говорить о нём. Также типом избегания является слишком «занятой» образ жизни и постоянная отвлечённость, чтобы не думать об этом.
- ПТСР может проявляться у человека в виде ухудшения настроения, в том числе попытки заглушить эмоции и чувства вины или стыда по поводу пережитого события. Всё это также симптомы ПТСР
- Физические симптомы быстрого сердечного ритма и дыхания связаны с гипервозбуждением. Они могут включать в себя повышенную бдительность и дрожь, а также затруднения в концентрации и сне.
В соответствии с исследованием, опубликованным в The Canadian Journal of Psychiatry в 2016 году, детские травмы могут изменять микробиому кишечника и приводить к долгосрочным нарушениям иммунной системы, что повышает вероятность развития ПТСР в более взрослом возрасте. Увеличение уровня противовоспалительных цитокинов****** и стресса также увеличивает вероятность развития ПТСР.
В статье, опубликованной в журнале Frontiers in Cellular Neuroscience в 2021 году, утверждалось, что наличие психиатрического диагноза до заболевания COVID-19 повышает вероятность повторения депрессии, тревоги и риска зависимости. При этом ограничительные меры, обязательная изоляция, социальное дистанцирование и отсутствие систем поддержки оказывали негативное воздействие на уязвимые группы населения.
«Опыт госпитализации с COVID-19, столкновение с необходимостью интубации, трахеостомии и возможностью смерти, усиливает восприятие угрозы жизни, способствует развитию расстройств, связанных со стрессом, а также депрессии и тревоги».
Реверберирующая травма COVID-19
ЛаДонна Смит испытала травму, связанную с COVID-19, которая отличалась от всего, что она когда-либо переживала, и по-прежнему сталкивается с проявлениями, начавшимися 18 месяцев назад.
«У меня был лёгкий случай COVID-19, но я всё равно очень переживала. Я боялась, что моя генетика может ухудшить течение болезни. Осознание этого было самым трудным для меня», — сказала она.
И её опасения были обоснованными. Перед тем как она заразилась COVID-19, вирус привёл к смерти её 87-летнего отца. Сестра Смит и её зять также были госпитализированы, изолированы друг от друга и посетителей, и не смогли принять участия в похоронах.
По словам ЛаДонны, её отец страдал деменцией, что значительно усложняло общение с ним во время госпитализации. А невозможность находиться рядом с ним в госпитале вызывала большое беспокойство, особенно учитывая, что он был испуган и вынужден был проходить через это один.
Смит с трудом сдерживала слёзы, когда рассказывала, что смогла взять отца за руку только после того, как его перевели из палаты в хоспис, но к тому времени он уже был в коме. Её восстановление после стресса продолжается и сейчас, но осложняется тем, что двое её взрослых детей переехали в другой штат, а также из-за хронических заболеваний, связанных с желудком.
«Изоляция, вызванная COVID, была очень трудной для меня. Однако я нашла поддержку в людях, которых Бог послал мне, и начала ходить на приём к психологу. С тех пор это стало для меня целебным процессом, который продолжается по сей день».
Применение окситоцина для лечения
Согласно исследованию, опубликованному в журнале Psychoneuroendocrinology в 2022 году, социальное дистанцирование и отсутствие физического контакта — факторы, которые влияют на уровень выработки окситоцина. Они непосредственно влияют на процесс выздоровления и будут иметь далекоидущие последствия для здоровья.
Авторы исследования отметили, что в результате социальных ограничений, связанных с пандемией, уровень психосоциального стресса повысился, а люди потеряли важный фактор для здоровья — социальную поддержку. Пандемия COVID-19 вызывает страх и оказывает существенное влияние на психическое здоровье населения всего мира.
Окситоцин — нейромедиатор, который часто называют «гормоном любви», потому что он влияет на связь между матерью и ребёнком и на близкие отношения, а также играет роль в регулировании серотониновой системы. Серотониновая система отвечает за эмоциональные функции и является одной из причин многих психических расстройств.
Уровень окситоцина и серотонина влияет на стресс, тревогу и социальные контакты.
Обзор исследований, опубликованных в 2022 году в журнале Frontiers in Endocrinology, говорит о возможной роли окситоцина в предотвращении и лечении COVID-19.
Исследования показывают, что окситоцин может регулировать иммунитет, снижать стресс и помогать в борьбе с вирусными инфекциями. Кроме того, он может уменьшать сердечно-сосудистые проблемы и способствовать регенерации тканей.
Его можно использовать в виде интраназального спрея для лечения психических расстройств и контроля веса, а также для стимуляции родов.
В статье говорится, что существуют естественные способы повышения уровня этого гормона:
- Усильте освещённость комнаты, так как яркий естественный свет и искусственное освещение оказывают схожее воздействие на организм;
- Больше слушайте музыку;
- Больше объятий и прикосновений;
- Принимайте пробиотики;
- Физнагрузка;
- Массаж;
- Медитация;
- Дыхательные упражнения;
- Ароматерапия;
- Чтение.
Авторы обзора в журнале Frontiers in Endocrinology считают, что окситоцин может играть важную роль в общем плане личной защиты от заболеваний, поэтому необходимо проводить дополнительные исследования в этой области и уделить ей больше внимания.
«Необходимо изучить возможность использования окситоцина для профилактики COVID-19 и других вирусных заболеваний, провести клинические исследования и найти лучший подход в применении естественного и искусственного окситоцина», — говорится в статье.
Эми Денни, журналист The Epoch Times, получила несколько наград в области расследовательской журналистики и здравоохранения.
=========================
* Триптофан — одна из 20 аминокислот, из которых строятся белки в нашем организме. Эта аминокислота является эссенциальной, то есть организм не может её синтезировать самостоятельно и должен получать с пищей.
** Гематоэнцефалический барьер (гематоэнцефалическая барьерная недостаточность) — состояние, при котором нарушается функция гематоэнцефалического барьера, который обычно защищает головной мозг от вредных веществ и инфекций в крови. Это может произойти из-за различных причин, включая травму головы, инфекционные заболевания, инфаркты и опухоли головного мозга.
*** Эндотелиоциты — клетки, которые выстилают внутреннюю поверхность кровеносных сосудов, сердечных клапанов и лимфатических сосудов. Они играют важную роль в поддержании нормальной функции кровеносной системы и взаимодействии с другими клетками в организме.
**** Микробиом — совокупность микроорганизмов, включая бактерии, вирусы, грибы и другие микроорганизмы, которые обитают нашем теле и в нашем окружении.
***** Микробиота — сообщество микроорганизмов, которые находятся внутри или на поверхности живых организмов. Включает бактерии, вирусы, грибки и другие микроорганизмы, живущие в тесном взаимодействии со своим хозяином.
****** Цитокины — белковые молекулы, которые выполняют разнообразные функции в иммунной системе и других процессах в организме.
Источник: The Epoch Times