Найти тему
Капитан Слепо

Город-миф.

Агатодемон — божество полей и виноградников и дух Везувия в виде змеи.
Агатодемон — божество полей и виноградников и дух Везувия в виде змеи.

Со школьной парты мы впитали в себя пару противоположностей "миф-реальность", как частное проявление парадигмы модерна. И мифу здесь отводится несколько уничижительное место. Он - безосновательная фантазия, грёзы неразвитого сознания древних невежественных людей, которые, не понимая природы вещей, сочиняли о ней всякие небылицы.

Но даже в такой трактовке мифу отводилось довольно почётное место - он становился основой культуры, общежития и общей картины мира, в которой непросвещённые люди могли хоть как-то согласовывать свои маленькие реальности и совместно действовать. Миф, конечно, приобретал и педагогическую роль, помогая воспитывать социально-приемлемую личность из примата (коим, в сущности, наукой признаётся человек), ложился в основу этического и эстетического воспитания. Но в общем и целом мифологическое сознание сегодня ставится ниже научного, как что-то детское и несерьёзное, сны человеческого разума.

Но давайте не будем сильно уж углубляться в философские материи (всё же статья о городе и не может быть безразмерной)), а посмотрим на это проще. Скажите мне, что в человеке более человечно: его сны или механика работы желудочно-кишечного тракта? В чём больше смысла?

Что такое человек - телесная биомеханика или миф, составляющий основу его жизни?

Говорят, что сны - это путь в через бессознательное к ядру души. Даже пошляк Зигги считал работу со сновидениями элементом самопознания.

Ницше противопоставлял опьянению реальностью Диониса хрустальные грёзы мира богов (Аполлона), как способ убежать от бессмысленного страдания. Сознанию эпохи модерна трудно принять, что всё на самом деле - с точностью до наоборот. Массаракш!

-2

В начале было слово. Из слов состоит рассказ. Человек - соавтор книги своей жизни. Человек проживает свой собственный маленький миф.

Город - тоже миф. Обычно он живёт гораздо дольше, чем люди, его населяющие. И отчасти миф города состоит из переплетений маленьких частных мифов поколений его горожан. Но - только отчасти. Есть Бог (Небеса с их волей), есть личности исторического масштаба ("герои"), есть Земля с её природными духами (другие формы жизни) - они гораздо в большей степени формируют миф города, чем мифы рядовых обывателей.

-3

Но богатство его ткани, красоту его узора формируют именно они - простые горожане. Чем многомернее их личности, тем богаче миф города.

*****

После публикации прошлой статьи меня упрекнули, что я совсем не раскрыл темы "мерностей города". Упрёк принимается.

Небольшая справочка для тех, кто не в теме. Даже современная безбожная наука признаёт: мир имеет бесконечное число мерностей (измерений). Во всяком случае теория струн предполагает 10 измерений в нашем Мультиверсуме.

Как проявления высших измерений можно расценивать и жизнь, и разум в различных их аспектах. Если будет интересно, эту тему можно будет развить позже, в других статьях.

Согласно эзотерическим учениям (да и современная наука склоняется к этому мнению) наша безграничная вселенная ограничена. Она бесконечна, как поверхность шара, и ограничена, как объём этой фигуры. Такая простенькая аналогия.

Так же ограничена и сфера проявления сознания и жизни каждого существа. В восточных традициях есть для этого специальное понятие - лока.

-4
Ло́ка (IAST: loka) — в индийской культуре философское понятие пространства. Трактуется как «измерение», «обитель» или «уровень бытия». Используется как в религиозной философии индуизма, так и в индийской мифологии, где локамир, небо, одно из делений вселенной[1]. Ведийская традиция выделяет трёхуровневую Вселенную — трилока (небо, земля и преисподняя). Другие индусские классификации насчитывают семь лок, исключая ад (преисподнюю).[1]

Так что, упрощая, можно сказать - у каждого человека есть своя небольшая лока, как пузырь его личного мира, включённый в более обширную локу, соответствующую его форме жизни.

И да - причина всего этого многообразия Бог.

В доме Отца Моего обителей много. Ин. 2.

******

Теперь - немного о многомерных личностях. Буквально вчера я выложил архивную программу Мариупольского телевидения о мариупольском художнике мирового значения - Владимире Миски-Оглу. (Царствие небесное!)

Признаться, когда я увидел первый раз его работы (давно это было), я подумал, что это - какая-то мазня. Ну, максимум, какой-то перфоманс деятеля современного искусства. И мировое признание никак не противоречило этому наспех сформированному мнению.

-5

Однако со временем моё восприятие изменилось. Ведь он прекрасно владел техникой классической живописи. И, как уверяет моя супруга, был прекрасным педагогом для детей, раскрывал их врождённые таланты и помогал преодолеть страх перед рисованием.

Сейчас, просматривая архивную программу, я вижу человека с очень богатым внутренним миром. За прозрениями в который едва поспевала его кисть.

Миски-Оглу не был "карьеристом в современном искусстве", он не нажил состояния, торгуя своими полотнами. Он просто делал работу, часто понятную только ему самому.

Несомненно, у него были такие же содержательные друзья. Среди поэтов - упомянутый уже мной Евгений Шендрик, и эпатажный Алексей Шепетчук (не знаю, жив он ещё или нет) и промелькнувший в программе Александр Арнаутов. О среде художников я даже не говорю.

Они образовывали орган, которым творил (а не просто производил) Мариуполь.

Это очень похоже на неформальные коллективы столиц, в которых за одним кухонным столом могли собраться Тарковский, Высоцкий, Стругацкие, Артемьев...

*****

Думаю, мы ещё вернёмся к теме многомерности города, но уже под другим углом зрения.