Найти тему
Свое кино 38 Иркутск

О курорте «Аршан» рассказывает министр здравоохранения Республики Бурятии в 1965-1987 гг. Любовь Данцарановна Мадыева

Вид на горы в Аршане
Вид на горы в Аршане

В Музее истории курорта «Аршан» Республики Бурятии есть много всего интересного: копии архивных фотографий и настоящие альбомы, награды, предметы быта. Фотографировать, кстати, почему-то запрещено. Есть и книги отзывов, по которым можно писать историю. Оторваться от чтения невозможно. Мы не поленились и переписали для вас один отзыв. Вот что 8 августа 2002 года пишет Любовь Данцарановна Мадыева, заслуженный врач Российской Федерации и Республики Бурятии, кандидат медицинских наук, кавалер 3 орденов и 4 медалей, экс-министр здравоохранения РБ (1965-1987 гг.):

- Впервые мне довелось побывать на Аршане в 11-летнем возрасте летом 1942 года, когда с матерью Гыргеновой Янживан Дашеевной, мы добирались из Зун-Мурино до Аршана двое суток на телеге, заночевав по дороге у родственников в Галбае.

В Зун-Мурино мы с мамой приехали осенью военного 1941 года из г. Калинина, где служил офицером мой отец, Гыргенов Данцаран Шагдарович; в Зун-Мурино мы жили у папиного отца, дедушки Шагдара Сыреновича. Хотя Тункинские гольцы мне были уже знакомы, но оказаться у их подножия, в ущелье, видеть красоту их вершин, кипучую Кынгаргу, испробовать могучий аршан удалось в этой поездке. Мощь аршана, этой замечательной минеральной воды, насыщенность её газами (углекислым газом) запомнились мне навсегда таким эпизодом. Когда мы с мамой перед выездом с Аршана набрали минеральной воды из источника на берегу Кынгарги в солдатскую толстостенную стеклянную фляжку в брезентовом чехле емкостью около 1 л и поехали в разгар дневной жары обратно, то где-то через час среди вещей на телеге произошел взрыв, испугавший нас. Оказалась, что это взорвалась фляга с аршаном, вода вытекла, а в чехле остались мелкие осколки.

Второй раз я была на Аршане через 17 лет, в 1959 году (с декабря 1942 г. по сентябрь 1957 г. мне пришлось жить за пределами Бурятии – по месту службы отца – офицера Советской Армии и месту учебы в I Московском медицинском институте). Тогда мы отдыхали всей семьей (родителями и мужем Мадыевым Петром Бизьяевичем) дикарями, гостями семьи Малакшиновых. Мне, всем нам, понравился весь санаторно-курортный комплекс – красивый курзал, солидно выглядевшие тогда спальные и лечебные корпуса, прекрасный парк, спортивные площадки, активно работавший клуб – всё это было центром притяжения всех отдыхавших на Аршане.

Курзал (столовая с кухней) в Аршане был построен в 1931 году
Курзал (столовая с кухней) в Аршане был построен в 1931 году

Профессионально мне пришлось познакомиться с организацией и качеством оздоровительной деятельности курорта «Аршан» в 1964-65 годах, когда мне, тогда главному терапевту Минздрава Бурятии, было дано поручение от Президиума областного Совета профсоюзов проверить состояние работы санатория «Аршан». В то время главным врачом санатория был Валентин Иванович Черных. Помню, что в течение нескольких дней я знакомилась с работой основных подразделений санатория и дала в целом положительную оценку работе коллектива санатория.

Более тесный контакт с руководством и коллективом санатория наступил у меня в период 1967-1971 гг., когда меня, молодого министра здравоохранения республики (назначена в декабре 1965 г.) впервые выдвинули кандидатом в депутаты и избрали от Толтойского избирательного округа, куда входило село Аршан со своим главным объектом – санаторием. И первыми депутатскими наказами, самыми крупными по округу, были построить на Аршане гостиницу для «диких» отдыхающих и среднюю школу. Наказы поступили в бытность гл. врача санатория В.И. Черных, а были осуществлены уже в период работы гл. врачом санатория Климентия Семеновича Ботороева.

Первый наказ воплотился в виде 8-го корпуса на территории тогда уже строившегося в начале 70-х годов санаторного корпуса комплекса «Саяны». Второй наказ – средняя школа – также был воплощен в жизнь. И я горжусь тем, что мне удалось внести свою лепту в дело развития курорта «Аршан» и самого села, ставшего впоследствии с переходом санатория в федеральное подчинение – курортным посёлком.

Безусловно, К.С. Ботороев, отдавший курорту почти 30 лет своей врачебной деятельности, внес самый весомый вклад в развитие курорта, создав мощную материальную и кадровую базу санаторного комплекса, подняв организацию лечебно-оздоровительного процесса на более высокий уровень, вывел нашу здравницу в число лучших не только в Сибири, но и всей России.

Хотелось бы пожелать коллективу санаторно-курортного комплекса, успешно возглавляемого Владимиром Ивановичем Сонголовым, развиваться и совершенствовать свою деятельность, оставаться в лидерах, еще более прославлять Аршан как могучий оздоровительный центр для населения Бурятии и других регионов.

Мне довелось бывать на разных курортах, в т.ч. на Кавказских минеральных водах (Ессентуки, Железноводск, Кисловодск), но такого сочетания природных, климатических и лечебных факторов, пожалуй, нет нигде. Конечно, коллективу санатория «Аршан» хотелось бы пожелать постоянно совершенствовать организацию санаторного дела, культуру обслуживания, а администрации села «Аршан» - улучшить санитарное состояние села и социально-бытовую структуру.