Найти тему
Шахтёр

Ледниковый период в кузове самосвала

В этом году весна к нам пришла очень быстро. Ещё неделю назад всюду лежал снег, а сейчас от него осталась только влажная земля и кое-где лужи. Всё – зима этого сезона позади!

История не совсем из шахтёрской тематики, но около этого. До того, как уйти в зарабатывать подземный стаж, шоферил я за рулём самосвала по вывозке породы из шахты на отвал. В утреннюю смену, когда в шахте обычно проводится плановый ремонт, породы практически нет и возить нечего. Можно было простоять всю смену и в лучшем случае сделать лишь одну ходку. На породу утром не отправляли, а выписывали путёвки на другие объекты.

Направили меня возить уголь с угольного склада шахты в котельную. На календаре в права вступала сибирская весна – тёплыми лучами светило солнышко, на крышах закапали сосульки. Зимой кузов самосвала КрАЗ-256Б обогревался выхлопными газами, а тут наступила оттепель и обогрев больше не нужен. Выхожу утром на смену и как назло зима вернулась. Нет, снежной вьюги не было, зато прижал небольшой морозец. По неопытности своей большого значения не придал – взял путёвку и поехал на объект.

Фото из домашнего архива. Ранняя весна, снега ещё о-очень много, на крышах свисают сосульки. Снимок из периода, когда я уже работал в шахте.
Фото из домашнего архива. Ранняя весна, снега ещё о-очень много, на крышах свисают сосульки. Снимок из периода, когда я уже работал в шахте.

Загрузился на складе углем, повёз груз в котельную. Расстояние небольшое, наверно, даже километра пути не будет. Доехал быстро, задом сдаю к бункеру, представляющего из себя бетонированный «погреб» с крупноячеистой решёткой из толстых прутьев сверху на уровне земли. Решётка не позволяет провалиться задним колёсам в бункер, если сдать назад чуть лишнего, через крупную ячейку уголь свободно улетает вниз. Бункер глубокий и объёмный, мне возить и возить до тех пор, пока из котельной не выйдет человек и не скажет «Хватит».

Поднимаю кузов, разгружаюсь, в зеркало заднего вида наблюдаю как уголь ссыпается в бункер. Разгрузился, вышел из машины, заглянул в кузов – чисто, ни единого кусочка угля не примёрзло к металлу. Думаю про себя: «Ну вот и славненько – на коротком расстоянии влажный уголь не успевает примёрзнуть к кузову». Сделал вторую ходку, разгрузился, заглянул в кузов – чисто! На третьей ходке смотреть перестал. Чего зря из кабины выпрыгивать на мороз? Холодно же!

Строгаю ходки одну за другой, в зеркало наблюдаю как на разгрузке уголь ссыпается в бездонный бункер и снова спешу на склад за «чёрным золотом».

Не знаю, сколько ходок я сделал, но много! В очередной раз загоняю машину под бункер, жду когда начнётся погрузка, а девчонка почему-то медлит. Может, шоколадную конфетку разворачивает; может, алые губки красит помадой. Слышу, кричит:

– Эй, водитель!

Неужто конфеткой хочет угостить? Выглядываю из кабины:

– Ты мне?

Оператор кивает:

– Да-да, тебе!

Спрашиваю её:

– Чего надо?

Она мне грозно заявляет:

– Я тебя загружать не буду!

Я немало удивился:

– Почему не будешь? У меня в путёвке уголь возить!

Она тычет пальцем:

– Ты в кузов заглядывал? Ты полмашины угля взад-вперёд катаешь. У тебя скоро весь кузов намёрзнет. Если не очистишь, грузить больше не буду.

Не поверил своим ушам, заглянул в кузов и присвистнул от удивления – мать моя честная, да мне теперь ломиком до конца смены долбить придётся! Девчонка мне кричит:

– Давай ещё раз загружу, а в котельной как хочешь сдирай мерзлоту. Хоть зубами грызи, хоть отбойным молотком долби.

С печальным видом приехал к котельной, над бункером поднял кузов – верхушка ссыпалась вниз, остальной уголь монолитом нaмepтвo приморозился к кузову. Благо, в машине имеется инструмент – ломик и кувалда. Не помешал бы ещё отбойник, но чего нет, того нет.

Сверху уголь поддавался легко. Однако чем ближе к металлу, тем крепче становилась мерзлота. Трудился я не покладая рук, проклиная и нежданный возврат зимы с морозом, и свою лень «авось не примёрзнет». Опущу кузов, залезу в него и долблю уголь ломиком; подниму кузов и обстукиваю его снаружи кувалдой. Вышла женщина из котельной, посмотрела на мой бой с мерзлотой, спрашивает:

– У тебя обогрев кузова что-ли не работает?

Выпрямился на минутку:

– Увидел, что весна наступила, переключил на выхлопуху. Не думал, что намёрзнет. А оно вот...

Умаялся, но весь кузов полностью отскоблил от намёрзшего угля. Уроком мне было, чтобы я раньше времени не радовался первой оттепели весны.

-3