Напомню, я рассказываю о фильмах, снимавшихся в Евпатории, а если точнее, о своих любимых фильма. Лента «Плохой хороший человек» по повести А.П.Чехова «Дуэль» была создана в 1974 году режиссёром-постановщиком Иосифом Хейфицем, известным своей экранизацией чеховских произведений. Можно даже сказать, что чеховский дух чувствуется в каждом из этих «крымских» фильмов. «Дама с собачкой» был снят в южнобережных городах, «В городе С.» по рассказу «Ионыч» – в Симферополе, а «Плохой хороший человек» в Евпатории и её окрестностях.
И.Хейфиц обратился к чеховским героям, которые противопоставляются друг другу. Для фон Корена, которого великолепно играет Владимир Высоцкий, Лаевский в исполне6ниии Олега Даля, – олицетворение всех человеческих пороков, среди которых вялость, распущенность, пристрастие к азартным играм и женщинам. Лаевский же, в свою очередь, считает фон Корена человеком, способным ради абстрактных идеалов совершать жёстокие поступки, вплоть до физического устранения ненужных для нового порядка людей. Особенно Лаевскому не нравится то, что начать это устранение фон Корен готов с него... И это ему удаётся: фон Корен, ловя Лаевского на слове, принимает его «вызов на дуэль» (вызов был обращён ко всем и ни к кому, фраза сказана просто для красного словца). Лаевский принуждён драться.
Сама дуэль в фильме показана карикатурно: ни дуэлянты, ни их секунданты толком не знают, как она должна проходить, каковы правила, пытаются припомнить описания у классиков. Фон Корен, человек весьма умный, заранее рассказывает одному из своих друзей, как пройдёт дуэль и оказывается почти прав: Лаевский «из благородства стреляет в воздух (он иначе не может)». А у фон Корена, уже тщательно прицелившегося с твёрдым намерением «избавить мир» от Лаевского, из-за внезапного выкрика перепуганного дьякона в момент выстрела дрогнула рука, и он промахнулся.
В фильме колоритно воссоздана атмосфера провинциального скучного городка: сонные улочки, неспешное течение времени…А герои помещены в старый город – на Среднюю, Караимскую,Тучина, Степовую, Ломаный переулок, которые и теперь сохраняют обстановку тех лет. Можно в этом убедиться, пройдясь по старым кварталам нынешнего маршрута «Малый Иерусалим»…
Однако сложно найти место, где снимали Высоцкого в эпизоде с собаками. Возможно, это был Пролётный переулок, ныне в этой части перестроенный. Как вспоминал И.Хейфиц, «в роли фон Корена Володю мучила одна мысль. Он – человек очень добрый, и я чувствую, что его что-то такое всё время гложет, какая-то мысль. Он говорил: «Ну, что же я такой мерзавец?! Вот, я всё время, значит, готов слабых людей уничтожить, вроде, так сказать, какой-то фашист. Ну, неужели во мне нет ничего хорошего?»
Эта идея чрезвычайно близкая любому чеховскому характеру. Потому что в любом, даже самом страшном, самом чёрном человеческом характере Чехов всегда ищет «резервы доброты», которая есть в каждом человек, и этот резерв бывает только задавлен чем-то, бывает заглушён, и в какую-то нужную минуту просыпается. И мы с Володей долго сидели и думали: по роли фон Корена нет места такого, в котором он мог бы проявить себя человеком добрым. Тогда перешли мы к его занятиям. «Ну, что ж, – говорит он, – я медуз, там, ловлю, исследую медуз! Ну, что такое медуза? Кому интересно, значит, кто пожалеет медузу?» Тогда мне пришла в голову идея вот какая: что он любит собак. Володя за эту идею ухватился – ведь это очень хорошо! Я знаю, что люди, которые любят собак, сами очень добрые! Я говорю: «Давайте такую штуку: у вас нет собаки, но вас любят все собаки этого маленького городка. И поэтому в какой-нибудь момент давайте снимем такой кусок: вы возвращаетесь домой, подходите к своей калиточке, и вдруг из всех подворотен, из ворот, откуда только ни возьмись, бегут всякие псы! С такими хвостами всякими, дворняги и ластятся к вам, потому что вы их, видимо, каждый день подкармливаете». Он был дико счастлив. И мы такой кусок сняли. Примерно двадцать собак было найдено, их всех, значит, приручили, потом спрятали в подворотнях. Когда фон Корен возвращался домой, мы их выпустили: они с диким восторгом к нему бросились. Он сказал: «Теперь мне хотя бы легче! Это даёт зрителю понять, что всё-таки в душе у меня есть что-то хорошее и человеческое, проявляющееся в любви к животным!»
Когда я готовила текст экскурсии о киноЕвпатории, то хотела узнать, а в каких ещё местах проходили съёмки, где жила съёмочная группа. По мнению журналиста В. Заскоки, артисты располагались за рыбозаводом, что находился на выезде из Евпатории по Симферопольскому шоссе, дальше был пансионат, где отдыхающие жили в деревянных домиках на берегу. Деревянные домики были снесены в начале 1980-х годов, после развала СССР прекратил работу и ныне разрушен рыбозавод.
А вот как вспоминал о съёмках эпизода с гантелями второй режиссёр картины Евгений Татарский: « Володя многократно приезжал на съемки в Евпаторию. Помню его первый приезд и первый эпизод: мы снимали, как он делает зарядку с гантелями на берегу. Точнее, это Саки, пляж в Саках, где у нас была построена «пляж-декорация». И вот как-то раз от причала, расположенного у памятника Евпаторийскому десанту, отошел небольшой прогулочный теплоход. Уходя от берега, он немного «забирал» в нашу сторону. Внезапно над тихим сияющим морем загремел голос Высоцкого – это на судне, узнав о его присутствии на берегу, на всю катушку врубили трансляцию. Наша группа невольно замерла. Высыпавшие на палубу пассажиры всматривались в берег, пытаясь разглядеть фигуру певца. Они размахивали руками, приветствуя его, а затем и теплоход дал три протяжных гудка… До сих пор сдержанный, тот улыбнулся и помахал рукой уходящему с его песнями кораблю. Пришлось останавливать съёмку…» Возможно, именно съёмки у памятника десантникам вдохновили Высоцкого на написание песни «Чёрные бушлаты»…
Е.Татарский также вспоминал: «Прилетал Володя частенько, раз в два-три дня. Всегда был очень занят, постоянно оказывалось много работы: мы его снимали в первую очередь. Олег Даль уже был с нами, уже освободился от «Земли Санникова». Прилетали Папанов, Максакова. Вот так и работали: тихо, мирно, очень симпатично».
Мне думается, роль Лаевского – одна из лучших в фильмографи ОлегаДаля, а фильм – удачное воплощение чеховских мыслей. Олега Ивановича не случайно называли духовным братом Владимира Высоцкого, ведь актер и сам так считал, а за 2 месяца до своего ухода он написал стихотворение с посвящением «В. Высоцкому. Брату»:
Сейчас я вспоминаю…
Мы прощались… Навсегда.
Разорванность следа…
Начало мая…
Спотыкаюсь…
Слова, слова, слова.
Сорока бьет хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей,
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей,
Покой-покой…
И одиночество, и злоба,
И плачу я во сне и просыпаюсь…
Обида – серебристый месяц.
Клеймённость – горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь.
Держа в руках разорванное сердце…»
Отметим: в 1974 году фильм был отмечен призом «Харибда» на V Фестивале наций в Таормине (Италия) в категории «Лучший исполнитель мужской роли» (Владимир Высоцкий) и призом «Серебряная пластина» на X Международном кинофестивале в Чикаго (США) «За высокие художественные достижения в экранизации произведений Антона Чехова» (режиссёр Иосиф Хейфиц).
В память о съёмках фильма на доме под номером 45 по улице Караимской в 2016 году была открыта мемориальная доска с профилем Владимира Семёновича. А мне жаль, что на ней только один профиль… Ведь Олег Даль, несомненно, великолепно сыграл роль Лаевского, слабого и мятущегося…
Завершая повествование о фильме «Плохой хороший человек, хочу пригласить вас на мою экскурсию «Магия кино-Евпатории», где вы непосредственно увидите места съёмок этого замечательного фильма, воплотившего на экране героев Чехова, почувствуйте атмосферу провинции... До встречи на канале и на экскурсии, мои друзья и подписчики!