Братья Лимбург — нидерландские миниатюристы начала XV века. Работали при дворе герцога Беррийского и создавали богато иллюстрированные рукописи. В 1410-1411 годах герцог заказал братьям Лимбург работу «Великолепный часослов герцога Беррийского» — до этого братьями были уже созданы «Малый часослов», «Прекраснейший часослов» и «Прекрасный часослов», но именно «Великолепный часослов» (в некоторых источниках «Роскошный часослов») своим циклом «Времена года» и изображением крестьянского быта стал самым знаменитым и важным для развития искусства не только Нидерландов, но и всего остального мира.
Что же такого сделали загадочные братья Лимбург, и почему их работы повлияли на развитие живописи в последующие года?
Разбираемся!
Кто такие братья Лимбург
Три брата — Герман (1385-1416), Пауль (1386/1387-1416) и Йохан (1388-1416) ван Лимбург. Или Поль, Эрман и Жеанекен. Миниатюристы работали в стиле интернациональной готики — течение в искусстве Западной Европы (с 1380 по 1430-е годы).
Сведений о детстве и взрослении братьев практически нет. Родились в Неймегене в семье скульптора и резчика по дереву Арнольда ван Лимбурга. Учились ювелирному искусству в Париже, куда их отправил дядя Жан Малуэль — придворный художник Филиппа II Смелого, а потом герцога Беррийского.
После учебы дядя пристроил братьев при бургундском дворе у герцога Филиппа Смелого — они занимались миниатюрами и росписью «Нравоучительной Библии» (Bible moralisée).
Bible moralisée — богато иллюстрированные рукописи с подробными текстами Библии, комментариями и картинками. Они подробно объясняли Священное Писание, поэтому иллюстрации были важны — они должны были просто и красочно показывать события. Рукописи предназначались для частного пользования.
«Нравоучительная Библия» — самая ранняя известная работа братьев. Она осталась незаконченной, так как в 1404 году Филипп Смелый умирает.
В 1410-1411 годах братья поступают на службу к герцогу Беррийскому.
Развитие нидерландского искусства
В Нидерландах XIV-XV веков происходило развитие готического искусства, превращаясь в интернациональную готику. Интернациональная готика была популярна при дворах королей Франции, Англии, Германии, Нидерландов. Иногда ее называют придворным стилем — это было очень возвышенное и изысканное искусство, универсальное во всей Европе. Ценились богато украшенные иллюстрации, рукописи и миниатюры, распространялось декоративно-прикладное искусство. Пока в мире происходили постоянные междоусобицы и войны, искусство возвышалось на недосягаемый уровень и должно было украшать действительность.
Раннее нидерландское искусство (фламандские примитивы) пошло от французской придворной живописи (братья Лимбург как раз во Франции учились), отсюда — распространение иллюминированных рукописей и миниатюр. Многие нидерландские миниатюристы находили заказы у бургундской знати (Бургундия — северо-восточная часть Франции). Они не следовали традициям итальянского искусства — их интересовал путь нидерландских живописцев с их подходом к реалистичности, интересу к свету и вниманию к деталям. Но при этом рукописи должны быть богато украшены орнаментами.
Нидерландские миниатюристы включают в искусство реальный мир. Появляется коллектив, где человек составляет единое целое с другими. Лица приобретают индивидуальность, сюжеты «спускаются с небес», а точное изображение архитектурных элементов создает материалы для последующего изучения культурных особенностей и воспроизведение утраченных памятников архитектуры.
После братьев Лимбург в Нидерландах наступает период ранней нидерландской живописи — это Робер Кампен, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ганс Мемлинг. Все они так или иначе переняли творческие новшества братьев.
Часослов для герцога Беррийского
Часословы — богато иллюстрированные рукописные книги с молитвенником. Были популярны в XIV-XV веках. В часослове изображались все месяцы года, где каждому месяцу соответствовало изображение и молитва, которую следует читать. Плюс там были перечислены церковные праздники, циклы духовных песнопений и сведения об астрономии, расписание церковных служб. Часослов создавали для тех, кто не очень разбирается в церковных традициях, но хочет их соблюдать (или должен).
Художники-миниатюристы создавали часословы для знатных семей, соревнуясь в украшательстве и богатстве орнаментов. Часословы были отличной возможностью для художника использовать свою фантазию и талант — представляете, сколько всего можно было там изобразить!
Герцог Жан Беррийский (1340-1416) — увлеченный коллекционер, меценат и ценитель искусства. Его личная библиотека насчитывает около трехсот томов не только иллюминированных рукописей, но и книг без картинок. И очень он любил часословы, поэтому при его дворе работали самые знаменитые иллюстраторы из Франции, Испании и Нидерландов.
Братья Лимбург поступают на службу к герцогу в 1405 году и работают вместе с другими художниками-миниатюристами над несколькими часословами. Интересна история взаимоотношений герцога и Пауля Лимбурга. Пауль стал личным помощником герцога (как когда-то его дядя Жан Малуэль), получал от него дорогие и экстравагантные подарки. Например, Паулю очень приглянулась молодая девушка (ей было 12 лет!) Жиллетт де Мерсьер. Родители девушки были против такого союза, поэтому герцог решил похитить эту малышку и поместил ее в тюрьму у себя в замке. Освободить Жиллетт удалось только по приказу самого короля. После этого удивительного происшествия Пауль и Жиллетт все равно поженились — история умалчивает, как это все-таки вышло.
В 1409 году герцог поручает братьям создать «Великолепного часослова», который считается одной из самых ценных книг в истории искусства.
«Великолепный часослов герцога Беррийского». Самое главное из этого часослова — цикл «Времена года», где крестьяне работают или отдыхают на фоне замков. Братья Лимбурги начинают традицию изображения бытовой жизни, показывают читателю реальность повседневности и изменяют художественную традицию. Они впервые изображают природу и ее изменчивость в зависимости от сезона — никто раньше не обращал на это внимание, все было однотонно и одинаково. Наверху каждой страницы — полукруг, где изображен знак зодиака и колесница с Апполоном.
Удивительно реалистичный цикл для XV века. Перспектива, работа со светом, появление неба вместо привычного фона с орнаментами, детальное изображение архитектуры и жизни персонажей. Художественная и историческая ценность этого цикла колоссальна.
В работах видно, что братья изучали античное и итальянское искусство, хотя неизвестно, путешествовали ли братья в Италию, скорее, они изучали искусство Италии во Франции. При этом они не находятся под влиянием итальянской живописи, а только перенимают какие-то художественные детали.
Еще были большие миниатюры на отдельных листах. Неизвестно, были ли они в «Великолепном часослове», искусствоведы до сих пор не решили, куда и для чего относились эти миниатюры.
Ну и еще парочка иллюстраций из «Великолепного часослова».
Братья Лимбург умирают в 1416 от чумы. Их работы растворяются в анонимности, имена художников забыты. Только в конце XIX века братья возвращается в историю искусства, когда немецкий историк Фридрих Гориссен нашел и исследовал историю семьи братьев Лимбург.
P.S. Если захотите узнать больше о «Великолепном часослове», рекомендую почитать книгу «Братья Лимбурги. Времена года» В.В. Стародубовой (есть в доступе в интернете).