Найти в Дзене

Братья Лимбург и Великолепный часослов герцога Беррийского

Братья Лимбург — нидерландские миниатюристы начала XV века. Работали при дворе герцога Беррийского и создавали богато иллюстрированные рукописи. В 1410-1411 годах герцог заказал братьям Лимбург работу «Великолепный часослов герцога Беррийского» — до этого братьями были уже созданы «Малый часослов», «Прекраснейший часослов» и «Прекрасный часослов», но именно «Великолепный часослов» (в некоторых источниках «Роскошный часослов») своим циклом «Времена года» и изображением крестьянского быта стал самым знаменитым и важным для развития искусства не только Нидерландов, но и всего остального мира. Что же такого сделали загадочные братья Лимбург, и почему их работы повлияли на развитие живописи в последующие года? Разбираемся! Кто такие братья Лимбург Три брата — Герман (1385-1416), Пауль (1386/1387-1416) и Йохан (1388-1416) ван Лимбург. Или Поль, Эрман и Жеанекен. Миниатюристы работали в стиле интернациональной готики — течение в искусстве Западной Европы (с 1380 по 1430-е годы). Сведений о де
Оглавление

Братья Лимбург — нидерландские миниатюристы начала XV века. Работали при дворе герцога Беррийского и создавали богато иллюстрированные рукописи. В 1410-1411 годах герцог заказал братьям Лимбург работу «Великолепный часослов герцога Беррийского» — до этого братьями были уже созданы «Малый часослов», «Прекраснейший часослов» и «Прекрасный часослов», но именно «Великолепный часослов» (в некоторых источниках «Роскошный часослов») своим циклом «Времена года» и изображением крестьянского быта стал самым знаменитым и важным для развития искусства не только Нидерландов, но и всего остального мира.

Что же такого сделали загадочные братья Лимбург, и почему их работы повлияли на развитие живописи в последующие года?

Разбираемся!

Кто такие братья Лимбург

Три брата — Герман (1385-1416), Пауль (1386/1387-1416) и Йохан (1388-1416) ван Лимбург. Или Поль, Эрман и Жеанекен. Миниатюристы работали в стиле интернациональной готики — течение в искусстве Западной Европы (с 1380 по 1430-е годы).

Сведений о детстве и взрослении братьев практически нет. Родились в Неймегене в семье скульптора и резчика по дереву Арнольда ван Лимбурга. Учились ювелирному искусству в Париже, куда их отправил дядя Жан Малуэль — придворный художник Филиппа II Смелого, а потом герцога Беррийского.

После учебы дядя пристроил братьев при бургундском дворе у герцога Филиппа Смелого — они занимались миниатюрами и росписью «Нравоучительной Библии» (Bible moralisée).

Bible moralisée — богато иллюстрированные рукописи с подробными текстами Библии, комментариями и картинками. Они подробно объясняли Священное Писание, поэтому иллюстрации были важны — они должны были просто и красочно показывать события. Рукописи предназначались для частного пользования.

Братья Лимбург. Нравоучительная Библия Филиппа Смелого, примерно 1402
Братья Лимбург. Нравоучительная Библия Филиппа Смелого, примерно 1402
Братья Лимбург. Нравоучительная Библия Филиппа Смелого, примерно 1402
Братья Лимбург. Нравоучительная Библия Филиппа Смелого, примерно 1402

«Нравоучительная Библия» — самая ранняя известная работа братьев. Она осталась незаконченной, так как в 1404 году Филипп Смелый умирает.

В 1410-1411 годах братья поступают на службу к герцогу Беррийскому.

Развитие нидерландского искусства

В Нидерландах XIV-XV веков происходило развитие готического искусства, превращаясь в интернациональную готику. Интернациональная готика была популярна при дворах королей Франции, Англии, Германии, Нидерландов. Иногда ее называют придворным стилем — это было очень возвышенное и изысканное искусство, универсальное во всей Европе. Ценились богато украшенные иллюстрации, рукописи и миниатюры, распространялось декоративно-прикладное искусство. Пока в мире происходили постоянные междоусобицы и войны, искусство возвышалось на недосягаемый уровень и должно было украшать действительность.

Раннее нидерландское искусство (фламандские примитивы) пошло от французской придворной живописи (братья Лимбург как раз во Франции учились), отсюда — распространение иллюминированных рукописей и миниатюр. Многие нидерландские миниатюристы находили заказы у бургундской знати (Бургундия — северо-восточная часть Франции). Они не следовали традициям итальянского искусства — их интересовал путь нидерландских живописцев с их подходом к реалистичности, интересу к свету и вниманию к деталям. Но при этом рукописи должны быть богато украшены орнаментами.

Жакман де Эсден (1355-1414), французский художник-миниатюрист
Жакман де Эсден (1355-1414), французский художник-миниатюрист
Жан Ленуар (1331-1375), французский художник-миниатюрист. Распятие, миниатюра из Псалтири Боны Люксембургской, 1348-1349
Жан Ленуар (1331-1375), французский художник-миниатюрист. Распятие, миниатюра из Псалтири Боны Люксембургской, 1348-1349

Нидерландские миниатюристы включают в искусство реальный мир. Появляется коллектив, где человек составляет единое целое с другими. Лица приобретают индивидуальность, сюжеты «спускаются с небес», а точное изображение архитектурных элементов создает материалы для последующего изучения культурных особенностей и воспроизведение утраченных памятников архитектуры.

Турино-миланский часослов. Рождение Иоанна Крестителя и Крещение Христа
Турино-миланский часослов. Рождение Иоанна Крестителя и Крещение Христа
Братья Лимбург. Малый часослов герцога Беррийского. Герцог Беррийский отправляется в путешествие
Братья Лимбург. Малый часослов герцога Беррийского. Герцог Беррийский отправляется в путешествие
Прекрасный часослов герцога Беррийского. Распятие
Прекрасный часослов герцога Беррийского. Распятие
Прекрасный часослов герцога Беррийского. Благовещение
Прекрасный часослов герцога Беррийского. Благовещение

После братьев Лимбург в Нидерландах наступает период ранней нидерландской живописи — это Робер Кампен, Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ганс Мемлинг. Все они так или иначе переняли творческие новшества братьев.

Часослов для герцога Беррийского

Часословы — богато иллюстрированные рукописные книги с молитвенником. Были популярны в XIV-XV веках. В часослове изображались все месяцы года, где каждому месяцу соответствовало изображение и молитва, которую следует читать. Плюс там были перечислены церковные праздники, циклы духовных песнопений и сведения об астрономии, расписание церковных служб. Часослов создавали для тех, кто не очень разбирается в церковных традициях, но хочет их соблюдать (или должен).

Художники-миниатюристы создавали часословы для знатных семей, соревнуясь в украшательстве и богатстве орнаментов. Часословы были отличной возможностью для художника использовать свою фантазию и талант — представляете, сколько всего можно было там изобразить!

Герцог Жан Беррийский (1340-1416) — увлеченный коллекционер, меценат и ценитель искусства. Его личная библиотека насчитывает около трехсот томов не только иллюминированных рукописей, но и книг без картинок. И очень он любил часословы, поэтому при его дворе работали самые знаменитые иллюстраторы из Франции, Испании и Нидерландов.

Братья Лимбург поступают на службу к герцогу в 1405 году и работают вместе с другими художниками-миниатюристами над несколькими часословами. Интересна история взаимоотношений герцога и Пауля Лимбурга. Пауль стал личным помощником герцога (как когда-то его дядя Жан Малуэль), получал от него дорогие и экстравагантные подарки. Например, Паулю очень приглянулась молодая девушка (ей было 12 лет!) Жиллетт де Мерсьер. Родители девушки были против такого союза, поэтому герцог решил похитить эту малышку и поместил ее в тюрьму у себя в замке. Освободить Жиллетт удалось только по приказу самого короля. После этого удивительного происшествия Пауль и Жиллетт все равно поженились — история умалчивает, как это все-таки вышло.

В 1409 году герцог поручает братьям создать «Великолепного часослова», который считается одной из самых ценных книг в истории искусства.

«Великолепный часослов герцога Беррийского». Самое главное из этого часослова — цикл «Времена года», где крестьяне работают или отдыхают на фоне замков. Братья Лимбурги начинают традицию изображения бытовой жизни, показывают читателю реальность повседневности и изменяют художественную традицию. Они впервые изображают природу и ее изменчивость в зависимости от сезона — никто раньше не обращал на это внимание, все было однотонно и одинаково. Наверху каждой страницы — полукруг, где изображен знак зодиака и колесница с Апполоном.

Январь. Новогодний праздник (по другой версии тут показано завершение переговоров). Человек в синей одежде и шапке за столом — герцог Беррийский. Знаки зодиака наверху — козерог и водолей.
Январь. Новогодний праздник (по другой версии тут показано завершение переговоров). Человек в синей одежде и шапке за столом — герцог Беррийский. Знаки зодиака наверху — козерог и водолей.
Февраль. Очень крутая страница — крестьяне греются в доме, на улице человек спасается от холода, завернувшись в одежду, на заднем плане какая-то деревушка (местность не удалось установить). Знаки зодиака — водолей и рыбы. Тут можно посмотреть на интерьер сельских домов.
Февраль. Очень крутая страница — крестьяне греются в доме, на улице человек спасается от холода, завернувшись в одежду, на заднем плане какая-то деревушка (местность не удалось установить). Знаки зодиака — водолей и рыбы. Тут можно посмотреть на интерьер сельских домов.
Март. На заднем плане замок Лузиньян в Пуату — резиденция герцога Беррийского. Благодаря этой миниатюры мы знаем, как выглядел замок (он был разрушен в конце XVI века). По легенде, замок построила феей Милюзиной — вон она, наверху, в виде дракончика. Тут можно посмотреть, какие орудия труда использовали крестьяне, как были одеты, чем занимались.
Март. На заднем плане замок Лузиньян в Пуату — резиденция герцога Беррийского. Благодаря этой миниатюры мы знаем, как выглядел замок (он был разрушен в конце XVI века). По легенде, замок построила феей Милюзиной — вон она, наверху, в виде дракончика. Тут можно посмотреть, какие орудия труда использовали крестьяне, как были одеты, чем занимались.
Апрель. Замок Дурдан (был практически полностью разрушен в конце XVI века), идиллистический пейзаж, все такое чистенькое и приятное. Тут не крестьяне изображены, а люди знатные и богатые. Молодожены обмениваются кольцами, дамы рвут цветочки (а похоже, что рвут траву) для новобрачных.
Апрель. Замок Дурдан (был практически полностью разрушен в конце XVI века), идиллистический пейзаж, все такое чистенькое и приятное. Тут не крестьяне изображены, а люди знатные и богатые. Молодожены обмениваются кольцами, дамы рвут цветочки (а похоже, что рвут траву) для новобрачных.
Май. Замок в Рионе (или королевский дворец). Все идут праздновать первый майский день — все наряженные,  песни поют и музыку слушают.
Май. Замок в Рионе (или королевский дворец). Все идут праздновать первый майский день — все наряженные, песни поют и музыку слушают.
Июнь, возвращается к крестьянским будням. Замок Консержьери. Очень детально и красиво написан замок — можно приблизить и разглядеть декор, скульптурные элементы. На переднем плане все усердно работают в жару, судя по одежде и головным уборам. Девочки отдельно, мальчики отдельно.
Июнь, возвращается к крестьянским будням. Замок Консержьери. Очень детально и красиво написан замок — можно приблизить и разглядеть декор, скульптурные элементы. На переднем плане все усердно работают в жару, судя по одежде и головным уборам. Девочки отдельно, мальчики отдельно.
Июль. Работа продолжается. Замок Пуатье герцога Беррийского. Очень крутой мост через реку, а в реке подобие лебедей.
Июль. Работа продолжается. Замок Пуатье герцога Беррийского. Очень крутой мост через реку, а в реке подобие лебедей.
Август. Замок Этамп герцога Беррийского. Вероятно, тут изображена соколиная охота. Кто-то купается, кто-то до сих пор усердно работает.
Август. Замок Этамп герцога Беррийского. Вероятно, тут изображена соколиная охота. Кто-то купается, кто-то до сих пор усердно работает.
Сентябрь. Замок Сомюр шикарный! Вы только присмотритесь к нему — какие четкие линий, детали, каждое окошко прорисовано с невероятным мастерством. Крестьяне собирают урожай — участвуют все, мужчины и беременные женщины.
Сентябрь. Замок Сомюр шикарный! Вы только присмотритесь к нему — какие четкие линий, детали, каждое окошко прорисовано с невероятным мастерством. Крестьяне собирают урожай — участвуют все, мужчины и беременные женщины.
Октябрь. Посмотрите, как меняется общий свет с летними месяцами. Несмотря на то, что солнца мы не видим, мы как будто чувствуем его в воздухе. И тут общая картинка становится немного тусклее, плюс еще отсутствие зелени. Замок Лувр. Видим городскую набережную возле замка, а с другой стороны поле и работу, которая не заканчивается.
Октябрь. Посмотрите, как меняется общий свет с летними месяцами. Несмотря на то, что солнца мы не видим, мы как будто чувствуем его в воздухе. И тут общая картинка становится немного тусклее, плюс еще отсутствие зелени. Замок Лувр. Видим городскую набережную возле замка, а с другой стороны поле и работу, которая не заканчивается.
Ноябрь. Осенний урожай желудей. Крестьяне сбивают их специальными палочками, а свиньи увлеченно их поедают. Вы посмотрите на этих свиней! Какие они странные и волосатые.
Ноябрь. Осенний урожай желудей. Крестьяне сбивают их специальными палочками, а свиньи увлеченно их поедают. Вы посмотрите на этих свиней! Какие они странные и волосатые.
Декабрь. Венсенский замок. Снега нет, ощущение морозного воздуха. Охота на кабанов.
Декабрь. Венсенский замок. Снега нет, ощущение морозного воздуха. Охота на кабанов.

Удивительно реалистичный цикл для XV века. Перспектива, работа со светом, появление неба вместо привычного фона с орнаментами, детальное изображение архитектуры и жизни персонажей. Художественная и историческая ценность этого цикла колоссальна.

В работах видно, что братья изучали античное и итальянское искусство, хотя неизвестно, путешествовали ли братья в Италию, скорее, они изучали искусство Италии во Франции. При этом они не находятся под влиянием итальянской живописи, а только перенимают какие-то художественные детали.

Еще были большие миниатюры на отдельных листах. Неизвестно, были ли они в «Великолепном часослове», искусствоведы до сих пор не решили, куда и для чего относились эти миниатюры.

Анатомический человек. Каждая часть тела связана с определенным знаком зодиака. По бокам написано о темпераментах и отличительных качеств характера знаков зодиака.
Анатомический человек. Каждая часть тела связана с определенным знаком зодиака. По бокам написано о темпераментах и отличительных качеств характера знаков зодиака.
Грехопадение и изгнание из Рая. Очень она мне нравится — такая спокойная и умиротворенная работа, несмотря на сюжет.
Грехопадение и изгнание из Рая. Очень она мне нравится — такая спокойная и умиротворенная работа, несмотря на сюжет.

Ну и еще парочка иллюстраций из «Великолепного часослова».

Искушение Христа. Замок Меэн-сюр-Йевр герцога Беррийского.
Искушение Христа. Замок Меэн-сюр-Йевр герцога Беррийского.
Рождество
Рождество
Битва архангела Михаила с драконом
Битва архангела Михаила с драконом

Братья Лимбург умирают в 1416 от чумы. Их работы растворяются в анонимности, имена художников забыты. Только в конце XIX века братья возвращается в историю искусства, когда немецкий историк Фридрих Гориссен нашел и исследовал историю семьи братьев Лимбург.

P.S. Если захотите узнать больше о «Великолепном часослове», рекомендую почитать книгу «Братья Лимбурги. Времена года» В.В. Стародубовой (есть в доступе в интернете).