Найти тему
Гуранка.ру

Любовь превратилась в бремя: что не так с Анной Карениной и почему стоит остерегаться сказки “Аленький цветочек”

Оглавление

Как часто герои литературных произведений становятся для нас примерами великой любви! Однако порой не мешает более трезво взглянуть на вдохновляющих персонажей любимых книг. Сегодня в этом нам поможет психолог Виктория Коренева.

“Аленький цветочек” - это про спасательство

Фото: предоставлено Викторией Кореневой
Фото: предоставлено Викторией Кореневой

Виктория Коренева, психолог:

Психологи - сказкотерапевты диагностируют своих клиентов с помощью их любимых сказок и произведений. Такая диагностика хороша тем, что не требует много времени.  Также она хорошо работает с клиентами, которым сложно «открыться» даже специалисту. Что мы можем сказать о человеке, узнав его любимое произведение?

Например, поклонницам сказки “Аленький цветочек” зачастую хочется помочь мужчине , поддержать его, порой даже спасти (от алкогольной зависимости, долгов, других социальных проблем).  Каждая сказка содержит в себе своеобразный код или, как говорят сказкотерапевты, «сакральный шифр».  Это неведомый обычному  читателю скрытый смысл. Так, сказка про курочку Рябу содержит шифр ценности жизни.  А сказка “Василиса Прекрасная” рассказывает нам о процессе женской инициации, этапе сепарации и важности сохранить знания женского  рода, передающиеся из поколения в поколение.

Сейчас популярны психологические разборы сюжетов известных фильмов и книг. В отличие от работы со  сказками здесь не нужна дополнительная квалификация. Профессиональный психолог может рассмотреть личность героя и/или отношения героев произведения и дать определённую характеристику.

Фото: Елизаветы Прокопенко
Фото: Елизаветы Прокопенко

Анна Каренина

Исследовать все смыслы романа Толстого “Анна Каренина” смогут лишь опытные литературоведы. А вот охарактеризовать героиню с точки зрения психологии можно специалисту.

Итак, Анна Каренина приняла решение уйти от супруга к своему возлюбленному Вронскому. Тем самым она потеряла своё привычное положение в обществе. Безусловно, она понимала последствия своего решения, но не могла адекватно оценить его масштабы.  Мало того, не смогла понять свои способности  все это пережить. Постоянные тревожные мысли, которые усугублялись давлением общества и собственным чувством вины (ведь она ушла не только от супруга,  но и от собственного ребёнка), вводили ее в страх. В том числе, в  страх отвержения. Это подтверждает ее постоянная потребность видеть и чувствовать, как Вронский любит ее. Любит как прежде. Мы видим постоянное, пусть и не всегда вербальное, требование Карениной к Вронскому. Это требование внимания , проявления былых чувств. Однако оно действовало в обратную сторону. Вронский отдалялся, не видел в Анне прежней безумно желанной женщины. К тому же, сложно любить человека, который не знает таких чувств по отношению к себе самому. Анна именно такая. Тревожная нервная женщина, которая способна разрушить, но не в силах построить. Каренина погрузилась в мужчину, у которого, в отличие от неё, жизнь не зациклилась исключительно на отношениях. Былая лёгкость и любовь превратились для Вронского в тяжёлое бремя, поэтому места прежним  чувствам не осталось.

Читатель наблюдал, как Анна постепенно утрачивала интерес к жизни. Всё чаще и чаще пребывала в выраженно сниженном настроении и ощущала свою беспомощность. Негативное отношение к себе, нарушения восприятия, убеждённость в достоверности своих негативных идей привело героиню к депрессии.  Как следствие - её жизнь закончилась страшным суицидом.

Фото: Елизаветы Прокопенко
Фото: Елизаветы Прокопенко

Ромео и Джульетта

Мне бы хотелось прикоснуться еще к одному произведению - пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта». Сейчас модно говорить о том, что между героями вовсе не было никакой любви. Что эти отношения не продлились бы долго, если бы да кабы. Возможно, и отрицать это бессмысленно. Могло быть все, что угодно. Но целесообразнее рассуждать только о том, что есть в произведении. А в нем автор рассказывал о  любви.  Да, это любовь совсем юных людей, но сам Шекспир назвал это любовью. И его герои считали так же. Они влюбились друг в друга, хотели быть вместе, и этого достаточно для того, чтобы согласиться с ними.

Мне бы хотелось рассмотреть другой момент: как отношения несовершеннолетних парня и девушки могут лишь подкрепить распри и запреты со стороны их родителей. Это своего рода “эффект Запрета”. Он  сладок и с точки зрения психологии. Потребность преодолевать трудности и само нарушение запрета может доставлять удовольствие, пусть и неосознаваемое.  Тем более, когда это связано с человеком, в которого ты влюблён. Все переживания героев усугубляются ещё и их юным возрастом. Известно, что Джульетте было 14 лет, Ромео - чуть больше. В этом возрасте организм отличается нестабильным гормональным фоном. А это напрямую связано с психоэмоциональным состоянием.  Добавьте к этому вражду семей героев, жёсткий запрет быть вместе. Именно поэтому эта история закончилась так печально.

Вы когда-нибудь разочаровывались в любимых литературных героях? Поделитесь в комментариях.