Давно собирался написать статью об общественных инспекторах в сфере защиты животных, и вот в связи с событиями в так называемом Кожуховском приюте, по факту находящемуся в ТиНАО, наконец решил затронуть этот вопрос, поскольку сегодня он становится особо актуальным, но это будет во второй половине статьи, а пока хочу отметить непростые взаимоотношения волонтеров с руководством приюта по вине последних...
С первых дней появления муниципальных приютов в Москве взаимоотношения волонтеров с управляющими компаниями чаще всего носили враждебный характер, поскольку их руководители всегда считали нас своими врагами из-за вскрытия недостатков в их деятельности, критики, жалоб в различные инстанции и придания огласке приютских проблем общественности. Мы всегда являемся чем-то вроде кости в горле, которая не дает им спокойно жить: нарушать закон "Об ответственном обращении с животными" и другие законодательные акты, жестоко обращаться с животными в широком смысле слова, что необязательно включает нанесение телесных физических страданий, экономить на них, распихивая бюджетные деньги по своим бездонным карманам.
Все это было и есть в наших приютах. Отношения чаще всего остаются напряженными и по сей день, потому что нарушений хватает в любом приюте, и руководству не нравятся замечания и критика со стороны волонтеров, а нам часто не нравится их деятельность, которая сказывается на условиях содержания собак и их здоровье. Такова будничная жизнь любого приюта...
Судя по имеющейся информации в сетях, плохие отношения сложились и между руководством приюта в Малинках и волонтерами, что неудивительно, поскольку проблемы, назревшие давно и вскрывшиеся сегодня, не могут оставить волонтеров безучастными к ним, и спокойно наблюдающими за всем беспределом, который мы все видим сегодня.
Не затрагивая здесь вскрывшиеся недостатки, о которых написано уже много, хотелось бы отметить возмутительное отношение руководителя приюта к волонтерам, о чем можно судить по звуковой записи, которая имеется и в моем распоряжении, где он, по всей видимости, бывший военный, провоцирует волонтеров на тему СВО, спрашивая милую по разговору девушку, готова ли она чуть ли не немедленно ехать в Донбасс помогать там бездомным животным вместе с командой, которую он якобы формирует в тот регион, на что девушка пыталась объяснить, что у нее маленький ребенок, но тот упорно, настойчиво добивался какого-то положительного ответа, что его так беспокоило, потому что он якобы хотел понять ее отношение к СВО и помыслы в ее волонтерской деятельности, которой он сможет доверять или нет. Все это выглядело не только смешно и неадекватно, когда он несколько раз заявлял, что он представляет ГБУ (!) - ГОСУДАРСТВЕННОЕ (!) предприятие, на чем он так яростно акцентировал. Было бы смешно, если бы не было печально, что такой социально значимый объект доверили психически нездоровому лицу с явно командными замашками бывшего военного, привыкшего только командовать и хамски разговаривать с волонтерами, как со своими подчиненными, каковыми волонтеры никогда не были, потому что они не состоят у него в штате и не получают у него зарплату, а делают все добровольно, безвозмездно, по зову сердца и совести, что не понимает большинство руководителей государственных и муниципальных приютов.
И вот с таким руководителем волонтерам суждено общаться до тех пор, пока его отношения с заслуживающими уважения и благодарности волонтерами не достигнут своего пика, образовав нарыв, который рано или поздно созреет и прорвется, если его руководство, назначившее его на эту должность, не поймет, что нельзя подпускать подобных лиц к такой работе и доверять им судьбу и жизнь живых существ. Ничего хорошего из этого не выйдет. Мы в нашем приюте проходили это. Руководители меняются, и только волонтеры остаются со своими подопечными. Наверное, многие бывшие военные забывают о том, что они уже не в армии, и что они имеют дело с гражданскими людьми, которые ему ничего не должны, а наоборот, он должен быть благодарен им за то, что они бесплатно выполняют большой объем их работы, за которую они получают зарплату от государства за счет налогов этих волонтеров.
Судя по разговору, он собирается выяснять таким образом отношения и с остальными волонтерами. Главный вопрос, который его волнует, - патриотизм, проявляющийся в их отношении к СВО, забывая о том, что он отвечает за важный участок работы, который у него просел, и который он не может наладить должным образом. Все похоже на то, что он хочет отвлечь внимание от проблем в приюте и переключить его на другие проблемы, не связанные с деятельностью волонтеров в данном приюте...
А теперь о волонтерах и их ложном страхе лишиться пропуска за критику руководства, чем и пугают трусливые, безответственные руководители, не справляющиеся со своими обязанностями чаще всего из-за профнепригодности, и поэтому они переходят к угрозам. Опасная, противозаконная практика. Беда в том, что многие волонтеры действительно боятся руководителей приютов и поэтому "не выносят сор из избы", и в этом, наверняка, играет свою роль формулировка нового пункта, появившегося в Договоре о безвозмездном выполнении волонтером работ и оказания услуг, который гласит, что "Волонтер обязуется "Не разглашать ставшие ему известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие СПЕЦИАЛЬНО ОХРАНЯЕМУЮ ЗАКОНОМ ТАЙНУ".
Многих такой пункт, наверняка, пугает, и поэтому я хочу развеять этот страх, потому что после того, как мне вручили бланк договора, я написал письма в 4 инстанции московских властей с просьбой разъяснить смысл этого пункта, и только после дополнительного, повторного запроса получил вразумительный ответ: Этот пункт имеет в виду персональные данные сотрудников и волонтеров приюта, и он "согласуется с п.8.3.11.3 Порядка организации деятельности приютов, где говорится о сохранении конфиденциальности своих персональных данных и иных сведений, переданных управляющей организацией приюта, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
такими, например, могут быть персональные данные сотрудников приюта и других волонтеров.
Информация о деятельности муниципальных организаций является открытой, все необходимые сведения размещаются в сети «Интернет» на официальной странице учреждения." (конец цитаты). Это - ответ ДЖКХ Правительства Москвы.
Таким образом, такие опасения волонтеров могут быть беспочвенными, и каждый из нас имеет право размещать информацию о деятельности управляющих организаций в сетях, потому что в каждом подобном случае мы должны предавать огласке нарушения в своих приютах, а волонтерам в случае лишения за это пропуска нужно дружно отстаивать своих коллег, что мы уже делали в своем приюте несколько лет назад, чем отбили желание руководства прибегать к таким противозаконным мерам.
Но есть еще один способ противостоять подобным противозаконным действиям со стороны таких руководителей. Это - вступление в ряды общественных инспекторов по предоставленному нам законом праву, что быстро охладит пыл таких "командиров".
А несколько волонтеров с таким удостоверением смогут перевоспитать его и заставить руководство считаться с волонтерами и уважать их благородную деятельность. Они "ногой будут открывать дверь его кабинета"...
Ниже привожу выдержки из приказа Минприроды России от 12.08.2020 № 591:
Приложение N 1
Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными
1. Гражданин, намеренный оказывать содействие органам государственного надзора и получивший удостоверение общественного инспектора в области обращения с животными по форме согласно Приложению 4 к настоящему приказу, в порядке, установленном Приложением 3 к настоящему приказу, уполномочен осуществлять общественный контроль в области обращения с животными.
2.Общественные инспекторы в области обращения с животными имеют право самостоятельного доступа только на территорию приюта для животных и в его помещения.
3. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи)*.
4. Оказание содействия общественными инспекторами в области обращения с животными в проведении мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными осуществляется путем фиксации, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушений в области обращения с животными и направлении соответствующих материалов в органы государственного надзора в области обращения с животными.
Приложение N 2
Порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора в области обращения с животными
7. Зафиксированные общественным инспектором в области обращения с животными, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, факты, а также материалы, свидетельствующие о нарушении законодательства в области обращения с животными, направляются в соответствующий компетентный орган государственного надзора в области обращения с животными для принятия по ним решения.
8. Компетентный орган государственного надзора осуществляет регистрацию и рассмотрение материалов, свидетельствующих о нарушении законодательства в области обращения с животными, принятие по ним решений в срок, установленный законодательством Российской Федерации.
А ниже статья из ФЗ № 498 "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 20. Общественный контроль в области обращения с животными
7. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными запрещается устанавливать ограничения осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными фото- и видеосъемки, а также применения средств звукозаписи (аудиозаписи).
8. При осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.
Деятельность инспекторов проводится на добровольной и безвозмездной основе, и каждый желающий быть в качестве общественного инспектора в области обращения с животными, подает в территориальный орган Росприроднадзора заявление о выдаче удостоверения общественного инспектора в области обращения с животными.
Так что, не надо никого бояться, и нужно действовать по принципу "наше дело правое". Ради наших подопечных, как подсказывает наша совесть. Наше молчание и бездействие чаще всего вредят животным больше, чем лишение пропуска на какой-то период, хотя и в таких случаях надо противостоять любым проискам управляющих организаций. Без нас, волонтеров, они быстро развалят всю работу по достойному содержанию собак: по выгулу собак, их лечению, социализации и пристройству.
Без волонтеров они в этих видах деятельности НОЛЬ !!!
P.S. Репосты приветствуются, чтобы об этом узнало большое количество волонтеров государственных и муниципальных приютов, и прежде всего Кожуховского приюта...