Набор открыток называется "Псков — город-музей. Архитектурные памятники XII-XVII в.в.". Набор состоит из 15 карточек, не являющихся почтовыми. Формат 9х21 сантиметр. Упакованы в картонный конверт с фотографиями и статьей-справкой на обратной стороне. Выпущены издательством "Планета" г. Москва. Напечатаны офсетным способом на бумаге 240 гр. в типографии с невероятно длинным и ужасно советским названием: в Ордена Трудового Красного Знамени Калининском полиграфическом комбинате Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Изданы в 1980-м году.
В Пскове в отличии от Ташкента никогда не было землетрясений, поэтому почти все исторические памятники сохранились. И весь советский туризм в этом городе был основан именно на посещении исторических памятников, да и сейчас тоже. Поэтому почти все, что изображено на советских открытках можно увидеть и сейчас. И сфотографировать в гораздо лучшем качестве, даже на мыльницу. Но тут уж дело принципа и я все-таки опубликую эти открытки.
Все фото в наборе сделаны товарищем В. Гиппенрейтером. А текст написал товарищ И. Лагунин. Сначала текст.
И. Лагунин.
"Псков — город-музей"
Псков — один из древнейших городов нашей Родины. Здесь сплелось столько событий более чем тысячелетней истории, сохранилось столько памятников архитектуры и искусства, что он по праву считается заповедным уголком русской земли. Страж на Северо-Западе Руси был основан в незапамятные времена. "…А о Плескове граде от летописания не обретается воспомянуто, от кого создан бысть и которыми людьми, токмо уведехом, яко был уже в то время, как наехали князь Рюрик з братьею…" Задолго до легендарных князей, в VIII-IX вв., жил город при слиянии рек Псковы и Великой.
Сердце города — Псковский Кром дошел до нас как памятник крепостного зодчества XIV-XVI столетий. Здесь хранились политические документы, военные припасы, торговые меры. У стен Троицкого собора собиралось шумное вече, заседал совет бояр. Кром — ядро неприступной крепости, которой довелось выдержать до тридцати крупных осад, быть участницей более ста войн. На иконах остались изображение псковских укреплений. Они насчитывали к XVI в. пять колец крепостных стен, тридцать девять башен, сорок восемь ворот. Протяженность оборонительных сооружений доходила до девяти верст.
Величественная псковская крепость будет восстановлена. Уже возрождены многие кремлевские стены и башни, башня Довмонтова города, участки внешних стен, Покровский комплекс. Ведутся раскопки в Довмонтовом городе. Здесь найдены основания общественных зданий и храмов, "архив" — комплекс вислых свинцовых печатей, прекрасно сохранившаяся фресковая живопись.
В культуре Древней Руси важную роль сыграла псковская художественная школа. Фрески Спасо-Преображенского собора, Мирожского монастыря, Рождественского собора Снетогорского монастыря, храма Успения в Мелетове вошли в сокровищницу мирового искусства. Иконы безвестных мастеров псковского края, имена которых не дошли до нашего времени, могут поспорить с шедеврами Андрея Рублева и Дионисия.
Мощная и светлая мелодия "удивительных вельми" храмов, купеческих палат и дворов сопровождает путешествующего по Пскову. Гордость и славу городу завоевали талантливые зодчие, которые возвели здесь собор Иоанна Предтечи, храмы Николы со Усохи, Василия на Горке, Успения у Парома и многие другие самобытные памятники. Они не отличаются утонченностью форм и тщательностью отделки, однако неизъяснимая сила влечет к ним. Взгляд, не выделяя деталей, держит в поле зрения все сооружение и все более и более проникает в таинство его красоты. Красота эта не бросается в глаза, сконцентрировавшись в каком-то элементе, она гармонично разлита по всему строению. Деятельность зодчих Пскова способствовала расцвету архитектуры на Руси. Не случайно псковичей приглашали строить соборы Московского Кремля и других городов.
Не мало свидетелей славного прошлого сохранилось и в псковском крае. Глубокой древностью дышат окрестности Старого Изборска — Труворово городище, Долина Городищенского озера, Мальский монастырь, Славянские ключи. Рядом с ними шестисотлетняя каменная Изборская крепость на горе Жеравьи кажется совсем молодой. Ансамбль Псково-Печерского монастыря — крепость эпохи Ивана Грозного, храм Успения в селе Мелетове, поставленный и расписанный псковичами в 1461-1465 гг., городище Велье… Трудно даже перечислить все архитектурные памятники псковской земли. Еще много загадок таят они в себе. Потому-то ни на один год не прекращают работу историки, реставраторы, археологи, ни на один день не замирает поток гостей со всех уголков нашей страны и из-за рубежа.
Вот такая вот хорошая советская заметка: выдержанная в художественно-академическом стиле. А теперь к фоторафиям. На обложке изображен вид на Псковский Кром с высоты птичьего полета. К сожалению условия хранения и время не пощадило конверт — качество уже хромает.
На обратной стороне, если убрать информацию об издательствах и художественных редакторах, то изображен вид на Псково-Печерский монастырь. Так же с высоты птичьего полета.
Теперь сами открытки.
Панорама города.
Красив древний и вечно молодой Псков. Удивительно гармонично сочетаются в нем памятники седой старины с современными многоэтажными зданиями, заводскими корпусами, зелеными скверами.
Псковский Кром.
Скалистый мыс, где расположен Кром, считают местом возникновения города. Крепостной ансамбль начал складываться, возможно, с конца VIII в. Каменные стены и башни возведены в XIV — начале XV вв. Они перестраивались в XV-XVI вв. Реставрационными работами 1950-1970 гг. восстановлен периметр крепостных стен, башни Кутекрома и Средняя. Южная неприступная стена Крома (Перси) и Довмонтова башня (бывшая Смердья) отреставрированы во второй половине XIX в.
Довмонтов город.
Дополнительное укрепление, сооруженное в XIII в. псковским князем Довмонтом-Тимофеем на месте ближайшего к Крому посада (жилая часть города), позднее получило название "Довмонтов город". В пору расцвета Пскова (XIV-XVII вв.) он стал административным центром. В отличие от Крома, здесь не было широких проездов, больших площадей, крупных построек, но вместе с тем на небольшой территории размещались десятки культовых и гражданских зданий. Сейчас — это своеобразный "музей под открытым небом". Археологическая экспедиция Государственного Эрмитажа более тридцати лет ведет здесь раскопки и исследования.
Покровская башня.
Самая мощная угловая башня крепости. Памятник обороны Пскова в период Ливонской войны (1581 г.) Высота — 42 м, диаметр — 30 м.
Мирожский монастырь.
В архитектурный ансамбль входят Спасо-Преображенский собор (XII в.), Стефановская церковь (конец XVII — начало XVIII вв.), Братский корпус (конец XVIII в.), колокольня и монастырские стены (XIX в.). Под землей находятся руины более ранних каменных строений. Первоначально монастырь на Мироже был культурным центром древнего Пскова. Здесь в XII-XIII вв. велось черновое летописание, создавались первые литературные произведения. Вероятно, тогда же было переписано с киевского оригинала "Слово о полку Игореве", дошедшее до нас с псковской копии.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря.
Один из древнейших архитектурных памятников, сохранившихся в городе, впервые упоминается в летописях под 1156 г. Первоначально храм имел крестово-купольную форму и позакомарное покрытие основного объема. Позднее углы были надстроены, фасады выравнены по высоте, что значительно изменило пропорции собора. В XVI в. на протяжении северной стены была возведена характерная псковская звонница. Уникальные по красоте и сохранности фрески памятника были открыты в 1856 г. В начале XX в. они вновь оказались под слоем сухой ремесленной записи. Сейчас реставраторы возвращают фресковой живописи утраченное совершенство композиций, силу линий, звучность цвета.
Снетогорский монастырь.
Впервые упоминается в летописях под 1299 г. Его главный храм — Рождественский собор — выстроен и расписан в 1310-1313 гг. Архитектурой он напоминает Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Однако псковские зодчие XIV в. не слепо скопировали храм XII столетия. Рождественский собор стройнее, у него меньших размеров купол, более высокий барабан. С этой постройки начинает вырабатываться псковский тип каменного храма, здесь же делает первые уверенные шаги экспрессивный, драматический стиль псковской фресковой живописи. В XVI-XVII вв. рядом с собором возводят Никольский храм, Трапезные палаты, Святые ворота, столпный Вознесенский храм-колокольню (до наших дней не сохранился). Хозяйственные строения (XIX в.) и монастырские стены с угловыми башнями завершают ансамбль на скалистом берегу реки Великой.
Клейма иконы "Параскева — Пятница в житии". XV в.
Панагия. Начало XVIII в. Серебро, чеканка, резьба по янтарю.
Уникальны произведения псковских мастеров иконописи, книжной миниатюры, ювелирного искусства. Они украшают собрания Псковского музея-заповедника, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа.
Троицкий собор и колокольня.
Богата история Троицкого собора. В нем совершались торжества возведения посадников, проходила церемонии "препоясывания" князей мечом перед уходом на битвы с врагами. В подцерковье собора погребали видных общественных деятелей Пскова. Существующий храм — четвертый по счету на этом месте. Он возводился 17 лет, с 1682 по 1699 г. Монументальность, стройность и гармоничность ярусной композиции вызывают восхищение мастерством русских зодчих. Внушительно выглядит внутреннее помещение храма — высокое, просторное, хорошо освещенное, с семиярусным резным деревянным иконостасом. В интерьере имеются редкие по своему художественному значению произведения древнерусского прикладного искусства и живописи. Рядом с собором устремилась ввысь четырехярусная квадратная в плане колокольня.
Собор Иоанна Предтечи.
Собор бывшего Ивановского монастыря — один из ранних памятников псковского зодчества. Точная дата постройки неизвестна, но по своим формам он близок к новгородским памятникам первой половины XII в. Интерьеры трехглавого, шестистолпного собора первоначально были украшены фресковой живописью, от которой сохранились лишь фрагменты.
Храм Николы со Усохи.
Ко второй половине XVI в. в Пскове окончательно сложились архитектурные принципы самостоятельной школы культового зодчества. Пластичность и ассиметрия объемов, характерная звонница, восьмискатное покрытие и отработанные декоративные приемы — все это нашло яркое выражение в облике "кончанского" храма. Такие храмы строились сообща на средства горожан и служили своеобразным административным центром части города.
Гремячая башня.
Высокая башня Верхних решеток (водные ворота в системе сооружений) получила нынешнее название от Гремячей горы, на которой она находится. Это одна из самых живописных башен крепости. Под ней находился тайник — лаз к воде. Построена в 1525 г.
Храм Василия на Горке.
Церковь такого названия существовала и была расписана в XIV в., но нынешний памятник относится к XV-XVI вв. В древности около него проходили стены Среднего города. В звоннице храма, которая была выстроена прямо на крепостной стене, висел набатный колокол.
"Солодежня"
"Дом Печенко"
Уникальна коллекция гражданских купеческих зданий и комплексов XVII в. Они не сохранили нарядных деревянных покрытий, хозяйственных строений, часто целых этажей, но и теперь привлекают статью и своеобразием. Важной частью купеческого дома, его украшением служило крыльцо. Оно располагалось посредине дворового фасада. Дальше вход вел в сени, оттуда можно было попасть в жилые и вспомогательные помещения. В каждом доме крыльцо имело свои особенности. Крыльцо "Солодежни" — купеческого дома, получившего в XIX в. новое название потому, что здесь, хранился солод, — тип крыльца "со светелкой". В "доме Печенко" простое крыльцо "на рундуке". Круглые или граненые столбы, арки, нишки и бровки придают нарядность и торжественность входу в палаты.
Труворово городище.
В одном из ранних летописных сообщений — "Повести временных лет" (862 г.) — есть упоминание об Изборске. С конца VIII в. земляные валы крепости славянского князя Избора окружали городище, получившее позже имя легендарного варяжского князя Трувора. В VIII-XII вв. деревоземляные укрепления дважды перестраивались. Здесь возможно впервые на Руси появляются каменные стены и башни.
Никольская церковь на Труворовом городище.
Традиционный псковский храм XVII в. с двухъярусной звонницей и вкладными крестами на фасадах.
Изборская крепость.
В 1303 г. посадник Селога возводит Изборскую крепость на новом месте — на горе Жеравьи. Строительство каменных стен и башен в основном завершилось в середине XIV в. С развитием огнестрельного оружия в XV столетии она стала более мощной. Особенно надежно была укреплена западная приступная стена. Выступающие башни Темнушка и Вышка своими орудиями хорошо прикрывали короткие прясла стен. Башни и стены Изборской крепости не лишены декоративных украшений. Это пояски "бегунца" в кладке башен, вкладные кресты на лицевых фасадах стен.
Печерская крепость.
В конце XIV в. на самой западной границе псковской земли, в долине речушки Каменец был воздвигнут монастырь, получивший впоследствии название Псково-Печерского. В середине XVI в. он оказался в центре событий Ливонской войны. По личному указу Ивана Грозного монастырь укрепили мощными башнями и стенами, протяженность которых достигла 80 метров. Самая высокая башня крепости — башня Верхних решеток (25 м до прапора).
Окрестности Пскова.
Псковская земля богата памятниками зодчества. Это крепостные комплексы и монастыри, белостенные храмы и палаты. Неподалеку от Старого Изборска, в районе Городищенского и Мальского озер, расположен старинный ансамбль Мальского монастыря, где хорошо сохранились квадратная в плане звонница, Трапезная (XV в.) и храм (XIX в.)