В 2001-м году Пол Маккартни записал очередной свой шедевр – альбом «Driving Rain», который был оценен поклонниками маэстро совсем неоднозначно. Кто-то называл его самым плохим творением этого лучшего музыкального гения на всей Земле, а кто-то – самым лучшим. Но все сходились во мнении, что этот диск получился совсем не типичным для сэра Пола. И это на самом деле так. Невзирая на некоторое сходство с предыдущим творчеством Маккартни, «Driving Rain» получился таким, будто содержал песни совсем разных рок-групп, собранных на одном альбоме.
Альбом Пола Маккартни «Driving Rain» 2001 года – это уникальное сразу по нескольким параметрам творение великого музыкального гения, возможно, самого талантливого на всей Земле.
Во-первых, это первый альбом знаменитого мэтра, когда он почти полностью (ну, или на 90%) отказался от своего фирменного стиля, разработанного за 30 лет своей сольной деятельности. Практически ни одну песню с этого диска не получится вставить ни на один предыдущий альбом бренда Paul McCartney или Wings так, чтобы она вписалась в музыкальное полотно. По сути, это уже не Пол Маккартни, а совсем другая группа с его вокалом, вернее, это набор самых разных рок-групп, как хардовых, так и прогрессивных.
На видео: Пол Маккартни в 2001 году. Здесь мы услышим фрагменты "живых" вариантов некоторых песен с альбома "Driving Rain"
Во-вторых, это лучший альбом маэстро за предыдущие 12 лет, со времен эпохального его произведения «Flowers in the Dirt» 1989 года. На каком основании я считаю его лучше, чем то, что сэр Пол создал до этого? Да не только до этого, но и после тоже. Просто на этом альбоме нет почти ни одной «проходной» песни, а их на всех альбомах Маккартни хватало, даже на моих любимых «Band on the Run», «London Town» и «Back to the Egg».
Ну, и, в-третьих, это единственный альбом бывшего «битла», на котором нет ни одной мажорной и жизнерадостной песни. Все они пропитаны какой-то тоской – то скрытой, то явной, но альбом в целом распространяет при прослушивании какую-то интересного свойства мизантропию, направленную против своих верных почитателей, словно Маккартни поет песни исключительно для кого-то из своего внутреннего круга, а скорее всего – для самого себя. Можно было бы подумать, что он удручен смертью любимой жены Линды, случившейся за 3 с лишним года до этого, но в то время он уже вовсю флиртовал со своей будущей второй супругой Хизер Миллс, которой, кстати, и посвятил этот альбом, причем, вполне официально.
Интересно, что уже следующий альбом Пола Маккартни «Chaos and Creation in the Backyard» (2005 г.) вернул слушателям их любимца в полной мере, правда, не в «маккартниевской», а скорее в «битловской». Но уже в «Memory Almost Full» (2007 г.) слушателям предстал настоящий Маккартни, без всяких отклонений в какую-либо не свойственную ему сторону.
Но в целом, если рассматривать «Driving Rain» с музыкальной точки зрения, то это добротный хард-роковый альбом, причем хард-роковые штампы для 16-ти входящих в него песен надерганы без разбору из музыки множества популярных в 70-80-е рок-групп. И поэтому совсем не удивительно, что в одной песне обнаружены даже гитарные клише, по которым творили свою музыку Роберт Фрипп и Эдриан Белью в составе King Crimson. Спрашивается – где «Кримсоны», а где Пол Маккартни???
Ну, ладно, альбом получился, и я считаю, что это прекрасный альбом, и даже может быть потому, что в нем самого Маккартни очень мало, кроме тембра его голоса. Но тут он по большей части даже поет не как Маккартни, в любом случае он использует вокальные формы, никогда ни до, ни после ему не свойственные. Да и музыканты подобрались соответствующие – рокеры до мозга костей. Эти люди, я думаю, в немалой степени поспособствовали тому, чтобы новый альбом их шефа получился не таким как все остальные.
Состав основных музыкантов, кроме мультиинструменталиста Пола Маккартни, записавшихся на альбоме:
~ Расти Андерсон (Rusty Anderson) - весь спектр гитар, включая и бас;
~ Гейб Диксон (Gabe Dixon) - клавишные;
~ Эйб Лабориэль младший (Abe Laboriel Jr.) – барабаны.
Также на клавишных при записи активно играл и продюсер альбома - Дэвид Кан (David Kahne).
Джеймс Маккартни (сын Пола Маккартни James McCartney) – исполняет соло на гитаре в песне № 12.
Возвращаясь к Хизер Миллс, которой посвящен альбом. Настроение музыки на нем совершенно не любовное, как можно было бы ожидать от счастливого жениха, который буквально через полгода после выхода альбома женился на своей второй жене. Если бы я про эту Хизер Миллс ничего не знал, то я подумал бы, что пластинка посвящена Линде, и это было бы совершенно в тему. Но я думаю, что Маккартни создал этот альбом, прекрасно осознавая, что этот брак не принесет нифига хорошего. Что и случилось через четыре года, когда вторая жена сбежала от него и унесла с собой 24 миллиона кровных маккартневских фунтов стерлингов (правда, деньги она унесла не сразу, а еще через два года после окончания напряженного бракоразводного процесса).
Спрашивается – какая женщина отказалась бы заработать за четыре года 24 миллиона фунтов?
Я думаю, что Пол Маккартни оказался хорошим провидцем, создав такой актуальный альбом «Driving Rain» еще до того, как он мог бы все изменить, просто не женившись на этой женщине. Так что не о любви к Хизер Миллс он тут поет, а о тех 24 миллионах фунтов, которые он заплатит впоследствии за 4 года совместной жизни с женщиной, которая его на дух не переносила – и как в воду глядел! Правда, в том браке у Пола Маккартни появилась еще одна дочь, поэтому я думаю, что все же размен произошел равноценный, как для мультимиллионера, а по факту даже миллиардера.
Хотя, снова думаю, на пути тогдашнего 60-летнего Пола Маккартни встретилось бы немало других хороших женщин, согласившихся родить ему таких же хороших дочерей вообще бесплатно.
Ну ладно, не будем ковыряться в чужом белье, давайте лучше покопаемся в том, что на диске «Driving Rain» навалил нам почти 60-летний Пол Маккартни. Я специально не хочу заниматься расшифровками текстов, так как, во-первых, я их все равно неправильно расшифрую с английского на русский, а, во-вторых, меня даже в русскоязычной песенной культуре, кроме частушек, совершенно не интересуют тексты - я ведь меломан, а не букинист.
Трек-лист:
1). Lonely Road (3:16) «Одинокая дорога». Шикарная «открывашка». На первый взгляд, номер, типичный для Маккартни, но при повторном прослушивании становится понятно, что это музыка не Маккартни, так как композиция основана на множестве ходов, для Маккартни совершенно не свойственных. Что касается музыкального качества песни – оно шикарное.
2). From a Lover to a Friend (3:48) «От любовника к другу». Начинается номер с чисто битловского авангарда, и даже барабаны по звучанию напоминают позднего Ринго Старра. Но потом начинаются закосы в прогрессивный рок начала 70-х, которые скорее свойственны Джону Леннону. Но песня хоть и довольно тихая, но весьма шикарная, ей даже можно упиваться, несмотря на то, что такой по-настоящему грустной музыки у успешного и жизнерадостного, в общем-то, сэра Пола раз-два и обчелся.
3). She's Given Up Talking (4:57) «Она перестала говорить». Шикарный хард-рок, и снова начинается как бы Маккартни, но тут гитарист начинает запиливать что-то пинк-флойдовское, и в какой-то момент прозреваешь – ба! да это же песня Тони Кейри и его эпохального проекта Planet P Project один в один, только с гитарами Дэйвида Гилмора. Возможно, это самый проникновенный номер на всем альбоме.
4). Driving Rain (3:26) «Проливной дождь». Первая попытка маэстро напеть что-то веселое, но это веселое получается таким же грустным, как и предыдущие песни. И хотя этот номер скорее можно отнести к разряду маккартневских «проходняков», тем не менее, на этой пластинке он звучит не менее шикарно, чем предыдущие шедевры.
5). I Do (2:56) «Да». То же самое, что и предыдущая песня. Но обычно подобные номера сэр Пол исполнял в убыстренном темпе, а тут не сдюжил и решил замедлиться под свое общее настроение той поры.
6). Tiny Bubble (4:21) «Крошечный пузырь». Прекрасная мелодия, и снова не совсем маккартневская, а, скорее, битловская, особенно в припеве. Но музыкальная основа – типичный хард-рок, ведь никто же не станет спорить с тем, что «Квины» даже самые свои мелодичные песни исполняли в этом стиле, так почему бы с них не взять пример самому Маккартни?
7). Magic (3:59) «Магия». А этот номер как бы вытекает из предыдущего, но тут уже ближе к музыке Electric Light Orchestra, только мелодия гораздо интересней, чем те, которые сочинял Джефф Линн.
8). Your Way (2:55) «Твой путь». Ну, просто удивительный альбом. На нем любой «проходняк» с прошлых дисков маэстро превращается в чуть ли не шедевр. Наверное, это потому, что тут Маккартни поет без всякого свойственного ему хайпа. Ну, как бы исполняет для себя, а для себя всегда получается если не шикарно, то совсем неплохо.
9). Spinning on an Axis (5:16) «Вращение на оси». Возвращаемся в начало 70-х, когда хард-рок принимал совершенно разные, порой причудливые формы. Но если не искать аналогий среди «чужих» рок-групп, то, скорее всего, это такая помесь ранних сольников Леннона и Маккартни с закосом в прог-рок и психоделию.
10). About You (2:54) «О тебе». Отличная битловская вещь с основными оригинальными ходами, в основном взятыми с каких-то ранних альбомов Pink Floyd.
11). Heather (3:26) «Вереск». Пожалуй, самый банальный номер на диске, тем не менее, он хорош по-своему, и не является самым плохим (самый плохой – ниже по списку). Представляет собой оркестрованную фортепианную инструменталку с куплетом в финале, словно спетым Брайаном Мэем на каком-то из альбомов Queen. Очень хорошо.
12). Back in the Sunshine Again (4:21) «Снова на солнце». И снова что-то из Queen. Хоть вокал явно Маккартни, но такое ощущение, что он пытается копировать весьма оригинальный стиль своего младшего кореша из этой группы – Роджера Тэйлора. По крайней мере, если бы я услышал эту песню на сольнике Тэйлора, то я бы не сразу сообразил, что это поет сэр Пол. На этой песне гитарное соло исполняет Джеймс Маккартни, правда, какого-то особенного соло не сильно и слышно.
13). Your Loving Flame (3:43) «Твое любящее пламя». Вроде как закос под собственное сочинение времен «Let it Be», тем не менее, это не Маккартни, хотя сделано просто шикарно, в любом случае – прочувствованно.
14). Riding into Jaipur (4:08) «Поездка в Джайпур». Подражание Джорджу Харрисону с его индийским творчеством. Ничего особенного, это самый невыразительный номер на всем альбоме, впрочем, единственный в этом роде, то есть, единственный, который я никогда не слушаю полностью.
15). Rinse the Raindrops (10:08) «Смойте капли дождя». Шикарная, просто потрясающая вещь, истинный хард-рок с кинг-кримсоновскими гитарами и барабанами типа «пляски бронепоезда на минном поле». Впрочем, само построение композиции совсем не кримсоновское, это многочастная сюита с совершенно отдельной центральной частью прог-рокового направления. Отличная «закрывашка» для такого не типичного альбома Пола Маккартни.
Бонус:
16). Freedom (3:34) «Свобода». А эта песня на альбом не планировалась, она была записана вживую на концерте в Нью-Йорке сразу после того, как Пол Маккартни стал свидетелем теракта 11 сентября 2001 года. Этот вариант, обработанный позже в студии, Маккартни в самый последний момент решил вставить в альбом в качестве бонус-трека, но на первых изданиях альбома на конверте он не указан, так как конверты были уже отпечатаны без его упоминания, и потому композиция пошла как «скрытый трек». На гитаре играет Эрик Клэптон, но скорее всего он наложился уже в студии, так как на видео концерта его на сцене нет. Эта песня скорее напоминает творчество Electric Light Orchestra, и даже вокал Маккартни тут не совсем типичен для него.
В заключение надо еще подробнее рассказать про чарты. В британских чартах альбом добрался только до 46-й позиции против 12-й у предыдущего альбома каверов «Run Devil Run» 1999 года, и 2-й против альбома «Flaming Pie» 1997 года. До настоящего дня в Великобритании было продано всего 60 тысяч копий, в то время как предыдущие два альбома там же продались в количестве 105 и 145 тысяч экземпляров соответственно.
В США альбом добрался до 26-й позиции против позиций 27 и 2 у предыдущих альбомов. Правда, до «золота» он не добрался с проданными 400 тысячами копий, тогда как «Flaming Pie» был продан тиражом 676 тысяч.
Во всем мире, если верить официальной статистике, было продано на сей момент 650 тысяч копий альбома. Но тут следует учитывать, что с появлением Интернета огромное число меломанов предпочитают не платить денежки за музыку в магазине, а скачивать ее бесплатно. Так что я думаю, что если бы не Интернет, то продажи последних альбомов не только Пола Маккартни были бы как минимум вдвое более внушительными.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ПОЛЕ МАККАРТНИ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Альбом «Band On The Run» Пола Маккартни стал самым крутым творением всего «сольного битломанства»