Всё, написанное здесь, является личным мнением автора канала в соответствии с его знаниями, опытом и личными убеждениями.
Очередной российский сериал, очень неоднозначно принятый зрителями. Возможно потому что это снова экранизация романа Алексея Иванова, возможно потому что это снова многосерийный фильм (что в принципе логично для экранизации), который нужно смотреть залпом и целиком... Сразу скажу, что роман не читал, но сериал мне понравился, и, по-моему, снят он на достаточно высоком уровне.
Сериал "Пищеблок" Святослава Подгаевского и Эдуарда Бордукова рассказывает о детском пионерском лагере, ставшим кормовой базой для одного отдельно взятого кровососа и показывает довольно своеобразный и самобытный взгляд на вампирскую среду.
Советский кровосос.
Все мы уже привыкли к образу вампира, нарисованного ещё Брэмом Стокером. Клыкастые белокожие леди и джентльмены стали чем-то родным и знакомым, по-готически эстетичным и внушающим больше уважение, чем страх. Создатели "Пищеблока" пошли другим путём: вместо такой далёкой для нас летучей мышки прообразом вампира в этом сериале стал кошмар, не дающий нам спать по ночам и неизбежно пьющий нашу кровь каждое лето, неотвратимый как смерть ужасный комар. Вместо клыков у советских кровососов есть тонкий гибких хоботок для кормления, что с одной стороны очень логично и удобно для гемоглобинозависимых, но на деле выглядит настолько противоестественно, что вселяет некий хтонический ужас. Действительно, я был бы не против быть укушенным кем-то вроде Акаши из "Королевы проклятых", но такую тварь огрел бы осиновым колом не задумываясь (что, кстати, не сработало бы).
Так же вампиры вселенной Алексея Иванова менее однородны, чем мы привыкли и имеют некую подвидовую иерархию. В сериале нам представили "стратилата" - вершину как минимум местной пищевой цепочки, имеющего "боевую форму", в которую может преображаться при необходимости. Из своих жертв он может делать "пьявцев" - слуг, которые приносят ему кровь. Укушенные же пьявцами не становятся вампирами и остаются ходячим кормом с той лишь разницей, что охотно отдают свою кровь тем, кто их укусил.
Коллектив.
Вообще все участники пищевой цепочки имеют подавляющее влияние на нижестоящих: они просто физически не могут ослушаться своего "повелителя" и чувствуют всепоглощающую радость от выполнения его приказа.
В целом в сериале поднимается очень много вопросов о взаимоотношениях в обществе. Нам противопоставляют коллективизм и тоталитаризм, любовь и необходимость, преданность и подчинение... Не зря первые серии сериала наполнены развитием взаимоотношений главных героев, волей случая оказавшихся на "олимпийской" смене пионер-лагеря "Буревестник".
И тут режиссёры дают послабления своим героям, приближая их поведение и поступки к нашим современникам, что вызвало не одну отрицательную рецензию от зрителей. Но на самом деле я считаю, что так более выпуклыми становятся изменения, происходящие с персонажами после укуса и преобразования: вампиры, скрываясь, маскируются под самых образцовых членов общества и ведут себя безукоризненно, чтобы их не раскрыли.
Так же не стоит забывать, что Советский Союз пал под натиском как раз таки тех людей, которым в 1980м году было по 10-12 лет, так что я думаю, что отступление некоторых героев от советских идеалов вполне оправдано.
Подумать тоже не помешает.
Как и у большинства экранизаций, у "пищеблока" есть проблемы с донесением какой-то части информации, представленной в книге в виде мысленных монологов и описания чувств героев. И тут зрителю нужно не полениться и проявить свою фантазию, попытаться принять показанный нам на экране мир и понять его законы.
Причиной не всегда логичных поступков главного героя могут быть как психологическая травма от потери брата, так и то что он в конце концов ребёнок. Он остался один с чужими людьми в сложный период жизни, в связи с чем общается в своём воображении со своим мёртвым братом и старается быть серьёзнее и взрослее своих лет. Это явно мешает Валере вписаться в коллектив и общаться со сверстниками. Вожатый Игорь - англофил, для которого советская идеология не является абсолютом. Он слушает Битлз и явно проповедует свободные отношения, пока не влюбляется сам.
Собственно в картине для нас противопоставляют "живых" людей со своими слабостями - людям мёртвым, играющим "идеал" во имя конспирации... и я не вижу в этом антисоветской пропаганды. Действительно, общество, которое пытается сбросить с себя всё, что напоминает о старом, имперском режиме, очень привлекательно для всякого рода нечисти. Тут и разрушения опасных для вампиров церквей, и приятные символы вроде звёзд (серп и молот, тоже подвели под идеологию сериала). А как удобно управлять толпой людей, принимающей решения "коллективно", если внутри есть группа, безоговорочно подчиняющаяся тебе и способная повлиять на мнение других!
В общем много вопросов, до ответов на которые можно дойти самостоятельно, если дать волю воображению. Для меня только загадкой осталось, как пионерский галстук работает в качестве оберега от солнца... Хотя, если работает "святая вода" (энергетически заряженная священником), то почему стратилат не может зарядить оберег для своих миньонов? (Если кто знает ответ лучше - пишите в комментариях).
В целом картинка очень красивая и атмосферная. Есть провисающие по динамике места, особенно в начале, но для многосерийного фильма это норма - создатели раскрывают внутренний мир героев. Показалось, что эротических сцен несколько больше, чем необходимо, но опять же - это на любителя. Среди них есть и забавные и жутковатые моменты (мужчины поймут😉) Игра актёров на высоте, сюжет интересен и довольно самобытен. Концовка открытая и возможно даже нас ожидает второй сезон, который я тоже с удовольствием посмотрю!
Спасибо всем, кто дочитал до конца, подписался и оставил комментарий!