Найти в Дзене
Тёмный историк

Почему сибирские крестьяне быстро «разочаровались» в колчаковской власти?

Сибирь к началу Гражданской войны была довольно специфическим регионом. Ведь у местных крестьян была земля, много земли. Из этого следует, что и уровень жизни сибиряков был выше.

Практически вся земля в Сибири была либо крестьянской, либо государственной, либо казачьей. Помещиками и не пахло.

Иркутская губерния, конец XIX — начало XX вв.
Иркутская губерния, конец XIX — начало XX вв.

С другой стороны, однородным сибирское крестьянство тоже не было: существовали противоречия между «новоселами» и «старожилами», плюс вражда крестьян с местными казаками.

При этом, основная масса населения Сибири не была опорой ни большевикам, ни белым. Довольно популярны были эсеры. И это важный момент, с которого можно начать: А. В. Колчак в Сибири был «чужаком», что признавали потом в мемуарах сами колчаковские министры.

Уже сам переворот в ноябре 1918 года стал «тревожным звонком» для многих: эсеры до крестьян идеи доносили куда лучше, чем белые офицеры или казаки.

Интересны замечания колчаковской контрразведки, которые я читал: по их словам, многие крестьяне-сибиряки были уверены в том, что власть в Омске захватили «казаки».

Особый Уссурийский казачий отряд атамана И. П. Калмыкова, период Гражданской войны.
Особый Уссурийский казачий отряд атамана И. П. Калмыкова, период Гражданской войны.

И если угрозы «возвращения и мести помещиков» в Сибири не было, то была иная история: опасения передела земли в пользу казаков и прочих колчаковцев. Эта идея со временем лишь усиливалась, ведь карательные отряды состояли именно из такого контингента.

Сибиряки обладали особым характером: не терпели реквизиций ни со стороны красных, ни со стороны белых. Так что с этим регионом на самом деле «намучились» все власти. Опять же, в документах контрразведки это отражено: крестьяне-сибиряки хотели свою власть, а не «власть рабочих или офицеров». Но все-таки именно белогвардейцы Верховного правителя А. В. Колчака довели Сибирь «до белого каления» в решающий момент Гражданской войны.

Я специально буду использовать только «белые» источники и выводы историков-специалистов по белому движению. Вот, кстати, характерная цитата от историка В. Г. Хандорина, для которого «Адмирал» — это безусловный герой. Тем не менее:

Атаман Сибирского войска П. П. Иванов-Ринов с забайкальским атаманом Г. М Семёновым и в группе единомышленников. Период Гражданской войны.
Атаман Сибирского войска П. П. Иванов-Ринов с забайкальским атаманом Г. М Семёновым и в группе единомышленников. Период Гражданской войны.

«Мрачную известность в Гражданской войне снискали карательные отряды — как войсковые (в том числе казачьи), так и милицейские (омоновские). Составленные из добровольцев, кровно ненавидевших советскую власть, они порой чинили дикие зверства, в том числе и по отношению к мирным жителям. Их действия вызывали возмущение даже среди белых генералов, а еще больше — среди союзников. Особенно лютовали казаки...» (с) В. Г. Хандорин. Адмирал Колчак. Правда и мифы.

В. Г. Хандорин эти порядки называет «эксцессами», но при этом признает, что никто так и не был наказан за подобные действия. На самом деле, белый террор на востоке России имел характер разноплановый: как официальный (исходивший от А. В. Колчака, генералов и атаманов), так и «стихийный», никем и ничем не регламентированный.

Ведь часть «полевых командиров» признавала власть Колчака лишь формально. При этом, подобные отряды действовали порой совместно с интервентами, особенно японцами и чехами. Грабежи чехов стали важной частью даже бело-генеральских мемуаров.

Но грабили и убивали не только карательные отряды, но ещё и многочисленные контрразведчики. Да и отступавшие части белых — тоже.

А. В. Колчак во время поездки на фронт, у казаков, 1919 год.
А. В. Колчак во время поездки на фронт, у казаков, 1919 год.

Тут, конечно, нельзя не упомянуть ещё одну причину массового недовольства сибиряков. Это — беспрецедентные наборы людей в армию. По некоторым данным, колчаковцы набрали до 600 — 800 тысяч человек (зачем столько, до сих пор понять не могу)!

Хватали юнцов, стариков, бывших фронтовиков. При этом, обучать их толком не обучали (зато процветало рукоприкладство), кормить не кормили, оружия тоже не хватало. Такие части зачастую разваливались ещё по дороге на фронт. И, разумеется, бежавшие от «колчаковских мобилизаций» укрывались в деревнях или пополняли партизанские армии.

Собственно, пришла пора ярких цитат:

«Наш отход - результат этих пустяков. Я - Колчаковец и, если можно так выразиться, идейный Колчаковец. Но многие агенты этой власти вызывают у меня чувство брезгливости, омерзения.

Одна из карт партизанских операций.
Одна из карт партизанских операций.

Я встречаю Златоустовских крестьян-беженцев: что стало с их семьями, они не знают, но они хорошо помнят, что перед отходом они были ограблены Сибирскими войсками, они ни на минуту не забывают, что их семьи остались без лошадей, коров, сбруи.

Кто сейчас они - эти крестьяне? Они - большевики. Кто насадил большевизм в Златоустовском уезде? Коменданты с их нагайками. Кто увел лошадей, кто разграбил огороды и выкосил овсы? Наши же солдаты, призванные драться с грабителями большевиками...» (с) из письма белого священника Бориса Серебрякова. / ГА РФ Ф. Р-147. Оп. 15. Д. 25. Л. 15. / М. И. Вебер. Вестник Пермского университета. Серия: История.

«Наиболее характерными причинами волнений крестьян... контрразведчиками считались конфликты по поводу дачи новобранцев и сбору податей, возникавших, как правило, из-за незнания целей и мотивов правительства. Вместо того, чтобы урегулировать эти проблемы мирным путем и агитацией, присылались карательные отряды.

Антиколчаковские партизаны в Сибири.
Антиколчаковские партизаны в Сибири.

В отчетах и телеграммах с мест выступлений отмечалось, что “крестьяне против всякой власти, которая несет им насилие”, высшей властью они считали крестьянский съезд, который только может решать, давать ли новобранцев и собирать ли подати, готовы “признать действительно народную власть, избранную народом, избранную из лиц, известных крестьянам, а не по спискам”...

Мотивами выступлений служили бесчинства карательных отрядов, уездной милиции и воинских частей. Зачинщиками и руководителями выступали местные жители: крестьяне, часто зажиточные, учителя, фронтовики, студенты...» (с) Е. А. Корнева. Контрразведка А. В. Колчака: организация и освещение политических настроений населения и войск. / Новый исторический вестник.

То есть, с одной стороны, белогвардейцы пытались сделать из Сибири «ресурсную базу» для борьбы с «красной» центральной Россией. Следовательно, выжимали всё, включая население.

Иллюстрация: А. В. Колчак (художник — А. Ромасюков) и сибирские партизаны (художник — В. Серов).
Иллюстрация: А. В. Колчак (художник — А. Ромасюков) и сибирские партизаны (художник — В. Серов).

С другой стороны, делали это максимально бестолково и децентрализовано, даже не пытаясь как-то взаимодействовать с населением и вести агитацию. Это была даже не централизованная военная диктатура, а набор партизанских (в плохом смысле слова) отрядов, которые слабо контролировались Омском.

Здесь нужно понимать, что, конечно, крестьяне Сибири не стали «большевиками» в прямом смысле этого слова. Не следует забывать и о том, что красные тоже в этом регионе потом столкнулись с восстаниями.

Но местные однозначно стали врагами представителей белого движения. И, как правило, готовы были воевать совместно с большевиками против колчаковцев, что во многом определило исход конфликта в регионе...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!

Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.