Соединенным Штатам нужно помешать сближению России и Индии, утверждает автор статьи для Asia Times. По его мнению, сотрудничество с Нью-Дели поможет Москве не превратится в "вассала" в отношениях с Пекином.
Темпы сближения России и Китая резко увеличились с тех пор, как Москва приостановила свое участие в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений.
Высокопоставленный китайский дипломат Ван И встретился с президентом России Владимиром Путиным, чтобы подтвердить укрепление отношений между двумя странами и их общее стремление к многополярному международному порядку. Новый министр иностранных дел Коммунистической партии Китая Цинь Ган заявил, что нынешняя глобальная нестабильность повышает "потребность в устойчивом развитии российско-китайских отношений".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Что еще тревожнее, американская разведка сообщает, что Пекин рассматривает возможность поставок оружия Москве, чтобы помочь в ее военной кампании на Украине.
Как Вашингтону следует реагировать на эту серию дипломатических шагов? Он должен направить больше своего внимания на Индию.
Хотя стратегическим приоритетом Соединенных Штатов должно стать препятствование развитию сотрудничества между Россией и Китаем, необходимость вывести Индию из-по влияния Кремля заметно усилилась за последние несколько недель. И это объясняется характером отношений, сложившихся между Москвой и Пекином.
Российские политики и экономисты осознают, что одностороннее сближение с Китаем будет означать принятие второстепенного, подчиненного статуса. А это нарушает один из ключевых исторических принципов российской внешней политики – принцип использования уникального географического положения страны в Евразии для того, чтобы оставаться региональной сверхдержавой, способной держаться на некоторой дистанции и от Европы, и от Азии.
В связи с этим Россия захочет вступить в союз с Индией, чтобы диверсифицировать свой экспорт и обезопасить себя от превращения в источник дохода для китайцев.
Некоторые россияне уже выражают тревогу по поводу последствий такого безоговорочного союза с Китаем. Зависимость Москвы от желания Пекина закупать ее энергоносители и природные ресурсы превращает ее в "вассала" или "колонию" Китая, на что указал экономист Леонид Пайдиев.
Василий Астров, экономист Венского института международных экономических исследований, пояснил, что сотрудничество с Китаем "рассматривалось как альтернатива, как “план Б”, и оно не было результатом сознательного и вдумчивого выбора, потому что в противном случае Москву ждала изоляция".
С одной стороны, Россия знает, что не справится без Китая, потому что в этом случае она останется совершенно одна на международной арене. С другой стороны, она боится стать вассальным государством. И чтобы избежать этой дилеммы, Москва обращается к Индии.
Отчасти повторив мысль Вана И, которую тот озвучил на встрече с Путиным, министр иностранных дел России Сергей Лавров во время январской пресс-конференции назвал Индию одной из стран, участвующих в "объективном и неостановимом процессе" "формирования многополярного мира".
Лавров также включил в этот список Китай, Турцию, Египет, страны Персидского залива и Латинской Америки, чтобы дать Западу четкое представление о государствах, которым Россия отдает приоритет в своем стремлении ослабить глобальное влияние Соединенных Штатов. В феврале пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что мир уже начал "долгий и болезненный" переход к многополярности.
Стремительное увеличение численности населения Индии, рост ВВП и интереса к технологическому сектору в стране делают её наиболее перспективным партнером России среди перечисленных выше регионов. Но одним из важнейших факторов для Москвы является то, что Индия соперничает с Китаем.
Это может показаться нелогичным, но на самом деле именно это позволит России отчасти избавиться от статуса младшего партнера в отношениях с Китаем. К примеру, инициативы Москвы в ее отношениях с государствами Латинской Америки и Ближнего Востока будут часто оказываться в тени аналогичных интересов Китая, поскольку Пекин, располагающий гораздо более значительной экономической мощью, уже добился успехов в развертывании там своей инициативы "Один пояс, один путь".
Между тем углубляющееся соперничество Индии с Китаем может заставить ее направить больше ресурсов на Россию.
В свою очередь, Кремль попытался привлечь молодых и талантливых индийцев в российские технические и медицинские университеты. С 2021–2022 годах Индия заняла первое место по числу студентов, принятых в российские вузы, – в этот период времени был зафиксирован рекордный рост их числа на 43%. Китай лидирует в абсолютных цифрах, но по темпам роста числа студентов Индия далеко впереди.
В России научных работников привлекает наличие двусторонних соглашений, которые облегчают процесс подачи заявок для индийских студентов, а также низкая стоимость обучения по сравнению с западными странами.
Кроме того, ученые из Индийского технологического института Харагпура и Московского авиационного института получили грант на разработку беспилотного летательного аппарата, который они намерены отправить на Марс. В январе Российско-Индийская рабочая группа по науке и технологиям собралась на свое 12-е заседание, чтобы пригласить индийских исследователей для работы на российских ядерных объектах, в обсерваториях и университетах.
Сотрудничество в сфере науки подкрепляется существенными политическими обязательствами. В 2010 году Москва и Нью-Дели объявили об "особом и привилегированном стратегическом партнерстве". Несмотря на опасения Индии по поводу угроз применения ядерного оружия, звучавших от России в прошлом году, в отношениях двух стран нет никаких признаков разногласий.
Во время саммита БРИКС в 2014 году премьер-министр Индии Нарендра Моди сказал: "Если вы спросите любого в Индии, кто является самым большим другом нашей страны, каждый человек, каждый ребенок знает, что это Россия". В период с 2012 по 2020 год экспорт деловых, профессиональных и технических услуг из России в Индию увеличился с 234 до 409 миллионов долларов.
И, наконец, в феврале советник по национальной безопасности Индии Аджит Довал посетил Россию, чтобы обсудить дальнейшие шаги в особом партнерстве двух стран.
Таким образом, чтобы помешать России использовать Индию в качестве спасательного круга, Вашингтон должен продемонстрировать Нью-Дели, что в ее национальных интересах дистанцироваться от Москвы. Недавний саммит "Большой двадцатки" стал примером того, что можно сделать.
Индия планировала сосредоточиться на проблемах, затрагивающих развивающиеся страны, но тупиковая ситуация, сложившаяся вокруг российско-украинского конфликта, замедлила прогресс на этом фронте. Кроме того, с самого начала конфликта Индия неоднократно подчеркивала необходимость соблюдения требований международного права, поэтому Соединенные Штаты должны разъяснить ей, что действия России на Украине противоречат ее видению стабильного мирового порядка.
Вашингтон также может увеличить объемы торговли, нарастить технологическое сотрудничество посредством Четырехстороннего диалога по безопасности (Quad) и укрепить военные связи с Нью-Дели, чтобы продемонстрировать более высокое качество своей продукции и готовность совместно защищаться от беспрецедентной экспансии Китая. Одновременно следует рассмотреть вопрос о предоставлении индийским компаниям доли на американских энергетических рынках, чтобы Нью-Дели мог диверсифицировать свой импорт.
Россия не захочет полностью подчиниться Китаю. Поэтому она обратится к Индии, что объясняется будущим экономическим потенциалом этого азиатского гиганта и положительными историческими связями между двумя странами.
Пристально наблюдая за эволюцией отношений России и Китая, Соединенные Штаты также должны попытаться повлиять на оценку Индией ее национальных интересов и убедить ее в необходимости дистанцироваться от России.