Найти в Дзене
Юлия Вельбой

Непозволительная роскошь - быть культурным человеком

Человек очень быстро опускается до дикого состояния. Деградировать всегда легче. Для этого ничего особенного не надо. Отключи ему воду, электричество и вот он уже в пещере, а там - пещерные нравы.  Налёт цивилизации у человечества очень тонок. Это всего лишь плёночка, которая отделяет человека от дикаря, и мы должны её беречь и наращивать, чем и занимались всю жизнь Российская Империя, а потом ее преемник - Советский Союз. Он миллиарды тратил на то, чтобы поднять не только русский народ, который составлял костяк общества, но и дальние окраины. Оперный, драматический театры, балет, литература. Воспитывали национальную интеллигенцию, техническую и творческую, повытаскивали на свет божий окраинных поэтов: Володымыра Сосюру, Павла Тычину, прочих акынов, которые научились строчки рифмовать. Бог с ними, зато есть поэзия - своя, украинская! "Трактор в поле дыр-дыр-дыр, мы за мир, мы за мир". Вся украинская литература советского периода была создана искусственно. Никогда ни одного поэта мы бы

Человек очень быстро опускается до дикого состояния. Деградировать всегда легче. Для этого ничего особенного не надо. Отключи ему воду, электричество и вот он уже в пещере, а там - пещерные нравы. 

Налёт цивилизации у человечества очень тонок. Это всего лишь плёночка, которая отделяет человека от дикаря, и мы должны её беречь и наращивать, чем и занимались всю жизнь Российская Империя, а потом ее преемник - Советский Союз. Он миллиарды тратил на то, чтобы поднять не только русский народ, который составлял костяк общества, но и дальние окраины.

Оперный, драматический театры, балет, литература. Воспитывали национальную интеллигенцию, техническую и творческую, повытаскивали на свет божий окраинных поэтов: Володымыра Сосюру, Павла Тычину, прочих акынов, которые научились строчки рифмовать. Бог с ними, зато есть поэзия - своя, украинская! "Трактор в поле дыр-дыр-дыр, мы за мир, мы за мир".

Вся украинская литература советского периода была создана искусственно. Никогда ни одного поэта мы бы оттуда не услышали, если бы Советский Союз не вытянул их за уши. Я уже не говорю о прозаиках - кто их знает, кто читает? 

Всех поднимали до нужного уровня, все окраины подтягивали, как двоечников в классе, чтобы создать малым народам цивилизационную надстройку, нарастить тонкую плёночку культуры. Пусть сначала это будет что-то простенькое, некое подобие литературы, искусства, но может быть, со временем народ созреет и дорастёт до настоящего творчества? Не созрел.

А вот чтобы жечь книги, созрели. Сносить памятники - созрели. Разбить памятник и на его место поставить скульптуру из шин - вид украинского национального ваяния. Дикие времена. Про изваяния из живых людей около столбов я уже молчу.

Театры закрывают, музеи растаскивают - какой восторг! - подразумевая наивно, что сейчас мы уничтожим русскую культуру, а на её месте каким-то образом (чудесным?) возникнет украинская.

Они не понимают, что кроме миллиардов и миллиардов денег нужно иметь в своем распоряжении хотя бы несколько веков для облагораживания человеческой натуры, для формирования уникального культурного кода. И то - не у каждого получится, здесь как Бог даст. Некоторые страны, в том числе европейские, как ни тужатся, ничего стоящего в копилку мировой культуры не родили. А чтобы создать культурный пласт, подобный российскому, нужны не только средства (колоссальные) и запас времени, - до этого нужно внутренне дозреть.

Украинцы хотят сделать дёшево и сердито. Не вложив ни копеечки, просто принудить говорить носителей русской культуры на другом языке. И они как начнут создавать украинские шедевры!

Попробуйте, срежьте в саду культурное растение, например, чайную розу. Думаете, на её месте вырастет другая чайная роза? Нет, только дичка. Дикость. Роскошь взращивать культуру и цивилизацию могут себе позволить лишь развитые страны. Все остальные озабочены вопросами сытости и выживания.