Найти тему
Кириллица

Генрих Шлиман: как первооткрыватель Трои обманул Россию

Оглавление

26 декабря 1890 года умер Генрих Шлиман. Легендарный аферист и археолог, раскопавший Трою — он был тесно связан с Россией. Нажился на отмене крепостного права и Крымской войне, был женат на русской и даже сменил имя, назвавшись Андреем.

Русский экспат

Способности и страсть Генриха Шлимана к языкам были феноменальными. За три года, например, он овладел безо всяких учителей голландским, французским, английским, итальянским и португальским языками. Когда же Шлиман устроился в международную торговую компанию Б. Г. Шрёдера, он принялся изучать и русский. Уже через полтора месяца он писал деловые письма в Россию — и их понимали. Компания избрала Генриха своим торговым представителем и отправила этого перспективного сотрудника в Санкт-Петербург. В январе1846 года Шлиману было 24 года и он отправился в Россию. Так началась его предпринимательская карьера.

Ученик мужиков

Творческого подхода у делам Генриху Шлиману было не занимать, и он использовал его и в деле освоения русского языка. Выучив грамматику, он должен был упражняться в разговорной речи и произношении и решил нанять себе репетиторов. Конечно, носителей языка, то есть русских. Но кого же? Шлиман нанимал себе русского крестьянина, мужика, который не понимал, за что ему барин деньги дает, если он только сидит с ним в карете и слушает его чтение или обсуждает прослушанный текст. Коммерческие дела Шлимана шли хорошо, и ему частенько приходилось ездить по долгим русским дорогам. Вот в таких дорогах, как современные москвичи в метро, Шлиман не терял время, а учил язык.

Российское подданство

Научившись говорить по-русски, в 1847 году Шлиман принял российское подданство. И имя его «обрусело» — он стал теперь Андреем Аристовичем. Работы на компанию, с которой он начинал, ему стало мало, и он организовал международный бизнес с представительствами в России, Англии, Франции и Голландии. Как бизнесмен Андрей Аристович Шлиман прославился очень быстро, на время он стал известной фигурой в русском обществе и даже получил звание почетного потомственного гражданина. Ну а Россию он называл «Моя любимая Россия» — и только так.

Русская жена

Через 5 лет после получения российского подданства, 12 октября 1852 года, Андрей-Генрих Шлиман женится на 18-летней русской девушке Екатерине — дочери влиятельного петербургского адвоката Лыжина и сестре богатого купца. От этого брака у них было трое детей — с русскими именами: Наталья, Надежда и Сергей. К сорока годам Шлиман – русский купец первой гильдии, потомственный почётный гражданин, судья Санкт-Петербургского торгового суда, муж молодой жены и отец троих детей. То есть положение его очень высоко, а состояние велико.

И вдруг Шлиман загорается идеей раскопать Трою, оставляет жену и детей, берет с собой 2,7 миллиона рублей (цена небольшого государства в Африке или Южной Америке) и уезжает на раскопки. Это сравнимо, по меткому замечанию некоторых журналистов, с Потаниным или Абрамовичем, решившими вдруг стать археологами и искать золото Атлантиды.

Русская война

В военную кампанию 1853 года Шлиман — крупнейший производитель и поставщик необходимых для армии вещей, начиная от сапог и заканчивая сбруей для лошадей. Он монополист в производстве краски индиго в России, а синий в это время — цвет русских Военных мундиров. На этом Шлиман строит успешный бизнес, добиваясь получения подряда поставок в русскую армию и устанавливая высокую цену на свои товары во время военных действий.

Но бизнес его легкомысленный: он посылает на фронт сапоги с картонной подошвой, мундиры из некачественного сукна, ремни, провисающие под весом амуниции, пропускающие воду фляги, никуда не годную сбрую для лошадей… Предприниматель быстро обогащается на Крымской войне, но его махинации и обман не могут остаться незамеченными.

Продать русским русскую бумагу

Сложно поверить, но Шлиман поучаствовал даже в отмене крепостного права в России. Когда в 1861 году царское правительство готовилось довести до сведения населения манифест об отмене крепостного права, власть собиралась опубликовать документ на больших бумажных афишах. Казалось бы, какой бизнес можно построить на этом? Но предприимчивый Генрих Шлиман узнал о планах правительства заранее и стал быстро скупать запасы бумаги, имеющиеся в стране. Ему удалось скупить очень много. Делал он это, конечно, для того чтобы продать эту же бумагу по завышенной в два раза цене, когда придет время печати афиш. И русское правительство купило русскую же бумагу у почетного потомственного русского гражданина Андрея Шлимана.

Невозвращение в Россию

Естественно, смелый и беспринципный бизнес Шлимана, и особенно его действия во время Крымской войны, не остались не замеченными властями и были восприняты как подрывание военной боеспособности России. Удивительно, что этот умнейший человек не просчитывал своих рисков. Спустя много лет Генрих Шлиман наивно решит воплотить еще одну свою коммерческую идею, связанную с Россией, и обратится к Александру Второму с прошением разрешить ему въезд в страну. Император тогда произнесет свой знаменитый ответ-резолюцию: «Пусть приезжает, повесим!» Кажется, на этих словах российские следы Шлимана заканчиваются.