В саамской мифологии есть три богини, связанные с источником. Иногда эти богини рассматриваются как аспекты Beaivvi Nieida, а иногда они изображаются как три разных человека.
Сала Ниейта (Уумайя саамы) была женским духом, обладавшим силой приказывать снегу и морозному воздуху уйти, чтобы она могла принести с собой весну. Рана Ниейта (также известная как Рана Ниете, Рана Нейда и Радиен-Нейто) была богиней земли. Ее имя буквально означает зеленые поля / зеленые земли. Она заставляла цветы и травы расти и летом окрашивала горы в зеленый цвет. Рана Ниейта принадлежит к семье Радиен-Духов, которая была группой саамских божеств, имевших власть над человеческими жизнями. А третья богиня, Сервге Эдни, была одной из весенних дев, приносящих с собой новую жизнь.
Луна: Манну
Если солнце много раз описывалось как женское начало, то луна в саамских мифах описывалась как мужское. Поскольку дневного света было очень мало, зима считалась подозрительным временем, когда среди живых бродило множество злых духов, одним из которых был Манну. Люди считали Манну очень подозрительным духом. Почему он вышел на небо ночью, когда вся природа спала?
В старых историях луна описывается скорее как волшебный и таинственный дух. Позже, с большим влиянием христианства, Луна приобрела более плохую репутацию и черты христианского дьявола.
Декабрь считался месяцем, когда вокруг бродили злые духи, а Луну иногда называли их предводителем. Люди были очень осторожны, чтобы не раздражать луну. В декабре люди не любили оставаться на улице в течение длительного времени. Не разрешалось заниматься громкими делами, такими как рубка дров, и женщины старались не сплетничать и не смеяться.
В феврале, когда возвращалось солнце, люди собирались на улице под полной луной. У них были с собой кастрюли и барабаны, и они издавали громкие звуки, чтобы отвлечь луну, и велели Манну уйти, чтобы солнце могло вернуться.
Битва между солнцем и луной — это то, что можно найти во многих мифах и историях по всему миру. Подозрение к луне происходит от страха людей перед ночью и темнотой. Во времена без электричества, когда люди не так много знали об окружающем мире, легко было дать волю воображению и представить всевозможные опасности, подстерегающие во тьме. Возвращение солнца было обещанием надежды.
Шаманские барабаны
В саамских шаманских бубнах общими мотивами являются солнце, луна и звезды. В так называемых гелиоцентрических барабанах солнце нарисовано в середине барабана. Саамские бубны являются исключительными, когда дело доходит до шаманских бубнов. В разных культурах бубны, кожа которых полностью украшена узорами, можно встретить только у саамов и у некоторых племен Сибири, говорящих на самодийских языках.
Еще по теме: