Дарвин vs Ламарк: урок, на котором говорят ученики

162 прочитали

Все чаще стали встречаться ученики, заявляющие, что азы теории эволюции они изучать не желают, поскольку относят себя к верующим. Сообщаю на это, что эволюцию изучали в духовных семинариях, чтобы правильно подбирать аргументы для диспутов. Дальше все идет гладко)

Все чаще стали встречаться ученики, заявляющие, что азы теории эволюции они изучать не желают, поскольку относят себя к верующим.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!

А однажды разговорилась с учителем биологии, который преподает в церковно-приходской школе (не уверена, что она сейчас именно так называется, но специфика школы, думаю, ясна). Атеистов там не держат. Или держат, но если уж совсем плохо с кадрами. Но тот коллега атеистом не был. Так вот, спросила его, как в таких школах преподаются основы эволюционного учения.

Ответил, что, конечно же, никакой эволюции нет, потому что все создал Создатель. Но школа прекрасно понимает, что выпускникам сдавать ЭГЭ, поэтому тема изучается с той глубиной, которая требуется для экзамена. Хотя и с оговорками, что все изучаемое — «сказки так называемых ученых».

Собственно, я к чему. Дабы избежать теологических споров, первый урок по теме эволюции я начинаю с вопроса: «Назовите известные вам теории или гипотезы происхождения и развития жизни».

Обычно приходим к трем: идея о божественном происхождении, идея об инопланетном эксперименте и эволюционная идея.

А чтобы пресечь упомянутые в первом абзаце «разговорчики», заявляю: первые две идеи не имеют научных доказательств, поэтому все желающие могут изучать их в частном порядке. А в школе все-таки идет знакомство с достижениями науки, поэтому от дарвинизма не отвертитесь)

Теперь о дарвинизме. Конечно, он устарел, и логичнее было бы изучать СТЭ. Однако мое мнение таково, что начинать нужно с простого. Человеку, который еще вчера думал, что естественный отбор - «это когда выживает сильнейший», этакий киплинговский Закон джунглей, в СТЭ будет сложновато разобраться. Да и существует такая идея — знакомить детей с историей науки. А в истории науки дарвинизм случился раньше)

Чем хорош дарвинизм - если брать совсем простые примеры, то он кристалльно ясен для ребенка. Движущие силы (почему так происходит), направления (куда идет) и результаты (к чему приходит) эволюции. А больше пока ничего и не надо. И это при том, что сама тема - архисложная.

Заготовка опорного конспекта для этого урока. В левом нижнем углу гиперссылки на видеофрагменты о Ламарке ("Л) и Дарвине ("Д")
Заготовка опорного конспекта для этого урока. В левом нижнем углу гиперссылки на видеофрагменты о Ламарке ("Л) и Дарвине ("Д")

Таким образом, коротенечко «проходим» самые основы додарвиновских времен: попытки систематизировать природу Аристотеля, средневековый креационизм, лавину новых открытий во времена Линнея и «потрясание основ» путем Великой Французской революции. Для 9 класса вполне достаточно.

Так выглядит конспект в конце урока
Так выглядит конспект в конце урока

Но и упускать этот материал нельзя. Иначе выйдет, что теория эволюции выросла на пустом месте. Особенно мне нравится "сплав" биологии и истории на этой теме. Глобальные события, происходящие в обществе, отражаются на биологических теориях. Это еще один способ показать детям, что нет отдельных изолированных предметов, что все взаимосвязано.

Даю ученикам два коротеньких текста об эволюции шеи жирафа, предлагаю проголосовать за то или иное мнение. Записываем на доске число проголосовавших — это нам понадобится для проверки гипотезы и том, что большинство людей - «стихийные ламаркисты».

Имена авторов этих идей пока не называем
Имена авторов этих идей пока не называем

Дальше — основное. Ученикам предстоит с удивлением узнать, что первую теорию эволюции выдвинул вовсе не Дарвин. Для знакомства с учеными можно показать пару коротких видеофрагментов, а затем дать два текста буквально по 2-3 абзаца. Хорошо подходят те тексты, которые входят в задания диагностик и экзаменов. Если помните, авторы диагностик весьма уважают Ламарка)

Затем следует интерактивное задание, при помощи которого легко уяснить разницу между мировоззрением двух эволюционистов (выше в галерее два слайда). И сладенькое — ученики сами проговаривают, как объяснял эволюцию шеи Ламарк и как — Дарвин.

А вы как начинаете теорию эволюции в 9 классе?