Найти тему
ТНВД-Ресурс

Самостоятельная регулировка ТНВД МТЗ

Основные узлы и детали ТНВД (топливный насос высокого давления) МТЗ это корпус насоса, плунжерные пары, кулачковый вал, клапана, регулятор. 
Неисправность или неправильная работа этих узлов приводит к неустойчивой работе двигателя, двигатель троит (работают не все цилиндры), двигатель глохнет, плохо набирает обороты или не набирает вообще.

Все эти моменты нужно устранять т.к. это может привести к поломке самого двигателя, а это уже дорогостоящий ремонт.
Поэтому своевременное обслуживание и регулировку необходимо проводить в сроки указанные в руководстве по эксплуатации.

Перед началом регулировки.

Первое в чем мы должны убедиться-это то, что причина вышеуказанных неисправностей действительно из-за насоса. Потому что отрегулировав насос и не получив должного результата, вы будете разочарованы, а возможно и растеряетесь, что же делать дальше. Убедитесь в исправности топливоподкачивающего насоса, исправности форсунок, топливный фильтр должен быть чистым, не должно быть подтеканий топлива.

Регулировка ТНВД на МТЗ.

Убедившись в исправности всех узлов указанных в пункте переходим к регулировке самого насоса. Поскольку наша стать называется "самостоятельная регулировка", то регулировать насос мы будем, не снимая его с двигателя.

Особенность регулировки такого насоса в том, что регулировочные болты находятся на корпусе регулятора и внутри самого насоса. Болтом-23 (рис.1) регулируются максимальные обороты двигателя. Закручивая и выкручивая, его вы соответственно увеличиваете или уменьшаете их. 

Холостые обороты двигателя регулируются путем увеличения или уменьшения подачи топлива за один ход плунжера на форсунки. Регулировка проводится с помощью болта номинала-17 (рис.1). При закручивании болта количество топлива увеличивается, а при выкручивании уменьшается, соответственно обороты двигателя увеличиваются или уменьшаются. Холостые обороты двигателя должны быть минимальными, но устойчивыми.
Регулируется так же равномерность подачи топлива каждой секции.

-2

Равномерность подачи регулируется путем проворачивания гильзы плунжерной пары-11 (рис.2). Такая регулировка проводится на специальных стендах. Это одна из главных характеристик насоса. 
Равномерность подачи можно отрегулировать и самостоятельно. Для этого нужна мерная емкость с как можно меньшей ценой деления (для более точных данных), хорошо заряженный аккумулятор, помощник.

Выкручиваем все форсунки, что бы ни завелся двигатель (и аккумулятору будет легче). Подсоединяем форсунку к первой секции насоса. Вставляем ее в мерную емкость так, чтобы как можно меньше топлива ушло за ее пределы (лучше чтобы вообще не ушло). Проворачиваем двигатель аккумулятором и считаем количество впрысков, которое сделала форсунка (чем больше, тем лучше будет видна разница). Проделываем эту операцию с каждой секцией. Разница между секциями не должна превышать 6%. Если согласно измерениям разница больше, то проводим регулировку соответствующей секции.

Снимаем боковую крышку насоса. Отпускаем стяжной винт-15(рис.2) и очень аккуратно проворачиваем поворотную гильзу, наставив на нее отвертку и потихоньку постукивая по ней. В зависимости от того что нам надо увеличить или уменьшить количество топлива, то соответственно проворачивая гильзу влево мы увеличиваем количество, проворачивая вправо уменьшаем. Затягиваем стяжной винт-15(рис.2).

После этого опять проверяем с помощью мерной емкости. Регулируем пока не добьемся нужного показателя.

Мы всего лишь заменили стенд нашим двигателем, поскольку он имитирует двигатель, просто на нем приборов больше. Но если нет доступа к такому стенду, то такой способ его эффективно заменит.

Необходимо также проверить угол начала впрыска топлива с помощью момент скопа. Не пугайтесь его легко сделать самому. Берете кусок топливной трубки с гайкой на одном конце (что бы прикрутить к секции насоса), надеваете на нее кусок прозрачной шлангочки-моментоскоп готов.

Подсоединяем его к первой секции насоса. Проворачиваем двигатель по ходу его вращения пока в шлангочке не появится топливо. Проворачиваем дальше до тех пор, пока топливо перестанет подниматься. На корпусе маховика есть установочный болт, а на самом маховике отверстие (метка). Выворачиваем болт и смотрим, чтобы отверстие от болта совпадало с отверстием маховика. Подрегулировать это параметр можно болтом толкателя-5 (рис.1). Для уменьшения угла выкручиваем болт, для увеличения закручиваем. Не забываем его фиксировать контргайкой.

Неисправности ТНВД на МТЗ и их причины.

Одна из основных неисправностей ТНВД МТЗ - это износ плунжерной пары. Вследствие трения срабатываются рабочие поверхности плунжера и втулки. 
Такой износ происходит из-за мелких твердых частиц, которые находятся в топливе. К повышенному износу так же приводит наличие большого количества серы в топливе. Изношенные плунжерные пары заменяют на новые или реставрируют. Своевременно меняйте фильтра.
Вся топливная система, особенно ТНВД, очень боится наличия воды в топливе. В плунжерных парах из-за этого возникают гидроудары, что приводит к разрушению деталей насоса. Это основные неисправности и их причины.

Обслуживание ТНВД МТЗ.

Все обслуживание сводится к своевременной замене или долива масла в насос. На более новых модификациях смазка насосов централизованная. Тут нужно следить за маслом в двигателе.

Надеюсь, дорогие читатели, эта статья помогла вам разобраться в интересующих вас технических вопросах по ремонту и регулировке ТНВД, установленных на МТЗ.
Всем спасибо за внимание!

Авто
5,66 млн интересуются