Самое известное штрафное подразделение – 8-й отдельный штрафной батальон сначала Донского, потом Центрального, а затем Белорусского фронта. В нём воевали офицеры: от лейтенанта до полковника. Известность 8-й штрафбат приобрёл благодаря книгам отставного генерала Александра Васильевича Пыльцына (1923-2018).
С декабря 1943-го года он был его офицером (не штрафником, а над штрафниками, в постоянном составе), и дошёл с 8-м штрафбатом до самого Рейхстага.
Книга Пыльцына так и называется: «Как офицерский штрафбат дошёл до Берлина». Впервые она была напечатана в 2003 году. Тогда как раз возник большой интерес аудитории к данной теме, поэтому Александр Васильевич на старости лет стал, как сейчас говорится, «автором бестселлеров». Эта и другие его книги, тоже о штрафбате, многократно переиздавались и очень хорошо продавались в 2000-х / 2010-х годах.
Естественно, Александр Пыльцын крайне негативно относился сериалу Досталя и Володарского «Штрафбат» (2004), а также другим подобным халтурным «кино-произведениям», снятым на волне интереса публики к данной теме. Ветеран считал их очень вредными для неокрепших умов новых поколений. Ну, а от гнусных опусов Никиты Михалкова из серии «Утомлённые…» у него просто волосы дыбом на голове вставали.
Не жаловал Александр Васильевич и публикации с заголовками типа «Банда Рокоссовского» - самый безжалостный штрафбат, наводивший ужас на немцев» и т.п. Где обычно в безграмотных выражениях описывалось, как оборванцы-штрафники шли в бой с одной винтовкой на троих, а немцы «в ужасе бросали свои позиции, узнав, что их будет атаковать «банда Рокоссовского».
Настоящий ветеран штрафбата советовал нам «в ужасе избегать этих глупых, высосанных из пальца публикаций».
На самом деле, бойцы 8-го штрафного батальона были очень хорошо обеспечены оружием: автоматами, ручными и станковыми пулемётами, противотанковыми ружьями. В ходе атакующих действий им в помощь выделялись миномётчики, артиллеристы-противотанкисты, огнемётчики. В атаку с черенками от лопат никто никогда не ходил, это выдумки наших кинематографистов.
Оборванцами в драных фуфайках, похожими на одичавших в лесу партизан – штрафники отнюдь не были. Наоборот, за внешним видом в офицерском штрафбате следили тщательнее, чем в обычных подразделениях.
Безусловно, потери в 8-м штрафбате всегда были очень высокими. Гибли и выбывали по ранениям в несколько раз чаще, чем в обычных частях. Причём это касалось и постоянного офицерского состава, командующего составом переменным. Такова специфика: батальон воевал только «на передке», почти всегда в наступлении, а не в обороне, и часто бывал в самом пекле, на острие атаки.
По поводу придуманной журналистами клички «банда Рокоссовского». 8-й штрафной батальон действительно не раз воевал в составе соединений тех фронтов, которыми командовал Рокоссовский.
Один раз за войну Константин Константинович даже посещал штрафбат лично. Это было после тяжёлых боев под Жлобином, когда 8-й батальон в очередной раз понёс в наступлении большие потери.
Пыльцын предполагает, что именно по инициативе Рокоссовского им было приказано переменный состав батальона называть «бойцами-переменниками», а не «штрафниками». Во всяком случае, старшие офицеры говорили, что это правило ввёл именно Константин Константинович.
Обращение в 8-м штрафбате было, как и обычное в армии: «товарищ капитан»,
«а не «гражданин начальник», как это демонстрировали киношники, или «гражданин капитан», как утверждают многие писаки, не знающие истинной правды о штрафбатах. Видимо, они полагают, что штрафные формирования – это не что иное, как военная тюрьма на фронте, со всеми тюремными или лагерными манерами. Бедная же у них фантазия!» – возмущался А.В. Пыльцын.
Офицеры-штрафники были разными. Были и патологические трусы, и самострелы-членовредители – случайные карьеристы, не способные к командирской работе. Но таких было меньшинство. В большинстве это были люди, имевшие и военную подготовку, и понятие об офицерской чести, стремившиеся скорее вернуться в нормальный офицерский строй.
Многие попали в штрафбат по пустяковым причинам, которые в мирное время повлекли бы за собой лишь выговор, не более: пьянство, хулиганство, мелкие хищения, халатность, за утерю важных документов, за конфликты с начальством и неподчинение ему.
Приходили и лётчики – чаще всего за то, что угробил самолёт в какой-либо безобидной ситуации.
До августа 1944 года 8-й штрафной батальон возглавлял полковник Аркадий Александрович Осипов. В феврале 1944 года «бойцы-переменники» 8-го штрафбата штурмом взяли его родной город – Рогачёв в Белоруссии.
Благодаря отличному знанию местности, командир скрытно провёл своё подразделение через скопление вражеских войск, затем отрезал развилку на Жлобин и Бобруйск и перекрыл железную дорогу, лишив тем самым немцев путей отхода и возможности подтянуть резервы. Закрепился на этих плацдармах и атаковал немецкий гарнизон Рогачёва.
Рогачёвско-Жлобинская операция февраля 1944 года стала самой успешной, в которой принимал участие 8-й штрафбат. По её итогам, около 600 штрафников (из более чем 850-ти) были освобождены от дальнейшего отбывания наказания в штрафбате и восстановлены в обычных воинских частях в прежних своих званиях. И многие из них отправились туда с новыми орденами и медалями на груди.
Тяжёлым испытанием для 8-го штрафного батальона стала битва на Курской дуге, где штрафбат потерял 143 человека убитыми и 375 ранеными. Но снова получил пополнение, и опять в бой. Начав со Сталинградской битвы, 8-й штрафбат закончил войну у стен Рейхстага.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, какие фильмы о штрафбатах можно назвать правдивыми?