Если в современном мире актуальны принципы гуманизма, а к пожилым и немощным людям общественные правила предписывают относиться уважительно, то в период существования Древней Руси дела обстояли совершенно иначе. В условиях выживаемости, когда прокормить может только урожай и тяжёлый труд, старики становились для семьи самой настоящей обузой. Человек, который проживает в доме, но при этом не может работать, становился для семьи лишним. Поэтому от стариков старались избавляться, и в большинстве случаев делали это очень жестокими методами.
Иногда стариков закрывали в пустой комнате избы, где не было ни окон, ни дверей. Их оставляли там на несколько недель без еды и воды. Никакой помощи им тоже не оказывали. Когда в комнате становилось тихо, семья заходила внутрь, чтобы убедиться, что старик ушёл из жизни. Но так поступали нечасто, потому что в этом случае необходимо было затратить время и ресурсы на самые скромные похороны. Для большей семьи это не всегда было посильно, поэтому чаще всего стариков сажали «на лубок».
Их вывозили в лес, после чего привязывали к коре дерева (лубу), которую использовали вместо саней, а затем спускали в овраг. В отличие от саней, которые являлись незаменимым транспортным средством в условиях деревенской жизни, добыть лубы или пеньки не составляло никакого труда. Важно было, чтобы старик обязательно дошёл до дна оврага, так как это позволяло скрыть следы преступления. Оставленный человек в лесу мог вызвать ряд вопросов и у соседей, и у тех людей, которые следили за общественным порядком, а это семье было совершенно ни к чему.
Официально такой обычай никогда разрешен не был, так как являлся проявлением жестокости. А с принятием христианства подобное обращение со стариками было категорически запрещено. Но в исторических свидетельствах подобные случаи фиксировались вплоть до конца XVIII века, когда Российская Империя уже была в самом расцвете. Пока в городах люди жили сыто и благополучно, деревенским семьям приходилось выбирать, кого они в состоянии прокормить, а кого нет.