Найти тему
Okko

Все «Оскары» и сразу: Какие фильмы наградила Американская киноакадемия в 2023 году

Оглавление

В Лос-Анджелесе завершилась 95-я церемония вручения наград премии «Оскар». Триумфатором этого года стала головокружительная картина «Всё везде и сразу». Творение Дэниэла Шайнерта и Дэна Квана удостоилось семи золотых статуэток Американской киноакадемии. Подводим итоги церемонии, за которой по-прежнему следит весь киномир.

Photo by Jeff Kravitz/FilmMagic
Photo by Jeff Kravitz/FilmMagic

«Оскар-2023» уже называют самой зрительской церемонией за последние годы — главным победителем стал фильм «Всё везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта. За картину независимой студии A24 про переживающую кризис владелицу прачечной Эвелин (Мишель Йео — она получила «Оскар» за лучшую женскую роль), которая узнает, что существование бесчисленных параллельных миров зависит от нее, больше всего болели зрители (на нее же чаще всего ставили в букмекерских конторах). При бюджете 25 млн долларов в мировом прокате (его показывали в том числе в России) фильм заработал более 100 млн. И после оскаровского триумфа, вероятно, соберет еще.

Фото: Jeff Kravitz/FilmMagic
Фото: Jeff Kravitz/FilmMagic

«Всё везде и сразу» получил «Оскар» за лучший фильм, награды за лучшую женскую роль (Йео), лучшие мужскую (​​Ке Хюи Куан) и женскую (Джейми Ли Кёртис) роли второго плана, а кроме того, режиссуру, сценарий (обе награды — у Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта) и монтаж (Пол Роджерс). Итого картина взяла 7 наград из 11 номинаций.

Среди других достижений «Всё везде и сразу» — Мишель Йео стала первой в истории актрисой азиатского происхождения, получившей «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль». Йео, как и многие другие звезды (в том числе ее партнер по касту ​​Ке Хюи Куан) благодарила со сцены родных и отдельно маму, а также заявила: «Дамы, не позволяйте никому говорить, что ваши лучшие времена прошли. Никогда не сдавайтесь!»

Фото: Emma McIntyre/Getty Images
Фото: Emma McIntyre/Getty Images

Еще один рекордсмен этой церемонии — «На Западном фронте без перемен» Эдварда Бергера. Экранизация Ремарка об ужасах Первой мировой (и любой другой) войны получила четыре награды, в том числе как лучший фильм на иностранном языке. Кроме того, академики отметили работу оператора (Джеймс Френд), художника-постановщика (Кристиан М. Гольдбек и Эрнестина Хиппер) и саундтрек (Фолькер Бертельман). «На Западном фронте без перемен» выпустил Netflix, который, очевидно, пытался повторить достижение своего конкурента Apple TV+, — в прошлом году главный «Оскар» получил фильм «CODA: Ребенок глухих родителей», тогда награда впервые досталась фильму, снятому стримингом.

Другая весомая (почти на 300 кг) победа — награда Брендана Фрейзера за главную роль в фильме Даррена Аронофски «Кит». Кажется, академики решили воздать Фрейзеру за череду неудач длиной больше 10 лет — сложности в его жизни (затишье в карьере, депрессия, скандал с домогательствами, лишний вес) резонируют с трудной судьбой его героя в сентиментальной драме. Что любопытно, как и «Всё везде и сразу», это фильм А24 — в результате студия с большим отрывом обошла других кинопроизводителей на этом «Оскаре» и забрала девять статуэток («Кит» ожидаемо также получил награду за грим и прически).

Кто еще выиграл

Приз за лучший адаптированный сценарий получила Сара Полли за фильм «Говорят женщины» по роману канадской писательницы Мириам Тейвз про домогательства в общине меннонитов. Это единственная картина, снятая режиссером-женщиной (опять же Полли), в десятке претендентов на «Оскар» за лучший фильм. И, получая награду, Полли отметила, что американские киноакадемики не испугались наградить картину, «в названии которой слова „женщины“ и „говорят“ стоят так близко».

Кадр из фильма «Пиноккио Гильермо дель Торо», реж. Гильермо дель Торо, 2022
Кадр из фильма «Пиноккио Гильермо дель Торо», реж. Гильермо дель Торо, 2022

Две ожидаемые награды: «Оскар» в категории «Лучший анимационный фильм» получил «Пиноккио Гильермо дель Торо», вышедший на Netflix. А статуэтка за лучшие визуальные эффекты досталась «Аватару: Путь воды» Джеймса Кэмерона (несмотря на то что это единственная его победа на «Оскарах», фильм уже собрал в мировом прокате больше 2 млрд долларов, что делает его одним из самых успешных релизов последних лет). Еще один лидер проката, «Топ Ган: Мэверик», получил награду в технической номинации (а был представлен в шести) — за лучший звук. Сам Том Круз, кстати, на церемонию не пришел.

Кадр из фильма «RRR: Рядом ревет революция», реж. С. С. Раджамули, 2022
Кадр из фильма «RRR: Рядом ревет революция», реж. С. С. Раджамули, 2022

«Оскар» за лучшую песню получила Naatu Naatu из индийского блокбастера «RRR: Рядом ревет революция» — ее (в сопровождении танца, разумеется) исполнили на сцене. В номинации «Лучший короткометражный фильм» победил «Прощание по-ирландски» — ведущий Джимми Киммел шутил, что ирландцев в этом году на церемонии больше, чем обычно (всё благодаря «Банши Инишерина», оставшимся без наград), — и это чревато дракой. Лучшим анимационным коротким метром стал «Мальчик, Крот, Лис и Конь» от Apple TV+ — единственная награда, которая досталась стримингу в этом году.

Россия на «Оскаре»

Приз в номинации «Лучший документальный фильм» взял «Навальный». Впрочем, Россия в его производстве не участвовала — картина снята для HBO канадским режиссером Дэниэлом Роэром после отравления Алексея Навального* (*внесен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга), Роэр встречался с ним в Германии в 2020 году. Поэтому это скорее не биография политика, а рассказ о нескольких месяцах из его жизни, когда он проходит лечение. Получать награду на сцену театра «Долби» в Лос-Анджелесе вышли режиссер, а также супруга Навального Юлия с детьми. Ранее фильм отметили на BAFTA, где его также признали лучшей документальной картиной 2022 года.

Кадр из фильма «Выход», реж. Максим и Евгения Арбугаевы, 2022
Кадр из фильма «Выход», реж. Максим и Евгения Арбугаевы, 2022

Получить «Оскар» в этом году могли и российские режиссеры. И речь не про номинацию «Лучший фильм на иностранном языке» (Россия в этом году не выдвигала в ней картину), а про «Лучший документальный короткометражный фильм». В ней был представлен «Выход» (доступен на YouTube). Брат и сестра из Якутии Максим и Евгения Арбугаевы сняли фильм о последствиях глобального потепления в Арктике — из-за таяния льдов на Чукотке на берега выходят тысячи моржей. Но «Оскар» в этой категории получили «Заклинатели слонов» индийской документалистки Картики Гонсалвес. Это проект Netflix — таким образом, в общей сложности стриминг взял за вечер шесть наград.

Какие студии взяли больше всего «Оскаров»

A24 — 9

Netflix — 6

Disney — 2

MGM/United Artists Releasing — 1

Paramount Pictures — 1

Warner Bros — 1

Apple — 1

Variance Films — 1

Кто остался без «Оскаров»

Кадр из фильма «Банши Инишерина», реж. Мартин МакДона, 2022
Кадр из фильма «Банши Инишерина», реж. Мартин МакДона, 2022

Победа одних всегда означает поражение других, а рассуждения о том, что лучше вручили бы тем, а не этим, — удел проигравших. Но тем не менее отметим несколько досадных неудачников прошедшей церемонии. Главное разочарование: «Банши Инишерина» Мартина МакДоны при девяти номинациях не получили ни одной награды (хотя, на наш взгляд, сценарий МакДоны и игра Колина Фаррелла феноменальные). «Фабельманы» Стивена Спилберга также не взяли ни одной статуэтки — а были номинированы на восемь (и это в довершение к тому, что картина провалилась в прокате), как и «Элвис» База Лурмана. Без призов осталась и «Тар» Тодда Филда (6 номинаций, а Кейт Бланшетт, сыгравшая дирижерку Лидию Тар, до последнего считалась одним из фаворитов). Ни одной награды нет и у «Вавилона» (несмотря на провал фильма в прокате, многие прочили второй «Оскар» композитору Джастину Гурвицу) — Дэмьену Шазеллу не удалось повторить успех «Ла-Ла Ленда», который в 2017 году получил шесть статуэток.

Как прошла церемония

Главное нововведение в этом году — перед церемонией награждения звезды шли по ковровой дорожке цвета шампанского вместо обычной красной. «Решение поменять цвет демонстрирует, насколько мы уверены, что никто не подерется и не зальет кровью дорожку», — пошутил ведущий церемонии Джимми Киммел. Цвет дорожки изменили впервые с 1961 года. Но звезд об этом не предупредили — и многие из тех, кто выбрал наряды бежево-телесного цвета (в том числе Джейми Ли Кёртис), позже пожаловались, что сливались с ковровым покрытием.

Уже по тому, что главной темой обсуждения стало изменение цвета ковра, можно понять, насколько спокойным (или скучным) было вручение «Оскаров» в 2023-м. Уилла Смита не было — после того как в прошлом году на сцене он ударил по лицу комика Криса Рока, ему на 10 лет запретили посещать церемонии вручения «Оскаров». Но он неуловимо присутствовал в зале — об инциденте несколько раз шутил Джимми Киммел. Оживить вечер он пытался и с помощью пересказа других скандалов. Например, спросил пакистанскую правозащитницу, лауреатку Нобелевской премии мира Малалу Юсуфзай, которая спродюсировала короткометражный док «Незнакомец у ворот», плевал ли Гарри Стайлз на кресло Крису Пайну. Малала ответила на это, что занимается только вопросами мира.

Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен», реж. Эдвард Бергер, 2022
Кадр из фильма «На Западном фронте без перемен», реж. Эдвард Бергер, 2022

Вернуть внимание зрителей организаторы церемонии пытались и с помощью животных. Киммел вывел ослицу Дженни из «Банши Инишерина» (она единственная из каста фильма, кто в результате появился на сцене). Кроме того, одну из номинаций представлял кокаиновый медведь из одноименной картины (правда, не живой). Но вернуть интерес к церемонии это не помогло: «Оскар» в этом году в прямом эфире посмотрели 18,7 млн американских зрителей — и хотя это на 12 % выше, чем годом ранее, он всё равно остается одним из самых непопулярных в истории (для сравнения, в 2020 году за «Оскаром» следили более 23 млн человек, в 2014-м — более 43 млн). Тем не менее итоги вручения наград продолжают обсуждаться, но потихоньку можно начинать строить прогнозы на следующий год.