Найти тему

Краткая историческая сводка.

В середине 18 века обучение горному делу производилось на рудниках и в немногочисленных горных школах, которые располагались непосредственно при горнодобывающих предприятиях. Однако квалифицированных специалистов на производстве не хватало.

Для разрешения назревшей государственной проблемы, президентом Берг-Коллегии М.Ф. Соймоновым был предложен проект плана «об учреждении Горного училища», получивший в дальнейшем одобрение Сената и утвержденный Екатериной II 21 октября 1773 года.

Первое высшее техническое учебное заведение России называлось Горным училищем, спустя 30 лет стало именоваться Горным кадетским корпусом, в 1866 г. стало Горным институтом, а ныне Горным университетом.

Изначально обучающиеся изучали предметы гимназического профиля, специальные предметы, теоретически и практически знакомились с основами горных и горнозаводских дел.

Возраст поступавших в Училище был от 14 до 23 лет. Для подготовки высококвалифицированных специалистов были приглашены выдающиеся ученые и академики, многие из них вели по несколько дисциплин. Проверка знаний в Училище осуществлялась раз в полгода проведенеием экзаменов в присутствии членов Берг-Коллегии.

Обучение кадетов проводилось в течение 5 лет и выпускались они со званием Горного офицера (Горного инженера). Полувоенный характер образования кадетов обязывал их носить форму, которая была введена Екатериной в 18..г. Традиция ношения форменного мундира неизменна по сей день.

Одновременно с Горным училищем был создан Горный музей, в основу которого был заложен минеральный кабинет «Российских и иностранных минеральных и ископаемых тел», утвержденный первым уставом Горного училища. «Приумножению» его коллекций придавалось с самого начала большое значение.

Образцы передавались из частных коллекций Императорского Величества, личных собраний профессоров, приобретались на международных выставках и привозились с различных месторождений.

Вскоре после основания Минеральный кабинет уже обладал ценнейшим собранием уникальных образцов минералов, пород и руд из различных горных округов, в том числе и заграничных. На данный момент коллекции музея насчитывают порядка 260 000 образцов, экспозиции расположены в 20 залах и разделены на отделы: минералогия, геология, палеонтология, горная техника и художественное литье.Для знакомства с коллекциями приглашаем Вас в первый зал отдела минералогии.Зал №2Экспозиция первого зала отдела минералогии знакомит нас с понятием минерал и раскрывает его основные диагностические свойства.Для начала разберемся, что же такое минерал. Простое, на первый взгляд, понятие «минерал» является дискуссионным на протяжении веков. Предложено более десятка различных определений. Однако большинство современных исследователей и их предшественников сходятся во мнении, что минерал – это природное вещество, находящееся в твердом состоянии, состоящее из одного или нескольких химических элементов, которые расположены в определенном кристаллохимическом порядке. Так же минералы являются составными частями горных пород.Все минералы обладают определенными диагностическими свойствами, которые напрямую зависят от особенностей химического состава и кристаллической структуры вещества. Обратите внимание на модели кристаллических структур (шкаф 5,6), именно от их строения и типа химических связей будут зависеть и физические, и химические свойства минералов. Атомы, как кирпичики в домике, выстраиваются в определенном порядке и создают упорядоченную кристаллическую структуру, сохраняя дальний порядок.В зависимости от того как она будет выстроена, минерал приобретает характерные цвет, форма, твердость, удельный вес и другие свойства.Благодаря кристаллическому строению и определенным физико-химическим условиям, минералы можно встретить в виде индивидов с хорошо образованными естественными гранями. В шкафах 3,4 представлены деревянные кристаллографические модели, которые соответствуют идеальным простым формам кристаллов выросших в природе, где, как правило, встречаются комбинации этих форм. Каждая из представленных форм обладает определенными элементами симметрии, по наличию и расположению которых минералы разделяются на группы – сингонии.В некоторых случаях минералы легко узнать по форме их кристаллов, причем для ряда минералов она настолько характерна, что даже является важнейшим диагностическим признаком. Однако стоит отметить, что хорошо образованные кристаллы в природе встречаются крайне редко, чаще, индивиды можно увидеть в друзовых образованиях, то есть в виде срастаний хорошо образованных одноименных минералов в плотные агрегаты. Например, кварцевая друза (образец у окна), мы видим, что те кристаллы, которые растут вверх – образуют идеальные ровные формы, но те, что растут в бок – идеальных форм не образуют, так как сопутствующие им кристаллы ограничивают их пространство.Следующее свойство минералов – это твердость. Твердость в геологии определяется относительно по эталонной шкале Мооса, состоящей из 10 минералов, каждый из которых имеет свою твердость. Самый «мягкий» минерал этой шкалы с твердостью 1 – это тальк. Он настолько мягкий, что его даже можно царапать ногтем. Самый твердый минерал, занимающий десятую позицию, это алмаз, его уже ничем поцарапать нельзя. Минерал, занимающий девятую позицию – это корунд, но хоть корунд и алмаз и являются самыми твердыми, они еще и очень хрупкие. Если такой камень уронить, то он легко разобьется. Например, часы с сапфировым стеклом будет невозможно поцарапать, но при этом очень легко разбить – это с таким свойством как спайность – способность минерала откалываться по определенным плоскостям.У некоторых минералов есть особенные свойства, например, такое свойство как магнитность – способность минералов притягивать к себе металлические предметы. Примером такого минерала является – магнитит. Благодаря нему была открыта магнитная курская аномалия. Когда летчик пролетал над этой территорией, он заметил, что стрелки приборов дают сбой, сообщил руководству и провели геологическую экспедицию, в ходе которой выявили крупнейшее железорудное месторождение.Когда мы смотрим на минералы, в первую очередь обращаем внимание на цвет, он является одним из важнейших диагностических признаков, но не всегда мы можем ориентироваться только на это свойство. Цвета минералов бывают совершенно разными – это может быть связано как с различными примесями (минеральными или химическими), так и с нарушениями в кристаллической структуре вещества. Разнообразие цветов минералов совершенно неограниченно, но вот синие и зеленые цвета встречаются в природе крайне редко, поэтому ювелирные и поделочные камни синего и зеленого цвета всегда самые дорогие и самые ценные.Для более подробного ознакомления с минералами перейдем в следующие залы.Зал №3Следующий зал Горного музея называется Малахитовый, потому что раньше стены этого зала были выкрашены в зеленый цвет малахитовой краской.В этом зале представлены минералы по классификации их химического состава и структурных особенностей – система Дана. Начнем мы с самородных элементов. Как известно все химические элементы в таблице Менделеева делятся на два типа – это металлы и неметаллы. Но не все они могут встречаться в виде самородков, а только лишь немногие.Например, золото - металл желтого цвета с низкой твёрдостью (около 2,5) и высокой степенью ковкости. Добывается этот метал примерно с 2800 г. до н.э. - первые месторождения золота были открыты на территории современной Испании.В природе золото встречается на двух типах месторождений: коренном и россыпном. В экспозиции можно видеть коренное золото из Калифорнии (в жильном кварце), и с Берёзовского месторождения. Самородок в виде ящерки из россыпей Екатеринбурга и золотоносный шлих Подмосковья.Золото в руде может быть как видимым, так и сильно рассеянным. Для рентабельной добычи достаточно содержания 2-4 г/т.В шкафу (шкаф 3) представлены модели самородков золота, хранившихся в собрании Горного музея до 1907 г. Большая часть Российских самородков была добыта в окрестностях Нижнего Тагила и поступала в Музей с Петербургского Монетного Двора, где принималось решение об их передаче.В 1842 году в музей поступил крупнейший Российский самородок «Большой треугольник» весом 36 кг 22 г, найденный на Царево-Александровском руднике (Средний Урал). Прииск был открыт в 1823 г. и дал все наиболее крупные самородки золота в России. В 1842 году, когда прииск уже считался выработанным и были перемыты даже пески местной речки, при разборе здания местной золотопромывательной фабрики, почти под ее углом, крепостной Никифор Сюткин обнаружил 36-ти килограммовый самородок. В награду за ценную находку он был освобожден от крепостной зависимости и получил крупную сумму денег для хозяйственного обзаведения. Сейчас “Большой треугольник” можно видеть в экспозиции алмазного фонда Кремля вместе с частью других самородков Горного музея.В нижней части можно увидеть тоже очень крупную модель самородка, который называется Желанный. Его вес достигает 69 кг и найден он был в Австралии.На сегодняшний момент 70% мировой добычи золота обеспечивается месторождением Витватерсранд Южная Африка (среднее содержание золота 10 г/т).Серебро – белого цвета металл (витрина 1), рядом можно увидеть медь – метал красного цвета (витрина 1, шкаф 4). В природе часто образует проволочные кристаллы и дендриты, необычная форма которых связана со специфическими условиями роста. Но, к сожалению это менее устойчивые минералы, в отличие от золота, поэтому чаще всего их можно встретить в измененном виде – в соединие с другими химическими элементами. Медь, например, можно встретить в виде малахита и азурита – это гидроксокарбонаты меди. Используются такие минералы в качестве поделочного камня, а при помощи обогатительных процессов раньше из них получали саму медь. Сейчас самым крупным месторождением меди является рудный район - Озеро Верхнее в штате Мичиган, США (образцы в шкафу 4). В шкафу можно видеть коллекцию минералов медно-полиметаллического месторождения Рубцовское (Алтай, Россия). Коллекция была подарена музею выпускниками Горного института в 2013 году.Платина (витрина 3) - металл, внешне напоминающий серебро, обладающий высокой температурой плавления (1768оС).Название платине было дано испанскими конкистадорами, которые в 1735 году обнаружили её в золотоносных россыпях Колумбии, с испанского переводится как «серебришко» или «маленькое серебро». Её крупинки не плавились в огне, не растворялись в кислотах и не поддавались ковке, поэтому платине долгое время не могли найти применение. Испанские торговцы стали покрывать платину сусальным золотом и продавать как самородки, тогда испанский король Филип V Бурбон издал специальный указ, согласно которому, при разработке Колумбийских россыпей, платину должны были тщательно отделять от золота, вывозить в океан и топить. Так в XVIII веке у берегов Испании было утоплено около 43-х тонн платины.До 1934 г. Россия занимала ведущую в мире позицию в добыче платины. Сейчас самым крупным месторождением считается Бушвельдский массив в Южной Африке.Переходим к группе неметаллов.В витрине 4 можно видеть два минерала родственника графит и алмаз, представляющие различные модификации углерода. Разные условия образования определяют разные физические свойства этих двух минералов. Алмаз является самым твёрдым веществом на Земле, его название переводится как непреодолимый. Используется в ювелирных украшениях, а так же как абразивный материал, например в буровых коронках. В экспозиции представлены природные и синтетические алмазы. Можно видеть алмаз в кимберлитовой породе из Якутии. На бархатной подушечке представлены модели знаменитых бриллиантов Мира, имеющие индийское происхождение.Модели были выполнены в начале 20 века в Париже. В витрине можно видеть модель знаменитого, самого крупного алмаза Кулинан, найденного в 1905 году в Южной Африке, месторождении Трансвааль, его вес 3105 карат. Представляет собой осколок неправильной формы. Английский король, увидев Кулинан сказал – попадись этот камень мне, я бы принял его за обычную стекляшку и пнул ногой. Йозев Асшер, прежде чем огранить камень несколько месяцев изучал его. В результате было принято решение расколоть его пополам (что бы обойти точечное включение), из двух частей были изготовлены 105 бриллиантов – 9 крупных и 96 мелких. Самый большой, 530 карат каплевидной формы назван Кулинан 1, он вмонтирован в скипетр Эдуарда VII, Кулинан 2 – 317 карат в короне Британской империи. Еще 2 камня сверкают в малой королевской короне (бабушки Елизаветы II, королевы Мэри). Общая масса камней 1063,65 кар, потери при огранке 65, 75 %.Графит один из мягких минералов, чаще всего мы встречаемся с ним в грифелях карандашей. Графит входит в состав смазок. Структура графита, со слабыми ионными связями между слоями атомов способствует лёгкому отрыву этих слоёв при небольшом нажатии на минерал, благодаря чему мы можем писать по бумаге.Сера (витрина 3,4, шкаф 2) – может образовывать очень красивые кристаллы желтого цвета. Она известна с древнейших времен, благодаря удушающему запаху сероводорода при горении. В 8 веке китайцы использовали её в пиротехнических смесях. Применяется для производства серной кислоты, вулканизации каучука, медицине и сельском хозяйстве.Далее в экспозиции можно видеть сульфиды, являющиеся основными рудами на металлы.Пирит (витрина 12, шкаф 8) – сульфид железа - один из самых эффектных минералов. Часто кристаллизуется кубическими кристаллами. Золотистый цвет и сильный металлический блеск часто вводили в заблуждение неопытных геологов и доверчивых граждан, которые принимали его за золото, за что пирит получил второе название - «золото дураков» или «гнилое золото». Однако золото не образует таких кубических кристаллов, характерных для пирита. Также повышенная твёрдость должна настораживать начинающих геологов - пирит получил своё название за способность высекать искру: pyros с греческого означает огонь. Пирит довольно распространённый минерал, встречается во многих месторождениях. В составе содержит железо, но из него его не добывают. При повышенных содержаниях примесей кобальта и золота, может использоваться для их извлечения. Раньше его применяли для производства серной кислоты.В центре зала мы видим самую крупную в Мире, из сохранившихся, глыбу уральского малахита. Она является старейшим экспонатом минералогического собрания Горного музея. Малахит был подарен в 1787 году владельцем Уральских медеплавильных заводов и Гумешевских рудников Турчаниновым императрице Екатерине II. Императрица распорядилась передать полуторатонную красавицу в Горный музей. Сохранились данные, согласно которым известно, что первоначально глыба была больше, но из-за того, что не проходила по выработке, её пришлось опилить. Вес этой глыбы полторы тонны и стоять может только в этой части помещения, так как внизу проходит кирпичная стена выдерживающая такой огромный вес. Раньше на потолке этого зала можно было видеть роспись с изображением восточной (сибирской) и западной (европейской) частями России, полуторатонная глыба малахита, находящаяся в арочном пространстве между панно, олицетворяла могущество уральских гор, разделяющих части света.Малахитиспользуется как поделочный камень. В Исаакиевском соборе Вы могли видеть малахитовые колонны, в Эрмитаже - малахитовый зал и вазы. Все эти изделия, визуально кажущиеся монолитными - выполнены в технике мозаики, называемой «русской мозаикой». Почковидные агрегаты малахита не позволяют изготавливать крупные цельные изделия. Тоненькие пластиночки малахита, тщательно подобранные по рисунку, приклеивают на каркас (деревянный, металлический или каменный), швы между пластинками затирают мастикой с добавление малахитовой крошки. Благодаря такой технологии создаётся впечатление изделия из цельного камня.На сегодняшний день уральский малахит больше не добывается - российские месторождения полностью исчерпаны. На рынке сейчас можно видеть только африканский малахит из республики Конго. Так же можно встретить изделия из синтетического малахита, высокого качества.Вторая половина зала представлена минералами оксидами. Среди оксидов встречаются как рудные минералы, так и ювелирные камни.Один из таких представителей – оксид алюминия – минерал корунд (витрина 17, шкаф 10). Синий корунд называется сапфиром, своей редкой окраской обязан примесям титана и железа, красный – рубином, окраска связана с трёхвалентным хромом. Большой популярностью так же пользуются жёлтые и розовые сапфиры (в экспозиции не представлены).В России корунды были найдены в 1823 году, основные месторождения находились в Ильменских и Вишнёвых горах на Южном Урале. К сожалению, эти месторождения не были богатыми и в Россию корунды в основном поступали из Южной Индии, Тайланда, Шри-Ланки, Кашмира и Бирмы. Сейчас на рынке появились камни из Кении и Танзании.В 1892 году французским химиком М.А. Вернейлем был выращен первый синтетический рубин, все свойства которого соответствовали природному аналогу, он весил 10 карат (витрина 17). В России бум изделий с такими камнями пришёлся на послевоенные годы, в результате чего природный корунд был полностью вытеснен с ювелирного рынка.Сейчас в ювелирной индустрии можно приобрести изделия с природными камнями, но требовательность покупателей к качеству природного камня и жажда высокой прибыли продавцов привела к тому, что 99% природных корундов облагорожены.Облагораживанием камней занимались еще в древнем Египте и Древнем Риме. Уже тогда научились улучшать цвет с помощью поверхностного окрашивания и залечивания трещин.Сапфиры покрывают порошком титана, железа и алюминия при термообработке 1700-1800оС градусов в течение несколько суток, происходит диффузия этих элементов на глубину 0,5-1,5 мм, в результате камень приобретает интенсивный синий цвет, уменьшается контрастность зональности.Большую часть малахитового зала занимает самый распространённый в природе минерал – кварц (витрины 19-24, шкафы 11-16). Его химический состав очень прост – оксид кремния (SiO2). Название происходит от нем. "Querklufter" - руда секущих жил. Кварц может встречается в совершенно разных проявлениях: кристаллах, щётках кристаллов и друзах, входит в состав многих пород и образует собственную – кварцит, используемую как поделочный камень, скрытокристаллическая разновидность кремнезёма – халцедон.Среди всего разнообразия кварцев по цвету выделяют: горный хрусталь (бесцветная разновидность), розовый кварц, черный – морион, дымчатый или раух-топаз (устаревшее название) и самая ценная разновидность – фиолетовый кварц аметист.Аметист (шкаф 13)– самая ценная разновидность кварца, название происходит от греч. αμέθυστος amethystos - буквально "не пьяный", греки разбавляли красное вино до такого же цвета как аметисты. Под действием солнечного света или при нагревании аметист постепенно теряет свою первоначальную окраску, обесцвечивается или желтеет. Под влиянием рентгеновских лучей обесцвеченные аметисты могут восстанавливать свою окраску.Необычно и привлекательно смотрятся кварцы-волосатики (ещё их называют «Волосы Венеры») (шкаф 12). Внутри горного хрусталя мы видим множество золотистых иголочек рутила, напоминающих настоящие волоски. Такие кварцы часто используются в ювелирных украшениях.Перед входом в следующий зал обратите внимание на медный самородок - «Медвежья шкура». В 1858 г. он был найден в Казахстане на Степановском руднике и преподнесен в дар императору Александру II, распорядившемуся передать его в Горный музей. Этот крупнейший, из найденных в России, самородков меди весит 842 кг. Визуально он похож на шкуру медведя, за что и получил своё название. Медь расцвечена малахитом и азуритом.Зал №4В следующем небольшом зале знакомимся со сложными соединениями - силикатами.Перед Вами минерал гранат (шкафы 1-2, витрина 1), используется в основном как ювелирный камень. Название минералу дано за сходство его кристаллов с зёрнами спелого плода граната. Среди красных гранатов многим известны филетово-красные альмандины и бордово-красные – пиропы. Но не все знают, что гранаты бывают зелёными и даже оранжевыми, а так, же бесцветными. Великолепный по своему блеску зеленый демантоид был открыт в 1871 г. окрестностях Нижнего Тагила и получил своё название за сильный блеск и яркую «игру», не уступающую игре бриллианта (адаманта). Редкий густо-зеленого цвета гранат цаворит также можно видеть в витрине. Уваровит - названный в честь министра просвещения России, президента Академии Наук С.С. Уварова, в этой палитре один из самых красивых, но его кристаллы редко превышают размер 1 мм, почти всегда он только в виде щётки на чёрной породе – хромите.Колонный зал (зал №5)Колонный зал- один из самых красивых залов Горного музея. Изначально музей являлся маленьким минеральным кабинетом, и уже к 1787 году было решено его расширить. При Директоре генерал-майоре Петре Александрове Соймонове и при участии Ренофанца было возведено замечательное здание, весь второй этаж которого предназначается под музей и библиотеку. В средней трехярусной части помещается колонный зал, которым мы любуемся в настоящее время. Правда, плафон его не был расписан, косины не были «разделаны» под мрамор, в углах зала стояли 4 огромные изразцовые печи, витрины и мебель были совершенно иного вида, но главная архитектоника зала с типичной барочной расстановкой колонн оставалась неизменной.В 1821 году А. И. Постников решает облечь старый 1787 года колонный зал в новые классические, уже римские одежды. В погоне за большим простором и перспективой он сносит в зале большие угловые печи, ломает переборки в смежных помещениях и приготовляет как бы преддверие к пятому, колонному залу. В самом зале стержни колонн, лишенные пьедестала, покрывает приятным желтым стукко (искусственным мрамором) и увенчивает ионическими капителями, над которыми вверху, на парапете хор, ставит скульптурные вазы, фриз антаблемента заполняет орнаментом— изящным и строгим, поперечные балки, несущие хоры, покрывает «резною работой». Концевые стены зала дают место архитектурной декорации, посвященной науке (северная) и искусству (южная). Здесь, среди пилястр, по бокам дверей, в прямоугольных нишах помещаются на одной стороне статуи античных философов, с бронзовыми квадратными рамами над ними, на которых перечисляются «имена писателей о Минералах древних и средних веков», «Известные ученые новых времен писавшие о Минералах» и разъясняется деление Музея на «Кабинеты» (надпись над дверью); на другой— статуи Муз и надписи, повествующие об Истории Корпуса и его основании.Знаменитый художник Жан-Баптист Скотти («Иван Карлович») покрывает плафон изумительной живописью коричневато-кофейного тона, изображающей аллегорических панно: «Учреждение горного промысла в России Петром I», «Благосостояние горного дела в России при императоре Александре I» и «Учреждение Горного корпуса Екатериной II». Если присмотреться внимательно, можно заметить, что первые две картины немного отличаются качеством прорисовки от последней. Это связано с тем, что часть плафона была утрачена во время войны в ходе бомбёжки, и две картины пришлось восстанавливать в послевоенное время. Минералогическое собрание не пострадало. Ценные образцы были эвакуированы в Свердловск (ныне Екатеринбург). Часть образцов была аккуратно упакована и спущена в подвал.Вернёмся к изучению музейных коллекций.Галит и сильвин (шкаф 3) Галит имеет всем известную формулу NaCl, ежедневно мы используем его кристаллы, добавляя в пищу для придания солёного вкуса, калиевая соль сильвин используется в качестве минерального удобрения. Галит часто бесцветный, образует кубические кристаллы, иногда очень крупные. Из-за дефектов кристаллической структуры может быть окрашен в оранжевые и синие цвета, такие же цвета может принимать и сильвин. Студенты что бы различить их друг от друга - пробуют на вкус, горький вкус сильвина невозможно спутать. Многие соли неустойчивы и могут растворяться даже при невысокой влажности внешней среды. На нижней полке витрины можно видеть кристаллы, частично подвергшиеся процессу растворения.Перед входом в зал Горной техники можно видеть два окаменелых дерева, их древесина в основном замещена халцедоном. Одно из них наиболее интересно – в его дупле выросла щетка аметиста. Дерево было найдено в районе Вологодской губернии и приобретено для музея в 1826 году. Превращение дерева в камень это не естественный для него процесс. Для того что бы произошло замещение органического материала неорганическим, дерево должно попасть в определённые условия: оказаться захороненным под осадками (вулканический пепел, оползни, обвалы, ледниковая морена), препятствующими поступлению кислорода. Богатая минеральными веществами вода, просачивающаяся сквозь осадок, приносит минералы в клетки растения, в результате древесина с течением времени каменеет. Такое явление, когда один минерал заменяет другой, но сохраняет форму первого, называется псевдоморфоза.Рядом в шкафах (шкаф 4, витрина 4) размещены основные минералы силикатов. Наиболее ценные среди них - бериллы. Бериллы, также как и корунды, имеют ювелирные разновидности, самые распространённые из них: зеленные – изумруды (цвет вызван примесью Cr+3, Cr+3+ V+3), голубые – аквамарины (Fe+2, Fe+2+Fe+3), розовые – воробьевиты (Mn+3, Li+, Cs+), желтые – геллиодоры (Fe+3). Встречаются в виде шестигранных призматических кристаллов.. В экспозиции можно видеть бериллы из Бразилии и Урала. Месторождение изумрудов на Урале (Изумрудные копи, оно же Мылышевское) было открыто в 1830 г. Крестьянин Максим Кожевников во время поиска сосновых пней и сухостоя для извлечения смолы обнаружил в корнях одного из пней камни, которые первоначально были приняты им за аквамарины. Когда эти камни были представлены управляющему Екатеринбургской камнерезной и шлифовальной фабрики Якову Коковину, тот быстро опознал в них изумруды и доложил в Петербург. С этого момента началась история добычи русских изумрудов на Урале. В коллекции представлены образцы из собрания Министра внутренних дел графа Льва Алексеевича Перовского и президента Императорского Минералогического общества князя Николая Максимилиановича Лейхтербергского.Сейчас на ювелирном рынке можно приобрести изумруды из Бразилии, Колумбии и Урала (в небольшом количестве). Так как бездефектные изумруды представляют собой большую редкость и стоят очень дорого, большая часть продаваемых изумрудов это облагороженные камни среднего качества и ниже (99 %). К самым распространённым способам облагораживания относятся: залечивание трещин и промасливание специальными составами поверхности камня для улучшения его цвета. В изделиях используется так же и синтетический изумруд, стоимость которого в 10 раз ниже природного.Непрозрачный светлый берилл используется как руда для получения бериллия.Рядом (в шкафу 5, витрине 5) можно видеть турмалины, издавна ценимые за свою красоту ювелирами и любителями камня. Турмалин имеет очень разнообразные окраски: розовую, зелёную, синюю, жёлтую. Встречаются полихромные турмалины, наиболее эффектно выглядят так называемые арбузные, имеющие зелёную оторочку и розовую сердцевину. В экспозиции представлен такой образец (витрина 5).Еще один минерал, который по красоте можно поставить в один ряд с турмалинами – топаз (шкаф 6, витрина 1). Топаз может быть бесцветным, тогда в изделиях он напоминает горный хрусталь, голубой, золотистый и розовый. На подставке между колонн можно видеть великолепный кристалл топаза с Волыни, Украины. Имея довольно крупный размер (11 кг), он абсолютно не имеет дефектов, интересна его секториальная окраска: центр – голубого цвета, по краям – кристалл бесцветный.Окраска топазов связана с дефектами кристаллической структуры, со временем топазы могут выцветать. Для улучшения цвета камня, его облучают гамма - излучением и прогревают, при таком воздействии камню можно предать любой цвет.На тумбе между окон великолепная друза горного хрусталя, переданная в музей в 1866 году императором Александром II, присланная в дар из Японии. Один из кристаллов был приполирован, благодаря чему можно заглянуть внутрь кристалла, в котором хорошо видна пелена газово-жидких включений в основании и идеально прозрачная вершина. Такие включения в природных минералах могут образовываться как при росте кристалла, так и при последующем залечивании возникших в нём трещин.К силикатам относиться обширная группа слюд (шкаф 10). Для слюд характерна весьма совершенная спайность, благодаря чему они легко расщепляются на тончайшие пластинки, напоминающие на ощупь рыбьи чешуйки. Самым распространенным минералом группы слюд является мусковит, имеющий светлый цвет. В средние века основным поставщиком слюды в Европу, заменяющей оконные стёкла, было Русское государство, часто называемое Московия. Английское название слюды — «muscovy glass» (московитское стекло), что и дало название минералу. Также слюду использовали для печных дверей и смотровых оконцев в котлах и печах, так как она не лопалась от жары. В промышленности мусковит (сейчас синтетический) применяется в виде листовой слюды (для изоляторов, конденсаторов, телефонов и т. п.).Янтарная вазабыла изготовлена на Калининградском янтарном заводе в 1960-х годах. Выполнена в стиле Сталинского ампира, характерного для того периода, украшения в виде фруктов символизируют чашу изобилия. В убранстве вазы мы видим различные сорта янтаря, разной степени прозрачности, а так же прокалённый янтарь – тёмно-коричневый и красный. Как известно янтарь это окаменелая смола деревьев, произраставших на планете десятки миллионов лет назад. Наиболее ценными являются янтари с включением флоры и фауны. Калининградское месторождение – одно из самых крупных в Мире. Интересный факт, что янтари весом более 1 кг (по объёму это приблизительно равно литру воды) приравниваются к драгоценным камням и в России не подлежат свободной продаже.В 1862 г. в музей поступила плита нефрита, представляющий собой часть крупного валуна, одна поверхность которого приполирована. Плита была найдена в подвале католического собора Святой Екатерины на Невском проспекте водопроводчиком Голубевым. На полированной поверхности образца надпись: «Нефрит найден в 1848 году Григорием Маркиановичем Пермикиным (первооткрыватель русского нефрита) в Саянском хребте в вершинах реки Онота. Поднесен Его Императорскому Высочеству Государю Великому Князю Михаилу Николаевичу Графиней Марией Григорьевной Стенбок, в 1887 году в Екатеринбурге.Поделочный камень нефрит – минеральный агрегат, состоящий из игольчатых кристаллов актинолита и/или тремолита, которые как войлок в валенке переплетаются между собой. Благодаря такой спутанно-волокнистой текстуре, он обладает исключительно высокой прочностью. Нефрит можно встретить в раскопках древних поселений: человек изготавливал из него долота и наконечники стрел. В древнем Китае нефрит ценился дороже золота, изделиями из него могли украшать себя только императоры. Там же в Китае из него изготавливали музыкальные инструменты – литофоны (каменные ксилофоны).Скульптура младенца, украшающая колонный зал, выполнена из каррарского мрамора, который издревле добывался в Италии на территории Каррара. Известен как лучший статуарный материал. Благодаря своей текстуре, каррарский мрамор способен отражать свет и изделия из него выглядят более естественно.Перед входом в следующий зал можно видеть два столика русской работы конца XIX века. Столики были приобретены для музея в 1961 году. Столешницы выполнены из окаменелого дерева Аризоны, возраст которого 22 миллиона лет. Деревья отличает пёстрая окраска, напоминающая окраску орских яшм. Сейчас эта территория заповедна и каждый год её посещает множество туристов, деревья для изделий вывозить запрещено.Зал №6В предыдущих залах мы видели, только природные минералы - в том зале можно видеть - синтетические. Многие камни синтезируются уже более ста лет не только для ювелирных целей, но и для промышленных так как для оптических приборов и электроники необходимы совершенные бездефектные кристаллы, а такие в природе встречаются редко.В витрине 10, среди цветных кварцев можно видеть зелёный и синий, кварцы таких цветов в природе не встречаются. Друза гидротермального изумруда в витрине 11, корунды в виде булей и пластин (витрина 8), синтетический малахит (витрина 13).В противоположной стороне зала - ряд витрин (шкафы 1-6), в которых представлена коллекция российского поделочного камня. Эта коллекция 2013 году была подарена музею организацией «Центркварц». Среди экспонатов – «яшма» ирнимит (шкаф 5), имеющая очень редкую окраску, сочетающую в себе два цвета – синий и бурый. Единственное в мире, Джаводинское месторождение расположено на северо-западе Тайканского хребра в бассейнах рек Ир и Ними в Хабаровском крае.Стены зала украшают старинные картины изображающие горные выработки. Картины были выполнены екатеринбургскими мастерами в наборной технике из поделочных камней.Зал №7В этом небольшом зале можно видеть изделия из камня, которые поступали в музей в разные годы.В центре зала декоративный столик с мозаичной столешницей итальянской работы XIX века. Был подарен семьёй профессора Горного института Романа Фёдоровича Геккера в 1957 году. Столешница инкрустирована цветными мраморами в технике флорентийской мозаики. Синие вьюнки выполнены из лазурита, кахолонга и раковины.В шкафу(шкаф 6) можно видеть работы русских мастеров XXвека. Шкатулки из малахита и лазурита – авторские изделия 1950-х годов – приобретение у треста «Русские самоцветы». Изделия из сиреневого чароита, открытого в 1973 году на стыке Якутии и Иркутской области в водоразделе реки Чара и Токко.Рядом, в шкафу 5 - изделия из поделочного камня родонита. Его название с греческого переводится как «роза». Можно встретить и второе название этого камня – орлец – по легенде, первые родониты находили в гнёздах горных орлов. С конца XVIII века добывается на Малоседельниковском месторождении недалеко от Екатеринбурга на Урале, также в экспозиции можно увидеть байкальский родонит. Горная порода, состоящая из минерала родонита, имеет рисунок из многочисленных прожилков черного цвета, и очень редко в руки мастеру может попасть пейзажный родонит. В витрине можно видеть пластиночку, на которой сама природа изобразила живописный берег озера.ЭКСКУРСИИ ПО ОТДЕЛУ ИСТОРИИ ГОРНОЙ И ГОРНОЗАВОДСКОЙ ТЕХНИКИВведениеОтдел истории горной и горнозаводской техники располагает обширной коллекцией моделей, макетов и натурных образцов горной и горнозаводской техники, а также значительным количеством изделий из металла, изготовленных на российских и зарубежных заводах.Зал №8Экспозиционная зона - бурениеБурение скважин известно с древнейших времен. Первоначально оно применялось в целях добычи питьевой воды и соляных рассолов. Рассолоподъемные скважины сооружались на территории России еще в XII-XIII веках.Если до середины XIX века бурение было ручным, то во второй половине века в этой области начали применяться паровые машины, а с начала ХХ века - электричество.Крупным шагом в развитии разведочного бурения стало изобретение алмазного колонкового бурения. Этот вид бурения, требующий меньших затрат энергии и дающий выход керна - столбика породы, по которому можно изучать земные недра - был освоен в середине XIX века. Для разрушения породы начали применять специальные коронки с мелкими техническими алмазами.Впервые в России алмазное бурение применил Войслав. В конце XIX века он, совместно с военным инженером Бобровским, разработал одну из первых отечественных установок колонкового алмазного бурения (ТI-6), представленную в экспозиции. В 1919 году генерал-лейтенант в отставке Бобровский передал ее Музею вместе с собственноручным описанием и чертежами.В экспозиции отдела имеется также макет автоматизированной буровой установки БА-25ЛЭ (НВФ 1277/TI), использовавшейся, как базовая модель, при осуществлении глобального научного проекта - Кольской сверхглубокой скважины, работы на которой велись еще несколько лет назад. Скважина, достигшая глубины 12 км стала самой глубокой в мире. Информация, полученная учеными в результате проходки этой скважины, в значительной степени изменила их взгляды на строение Земли.В 1998 году кафедрой ТТБС Горного университета в Музей был передан буровой снаряд ТБЗС-152-М (ТI-245) для проходки скважин во льдах методом плавления. Этот экспонат непосредственно связан с деятельностью сотрудников Горного университета в Антарктиде на станции «Восток». Термическим методом, путем плавления льда электрическим током, была пройдена самая глубокая в мире скважина во льду, достигшая в 1998 году 3325 метров. Скважина включена в книгу рекордов Гиннеса. Всего, начиная с 1967 г., было пробурено 18 тыс. м скважин, разработаны технологии глубокого бурения во льду, отобрано более 3 тыс. микробиологических проб. На глубине 3600 м были обнаружены живые микроорганизмы – термофильные бактерии, находившиеся в состоянии анабиоза более 400 лет. В 2012 году на глубине 3769 м ученые достигли поверхности уникального подледного реликтового озера. Исследования продолжаются.Экспозиционная зона - горное делоВ разделе экспозиции, посвященном горному делу, имеются два макета первой половины XIX века, изображающих Фроловский (ТI-42) и Трехсвятительский (ТI-41) рудники. Здесь показаны только рудные тела и горные выработки, что позволяет почувствовать в полной мере сложность работы горного инженера.Задачей геолога на горном предприятии является наиболее точное воспроизведение формы рудного тела на геологических картах и разрезах, а теперь и в компьютерной графике, а также оценка процентного содержания полезного ископаемого на каждом участке месторождения. Изучение рудного тела ведется с помощью разведочного бурения, проходки шурфов и различных геофизических и лабораторных методов.Задачей горного инженера-проектировщика и экономиста является выбор способа добычи - открытого или подземного, в зависимости от экономической целесообразности и горно-геологических условий, а так же проектирование и строительство шахты или карьера.На различных макетах отдела можно посмотреть, как выглядят карьеры и шахты.Макет "Экскаватор в апатитовом карьере" (ТI-176) 1940 года дает наглядное представление об открытых разработках. Апатит на 90 % используется для производства фосфорных удобрений, а так же в химической и керамической промышленности (для производства "костяного фарфора"), добывается в большом количестве на Кольском полуострове. При изготовлении макета был использован натуральный апатит. Кроме экскаватора, основной карьерной техники, здесь можно увидеть большегрузный вагон-думпкар, использующийся в карьерах для транспортировки добытого сырья.Привлекает внимание крупный макет шахтного двора и надшахтных сооружений современной шахты объединения "Кизеловскуголь" (ТI-184). Шахтный двор представляет собой сложную систему горизонтальных выработок (штреков) и вертикальных стволов. Здесь расположено энергетическое и транспортное хозяйство шахты; с помощью вентиляционных стволов осуществляется вентиляция забоев; насосами ведется откачка подземных вод; производится отгрузка угля, спуск и подъем рабочих и другие, необходимые операции.Макет разработки рудной залежи системой подэтажных штреков (ТI-180) демонстрирует один из способов подземной добычи руды. Система подэтажных штреков и рудоспусков позволяет перемещать руду на нижние горизонты, а оттуда транспортировать на поверхность. Горный реактивный снаряд конструкции Горного института, расположенный рядом служит для того чтобы предотвратить засорение рудоспусков.Макет шахты в Юзовкевыполнен в масштабе 1:100 (ТI-45). Он дает полное представление о том, как была устроена угольная шахта в конце XIX века. Показаны, как поверхностные, так и подземные сооружения. На поверхности земли выделяются два металлических копра, установленных над устьями шахтных стволов. На вершине копров видны направляющие шкивы, через которые перекинут канат. Другой конец каната навит на барабан подъемной машины.Рядом расположены паровые котлы, со своими дымовыми трубами. Уголь, поднятый в вагонетках на поверхность, выгружается из клети, откатывается по особым помостам-эстакадам и с них ссыпается вниз, образуя параллельные железнодорожному полотну угольные склады. В направлении перпендикулярном складам, расположены коксовые печи, по верху которых проложен рельсовый путь для подвоза угля к любой печи. Шахта разрабатывала смольяниновский угольный пласт, дающий самый лучший и чистый коксующийся уголь.В подземной части, глубина которой более 100 м, хорошо видна горизонтальная выработка, идущая по пласту угля по обе стороны от шахты. Это главный откаточный штрек: являющийся главной артерией в руднике. По проложенному здесь двухколейному рельсовому пути отвозится к шахте добываемый на этих горизонтах уголь. Вблизи шахты выработка расширяется и носит название рудничного двора.На рудничном дворе происходит разгрузка и нагрузка клетей, здесь же скопляются вагонетки с углем, ожидающие подъема на поверхность и составляются поезда из спущенных пустых вагонеток. Недалеко отсюда видна столовая десятников.Под прямым углом к главному откаточному штреку по углю проводятся восстающие штреки, подготовляющие к выемке участки пласта, так называемые столбы. С противоположной стороны макета в разрез попадают подземные конюшни и начало диагонального штрека, служащего для подвоза к шахте угля, добытого из вышележащих участков пласта. Лошади спускались в шахту один раз в жизни и работали там до 10-15 лет. Через некоторое время они слепли из-за постоянного пребывания в темноте. Для транспортировки угля использовалась также и мускульная сила людей. Шахтеры вывозили его в специальных салазках. Условия труда шахтеров были очень тяжелыми. Инструмент горняков был в основном ручной - кирки, кайлы, лопаты и др. Его можно увидеть в экспозиции рядом.Горнодобывающие машиныВ экспозиции представлено несколько моделей горнодобывающих машин, в том числе три угольных комбайна, два проходческих комбайна и одна породопогрузочная машина.Угольный комбайн "Донбасс" (ТI-190), относящийся к середине ХХ века является первым отечественным угольным комбайном. Породопогрузочная машина ППМ-2 (ТI-195) и проходческие комбайны ПК-2М (ТI-196) и ПКГ-3 (ТI-197) выполнены в мастерских г. Харькова и использовались на кафедре для обучения студентов. Модели были действующими, но в 1973 году, когда они были подарены Музею, уже не работали. Современные проходческие комбайны выглядят немного иначе. Например, проходческий комбайн щит «Надежда», используемый для бурения санкт-петербургской шахты метро, имеет большее количество буровых колес, которые расположены в основном в передней части машины. Комбайн, размером с саму шахту метро, движется, вперед пробуривая породу, которая автоматически ссыпается в карманы, попадая на конвейер. Также в оборудовании предусмотрены отверстия для подачи цементного раствора, которые сразу закрепляют стенки проходки. Работа таких машин производится на удаленном управлении.Экспозиционная зона – обогащениеПри добычных работах из шахт и карьеров извлекается горная порода, представляющая из себя смесь ценных компонентов и так называемой «пустой породы». Содержание ценных компонентов может изменяться в широких пределах, в зависимости от вида сырья. Добыча одних видов сырья (например, редкоземельных элементов) может быть рентабельна при ничтожном их содержании в породе, в то время, как другие ископаемые (например, железо) добываются лишь при очень высоком содержании.Перевозить пустую породу экономически невыгодно, поэтому на обогатительных фабриках, располагающихся вблизи месторождений, производится концентрат.Обогащение включает в себя дробление породы, грохочение и собственно обогащение. В экспозиции отдела представлены различные виды дробильных машин. На следующей стадии осуществляется грохочение – разделение по сортам крупности обогащенной руды.Отдельной отраслью обогащения является обогащение углей. Макет ТI-129 изображает немецкое углесортировочное предприятиевторой половины XIX века на руднике Вестенде, где каменный уголь промывается и сортируется по крупности кусков на несколько сортов, а пустая порода отделяется. Другим наглядным примером является макет сортировочной обогатительной фабрики с грохотами Рексрота для мелких углей (ТI-130).Экспозиционная зона – золотое делоВ России впервые в мире стали обогащать золотоносные пески. Большая заслуга в разработке методов поиска и разведки, а также обогащения золотоносных песков принадлежит Льву Ивановичу Брусницыну и Николаю Родионовичу Мамышеву. Оригинальные золотопромывательные машины были изобретены Адольфом Андреевичем Агте («агтеевы бочки») и Павлом Петровичем Аносовым. Модель золотопромывательной машины Аносова (ТI-133), созданной в 1840-х годах XIX века можно увидеть в экспозиции. Прочие макеты и модели представляют собой образцы отечественной золотопромывательной техники конца XIX века. Часть макетов экспонировалась на Нижегородской выставке 1896 года.Золото встречается в природе на двух типах месторождений коренном и россыпном. В первом случае самородное золото бывает вкраплено в виде тонких зерен в различных породах, во втором - рассеяно в речных наносах зернами, иногда значительной величины.Обработка золота коренных месторождений начинается с измельчения породы. Затем применяется амальгамация, иногда цианизация. Амальгамация основана на свойстве ртути растворять золото.Золотосодержащие породы подвергается сначала крупному измельчению в дробилках, а затем мелкому – в бегунах или толчеях.Золотые россыпипредставляют собой отложения рек, современных или древних, и состоят из смеси глины, песка и гальки, причем золото содержится в связующей гальку глинистой массе, тогда как сама галька золота не содержит. Наиболее богаты золотом нижние части россыпи, т.н. «пески», лежащие на коренных породах – «почве» или «плотике». Верхние слои «торфы», как правило, пустые.Добыча ведется поверхностным или подземным способом. Кроме того, применяются гидравлические работы – смыв «песков» с «торфами» сильной струей воды и работа землечерпательными машинами – драгами (плавучими) и экскаваторами (сухопутными). В процессе обработки золотосодержащих песков можно различить три стадии:1. комья глины разрыхляются и протираются, не содержащая золота галька обмывается;2. муть и песок промываются на шлюзах, где осаждается т.н. «серый шлих» (золото+пустая порода+зерна железных руд);3. окончательная промывка шлихов и получение металлического золота.Первая стадия производится в чашах (чаша Камарницкого (ТI-143) и др.), боронах (ТI-139) и бочках (ТI-138, в фондах), американках (ТI-137-фабрика американской системы).Экспозиционная зона – металлургияСледующая часть экспозиции посвящена металлургическому производству. Это производство возникло еще на заре развития человеческого общества, когда случайно в пламени костра были получены первые легкоплавкие металлы – свинец и олово. Путем нагревания медной руды с оловянной была получена бронза – прочный и твердый сплав, пригодный для изготовления орудий труда и оружия, поэтому освоение нового материала вызвало бурный рост производительных сил и породило целую историческую эпоху – «бронзовый век».С совершенствованием плавильных печей создалась возможность получения и железа из руд. Постепенно железо вытеснило бронзу и стало наиболее употребительным металлом. Произошло разделение металлургии на цветную и черную.Все экспонаты в этой части экспозиции представляют собой макеты металлургических печей для плавки руд черных и цветных металлов. Печи относятся к разным периодам – от 80-х годов XYIII века до 70-х годов XX века.Зал №9Экспозиционная зона – металлообработка и изделия из металлаВ этом зале размещены модели техники, используемой для обработки металла, а также изделия из металла.Одной из основных достопримечательностей Горного музея является пальма (ТVIIIB 9), выкованная из стального рельса на заводе Джона Юза в Юзовке (современный Донецк на Украине) в 1895 году.Пальма предназначалась для заводского павильона на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Работа над пальмой была поручена самому опытному кузнецу завода Алексею Ивановичу Мерцалову. Пальма ковалась вручную из цельного куска рельса (мартеновской стали) в течение 2-3 недель.В работе, помимо Мерцалова, участвовал 17-летний подмастерье Филипп Шкарин, который в 1950-х годах составил юридически заверенное описание процесса работы над пальмой и подтвердил факт ее изготовления из одного рельса, без приварки отдельных листьев. Рельс нагревался на открытом кузнечном горне, ковался на обычной наковальне на глаз (но по эскизу).Высота пальмы 3 м 53 см, вес 325 кг(кадка - 200 кги сама пальма 125 кг). Наличие именно 23 железных колец в основании пальмы связано с тем, что когда пальма изготавливалась, заводу Юза исполнилось 23 года.Пальма, рекламировавшая высокое качество юзовской стали, по праву заняла центральное место в экспозиции Юзовского завода. Восторженные оценки этого шедевра кузнечного искусства можно было прочесть во многих газетах и журналах того времени.По окончании Нижегородской выставки, в 1898 году, пальма поступила в Горный музей вместе с другими экспонатами заводов Юза - моделью доменной печи, макетом шахты Центральная и прекрасным портретом Джона Юза кисти английского художника Сидлея, которые можно увидеть в зале №8.В 1950-60-х годах властями города Донецка велась длительная тяжба с Горным институтом с целью возвращения пальмы в Донецк, но безрезультатно. Но в Донецке, где пальма стала таким же символом города и предметом гордости, как 50-тонный "царь-молот" и 20-дюймовая "царь-пушка" в Перми, о ней не забывают. В 1997 году донецкие власти заказали частной кузнечной мастерской выполнить копию пальмы, которую планируется разместить на главной площади города перед зданием мэрии.Очень интересны изделия златоустовской оружейной фабрики. Орел из изделий златоустовской фабрики (ТVIIIB 22), расположенный на стене, относится уже к более позднему периоду. Он поступил в Музей в 1902 году и, предположительно, являлся частью экспозиции Златоустовской фабрики на Парижской выставке 1900 года. На груди орла – вензель императора Николая II. Сам орел собран из 325 различных изделий фабрики – ножей, вилок, пряжек и пр.Еще одна интересная экспозиция, связанная со Златоустовской фабрикой представляет фрагменты "Технического кабинета" (витрина №1), состоящего из набора выполненных в масштабе инструментов, применявшихся для изготовления холодного оружия. Всего коллекция включает в себя более 500 предметов. Помимо инструментов в нее входит альбом с акварелями и рисунками, модели клинков. Технический кабинет был подарен императору Александру II, тогда еще наследнику престола, на 10-летие. Судя по описанию коллекции, первоначально она включала и готовое холодное оружие и модели доменных и других металлургических печей, и образцы руд, флюсов и металлургических продуктов. Через три месяца после получения коллекции наследником, она была передана в Горный музей.Горный музей располагает одной из лучших в России и наиболее значительной в Санкт-Петербурге коллекцией художественного литья из чугуна (I, II шкафы и 3 витрина). Коллекция насчитывает 120 предметов, в экспозиции она занимает два шкафа и витрину. Часть изделий можно видеть в интерьере зала. Коллекция чугунного литья, небольшая по численности предметов, уникальна по своему составу. Она включает в себя:· предметы немецкого художественного литья первой половины XIX века;· отливки российских заводов - Олонецких, Санкт-Петербургского, Луганского и др. первой половины XIX века;· коллекции Каслинского и Кусинского литья.Каслинский и Кусинский заводы начали выпускать художественное литье позже всех, но стали наиболее известны, особенно Каслинский завод. Причинами такого успеха было отличное качество каслинского чугуна, выплавляемого на древесном угле и великолепные природные формовочные смеси - каслинские пески.В 1830-40 годах художественное литье в Каслях занимает уже значительное место. Расцвет же Каслинского литья пришелся на конец XIX начало ХХ века.В лучшие годы в каталоге Каслинского завода насчитывалось до 750 моделей. Создавались уменьшенные копии произведений известных скульпторов и оригинальные произведения, в том числе и собственных заводских скульпторов - Канаева, Баха, Клодта (внука). Делались уменьшенные копии скульптур Клодта, Либериха и Лансере, а также оригинальные произведения.В коллекции Горного музея наиболее интересные каслинские отливки поступили от семьи Николая Александровича Иосса, бывшего директором института, а затем и Горного департамента. Это, прежде всего, прекрасные изделия, появившиеся в каталогах Каслинского завода в связи с Парижской выставкой 1900 года - Канделябр "Флора" Марии Дилон (ТVIIIA 37, в I шкафу), "Блюдо в русском стиле" (ТVIIIA 41, в Iшкафу), "Лисы-капуцины"(ТVIIIA 16, 17, в I шкафу), "Меркурий" Джаванни-да-Болонья (ТVIIIA 12), "Зубр" Р.Р.Баха (ТVIIIA 13).Возле окна, предствлена скульптурная группа "Охота на медведя" (ТVIIIС-4), скульптор Либерих, бронза, конец XIX века. Изображает сцену, в действительности имевшую место во время охоты императора Александра II близ Боровина Новгородской области в 1862 году.Раненный зверь, успевший ранить уже двух человек, вышел из леса прямо на царя. Царь выстрелил, но только ранил медведя и тот бросился на Александра. Два егеря, один с ножом, другой с ружьем, одновременно нанесли медведю раны и спасли государя. Для того, чтобы установить, кто именно убил зверя была проведена специальная экспертиза, но в результате оба егеря получили от царя медали и денежные пособия. Изображения этого медведя Либерих делал неоднократно. Данная скульптурная группа находилась до революции в одном из дворцов, принадлежащих царской семье.Ну, а Мы с Вами переходим в другое крыло музея для продолжения экскурсии.Зал № 12Историческая геология – наука о геологическом прошлом Земли. Для восстановления этой истории используются данные разных геологических дисциплин: стритиграфии, пелеонтологии, литологии, палеогеографии, тектоники, петрографии и других.Перед Вами представлена стратиграфическая шкала. В этой шкале отображаются стратиграфические подразделения – слои земной коры, сформировавшиеся на протяжении разных отрезков времени. Каждое подразделение имеет свой цвет, использующийся и на геологической карте. Существует международная шкала – она представлена у нас в музее, но у разных стран могут быть свои варианты шкалы, отражающие особенности геологического строения именно их территории. Работа над максимально точным сопоставлением этих шкал – одна из главных задач науки стратиграфии. Стратиграфические шкалы, как принятые в разных странах, так и международная, постоянно уточняются, поэтому важно использовать в работе наиболее новую версию шкалы.Первыми живыми организмами на Земле были одноклеточные. Их остатки можно разглядеть с помощью микроскопа, а невооруженным глазом можно видеть постройки, которые образовывались в результате их жизнидеятельности – строматолиты.Строматолиты (витрина 33)сооружались в Протерозое (2,5 млрд. – 535 млн. лет). Это постройки одноклеточных организмов – цианобактерий (они не относятся к бактериям, а выделяются в отдельное царство). Колония цианобактерий и бактерий, покрывающая субстрат как пленка, со временем покрывается тонкой карбонатной корочкой. На поверхности этой корочки образуется новая колония цианобионтов которая тоже покрывается карбонатной корочкой. Так вырастают строматолиты.Именно благодаря цианобактериям, первым организмам на Земле способным к фотосинтезу, около 2 млрд. лет назад (1,9 – 2,2 млрд.) в составе земной атмосферы резко возросло количество кислорода.Чуть позднее появились первые многоклеточные животные (витрина 17), венд (конец протерозоя 600 млн. – 535 млн. лет). Они не имели никаких скелетных образований – не только внутреннего скелета как у позвоночных, но даже раковинки или панциря как у многих беспозвоночных. Отпечатки их мягких тканей сохранялись в породах крайне редко и до нас дошли только отдельные уникальные местонахождения.По этим отпечаткам палеонтологи распознают далеких и необычных предков многих известных нам животных. В Горном музее вендская биота представлена коллекцией отпечатков из знаменитого разреза на Зимнем берегу Белого моря, предоставленной музею Палеонтологическим институтом РАН (г. Москва) в 2004 году.Около 535 млн. лет назад, в начале кембрийского периода у животных появляются скелетные элементы: раковинки и панцири. Они хорошо сохраняются в ископаемом состоянии и с этого времени в породах остается множество ископаемых. С этого момента начинается время, которое мы называем фенерозой, т.е. время «явной» жизни.Трилобиты (витрина 35), ордовик (490 – 443 млн. лет). Трилобиты – одни из первых членистоногих. В коллекции представлены трилобиты из Ленинградской области жившие около 500 млн. лет назад, в ордовикском периоде. В это время в наших краях находилось теплое тропическое море. Трилобиты ползали по дну, а некоторые виды могли прятаться в иле и водорослях, выставляя на поверхность глазки, расположенные на тонких длинных стебельках. Сверху животное защищал панцирь, который мы и видим в этих образцах, а снизу было мягкое брюшко, ножки и крылышки. Для защиты мягкого брюшка некоторые трилобиты научились сворачиваться носом к хвосту, как еж. Защищались они таким образом от хищников – головоногих моллюсков, которых мы увидим дальше.Головоногие моллюски ортоцератоидеи, ордовик (490 – 443 млн. лет). Головоногие моллюски – предки современных осьминогов и кальмаров. Моллюск жил в широком конце раковины-трубки, когда он подрастал он пристраивал новый сегмент пошире, переселялся в него и строил позади себя перегородку. Длинная раковина, состоящая из уже не жилых камер, наполненных газом и жидкостью, оставалась сзади и служила «плавательным аппаратом». Через все камеры раковины проходит сплошная трубка – сифон, в нее моллюск набирал воду, с силой выталкивал и плыл задом на перед. Головоногие моллюски – хищники и существует гипотеза, согласно которой именно они стали причиной вымирания трилобитов.Связка: та жизнь, о которой мы говорили до сих пор, проходила в море. Первыми обитателями суши стали растения, произошло это в силурийском периоде, а в девоне на сушу вышли первые животные – рыбы.Кистеперые рыбы, девон (418 – 360 млн. лет). Девонский период принято называть «веком рыб». Их в это время было много, и они были очень разнообразными: от таких вот небольших кистеперых рыбок, покрытых чешуей и похожих на современных, до огромных рыб, защищенных панцирем из нескольких толстых пластин. Стайка рыбок, которую вы видите, погибла, упала на дно и была быстро занесена песком. Поэтому течение не растащило чешуйки, и рыбки, оставшиеся в песчанике, выглядят целыми (хотя осталась, конечно, только чешуя). Кистеперая рыба – один из самых известных примеров «живого ископаемого»: считалось, что последние потомки вот этих рыбок вымерли в меловом периоде (больше 100 млн. лет назад), однако, в 1938 году в Индийском океане была открыта современная популяция этих рыб, доживших до наших дней.Растения каменноугольного периода (витрина 24 или кора лепидодендрона возле шкафа 12), карбон (360 – 295 млн. лет). В каменноугольном периоде нашу планету покрывали огромные леса. Лес давал большое количество кислорода, а оно, в свою очередь, позволяло вырастать гигантским насекомым: их способ дыхания не позволяет обеспечить кислородом большое тело, поэтому в наше время насекомые маленькие. А в лесу каменноугольного периода жили стрекозы с размахом крыльев до 75 см. и могоножки по 3-4 м в длину. В витрине 24 лежит интересный экспонат: ствол дерева из каменноугольного леса с «галлом» - образованием, появившемся от того что какое-то насекомое отложило внутри него личинки. Возле шкафа 12 на тумбе стоит фрагмент коры лепидодендрона, высота которого могла достигать 35 м., а длина одного листа – 1 м.Далее логично двигаться по залу позвоночных (13 зал) и продолжить историю там: закончить палеозой амфибиями, представить мезозой рептилиями, а кайнозой млекопитающими. Вернувшись в историческую геологию можно показать немного из того, что осталось.Аммониты (между витринами), юра (200 – 145 млн. лет). Аммонит – головоногий моллюск, главный современник динозавров. В мезозойскую эру, когда на суше господствовали динозавры, самыми распространенными морскими животными были аммониты. Их предков мы видели раньше – это те самые моллюски, которые, возможно, съели трилобитов. К мезозою они научились сворачивать свою длинную раковину в спираль, но строение ее осталось похожим. Моллюск, подрастая, по-прежнему пристраивал к раковине новый отсек побольше и переселялся в него, строя позади себя перегородку. Внутри раковины также располагался сифон для быстрого плавания. И они по-прежнему были хищниками. Красивый узор на стенке раковины это место ее сочленения с перегородкой между камерами. Аммониты быстро эволюционировали и быстро расселялись по морям, поэтому, изучая их остатки, можно очень точно устанавливать возраст вмещающих их пород и узнавать одновозрастные слои на разных континентах.Зал №13Тем временем на протяжении девонского и каменноугольного периодов наши рыбки завоёвывают сушу и превращаются в настоящих четвероногих животных. Их историю мы узнаем в зале позвоночных животных.. Рыбы и рыбообразные бесчелюстные – это наиболее древние группы позвоночных животных (Шкаф 1). У Бесчелюстных нет челюстей, у них рот похож на присоску. По способу питания они фильтраторы. В современной фауне бесчелюстные малочисленны и представлены миногами и миксинами (шкаф 1).В шкафу 2 представлены ископаемые остатки других классов рыб хрящевых и костных.К хрящевым рыбам относят акул, скатов, химер. На нижней полке представлены зуб акулы Carcharodon megalodon, конец палеогена – неоген (34 – 1,8 млн. лет). Самая большая рыба в истории Земли - акула Carcharodon megalodon, достигавший 20 м в длину. Здесь в витрине вы видите один зуб этой рыбы.Для сравнения, здесь же имеется челюсть современной тигровой акулы с множеством мелких очень острых зубов. Количество зубов у акул около 3 тысяч. В ископаемом состоянии от хрящевых рыб остаются твёрдые части скелета, а именно зубы. Скелеты из хрящевой ткани сохраняются редко. В нашей экспозиции есть отпечаток скелета небольшого ската в известняке возрастом около 85 миллионов лет. Кроме того представлены зубы крупных ископаемых скатов, челюсть современного ската и капсула ската для кладки икры. Ответвления капсулы – «усы» служат для прикрепления к водорослям.Примерно 362-360 млн. лет назад появились первые примитивные четвероногие существа, способные выходить из мелких водоёмов на сушу.Настоящие земноводные животные или амфибии появились примерно на 20 миллионов лет позже, в каменноугольном периоде. Эти первые амфибии обитали около водоёмов и были тесно с ними связаны, так как размножались только в воде.Эриопс – древнейшее земноводное животное (скелет под колпаком в центре зала, копия). Полный скелет найден был в породах пермского возраста в Техасе. Название Эриопс означает «растянутое лицо», потому что большая часть черепа была впереди глаз. Это хищник, с множеством острых зубов. На земле животное было очень медленным и громоздким, но в воде это был опасный охотник. Эриопсы, самые крупные наземные животные своего времени, отдельные экземпляры могли дорасти и до 3 метров, в среднем, имел длину 1,5-2 метра.Другие древние амфибии представлены в витрине 1. Это черепа, скелеты, отпечатки, найденные в отложениях отложений триасового возраста в Германии и в России или их слепки.Следующие по времени появления позвоночные животные - это рептилии. Пресмыкающиеся, или рептилии, лучше приспособлены к наземному образу жизни. Они появились в конце палеозоя, но расцвет их пришёлся на мезозойскую эру.Парейазавр, пермский период , 250 млн. лет назад, скелет найден в Африке (скелет на тумбе в центре зала - палеонтологический слепок из гипса, 1911 год).Парейазавр - это неуклюжая крупная рептилия. Его череп был в виде сплошной костной коробки с отверстиями для глаз, ноздрей и теменного органа, имел защитные костные выросты на скуловых костях – щёки. Слово «парейазавр» в переводе с латыни означает щекастый ящер. На основании строения зубов и скелета парейазавр считается растительноядным животным, которое вело образ жизни подобный современному бегемоту. Верхние и нижние челюстные зубы, по-видимому, служили для срезания и обкусывания сочных растений.Скульптурная группа "Иностранцевия, пожирающая парейазавра" из раскрашенного воска. Работа скульптора М.М. Герасимова по акварели А.П. Быстрова, 1937г. Хищная зверозубая рептилия иностранцевия напала на парейазавра. В самом начале ХХ века в России тоже были открыты местонахождения пермских позвоночных на правом берегу реки Малой Северной Двины в вблизи города Котласа. Там найдены около десятка полных скелетов парейазавров, два почти полных скелета иностранцевий и остатки других позвоночных. Возраст найденных скелетов примерно 250 млн лет.Эти находки сейчас выставляются в Москве в Палеонтологическом музее. Именно эти находки вдохновили палеонтолога А.П. Быстрова воссоздать картину природы давно прошедшей эпохи.В мезозойскую эру (250-65 млн. лет назад) рептилии достигают расцвета, занимают господствующее положение и представлены большим числом форм. Они обитают в море, на суше и в воздухе.В юрском периоде появляются летающие ящеры. На верхней полке есть копия полного скелета птеродактиля Pterodactylus spectabilis Meyer и его противоотпечатка (оригинал, найденный в Баварии, хранится в Голландии, в городе Харлем, в музее Тейлора). Внешний облик птеродактиля можно видеть на плакате над экспонатом. Летающие ящеры могли быть размером с ласточку, как этот птеродактиль, но могли достигать и огромных размеров как птеранодон (картинка на плакате слева внизу). У летающих ящеров интересное строение скелета. (Можно смотреть схему на плакате). Передняя конечность заканчивается кистью с 4-мя пальцами. Три пальца коротких - хватательных, и четвёртый палец очень длинный – летательный. К летательному пальцу прикреплялась соединявшаяся с телом кожистая перепонка, образуя крыло. В экспозиции (на средней полке шкафа 4) можно видеть копию фаланги летательного пальца гигантского птеранодона из мезозойских отложений Техаса.Водные рептилии представлены в качестве экспонатов в рамах на стене. Полный скелет ихтиозавра в сланце, Германия, юрский период (175-200 млн. лет назад). Ихтиозавры обитали в морях в течение всего мезозойского периода. Морские хищные рептилии, утратившие связь с сушей. Внешне схожи с дельфинами или рыбами. Активные пловцы. Питались рыбой и моллюсками. Известно, что ихтиозавры живородящие существа, т.е. рождали живых детёнышей. Некоторые ихтиозавры могли достигать крупных размеров – до 15 метров в длину. Полный скелет плезиозавра, Англия, юрский период. Плезиозавры – тоже водные хищники. В отличие от ихтиозавров имели очень длинную шею, с широкое туловище, короткий хвост, 4 ластообразные конечности. Они, вероятно, выходили на сушу только для размножения, т.е. могли откладывать яйца в песок. Мистриозавр из юрских сланцев Германии. Мистриозавр – древний морской крокодил. Крокодилы появились около 250 млн лет назад. Считается, что первые представители современного отряда появились примерно 83,5 млн. лет назад.На суше в мезозое также царили сухопутные рептилии – разнообразные динозавры, хищные и травоядные, гигантские и мелкие. Остатки наземных рептилий можно видеть в шкафу 5, например, осколки скорлупы яиц динозавров меловой эпохи из Монголии (нижняя полка).Первые млекопитающие животные известны также из мезозойских отложений. Сначала были мелкие ночные животные, не многочисленные, занимавшие подчинённое положение, ведь в то время на суше царили рептилии. Но вот 65 миллионов лет назад динозавры вымерли, и создались условия для развития млекопитающих. Настала Кайнозойская эра.В коллекции Горного музея хорошо представлены млекопитающие животные, обитавшие на территории Евразии последние 800 тысяч лет и вымершие в 10-12 тысяч летЧерепа первобытных бизонов (на тумбах у стены). Остатки черепов первобытных бизонов на тумбах у стены также привезены из Якутии. Они поражают своими внушительными размерами.Скелет дикого бизона (на подставке) поступил в музей в 1836 году. Бизон был убит в Беловежской Пуще. Беловежская Пуща - заповедник, наиболее крупный остаток реликтового первобытного равнинного леса, который, в доисторические времена произрастал на территории Европы.Шерстистый мамонт появился 400 тысяч лет назад. Последние мамонты жили на Таймыре и островах Арктики 10-35,5 тысяч лет назад. В вечной мерзлоте на территории России находят сохранившиеся целиком тушки мамонтят. Например, всемирно известный мамонтёнок Дима, который выставляется Зоологическом музее в Петербурге. Всего сейчас известно 6 целиком сохранившихся мамонтят, найденных в России.Динотерий. Слепок черепа гигантского хоботного животного динотерия (на тумбе). Впервые череп динотерия был найден в 19 веке в Германии в отложениях возрастом около 20 миллионов лет. Эта находка так впечатлила учёный мир, что для Горного музея был сейчас же заказан слепок с этой находки. Позже в Южной Европе, на Украине и на юге России нашли и полные скелеты этих животных. Это оказался гигантский слон ростом до 4 метров. Динотерий – один из самых крупных наземных млекопитающих за всю историю планеты. Их отличительной особенностью являются бивни на нижней челюсти. Учёным не вполне ясно предназначение бивней. Вероятно, они применялись их в процессе питания. Эти древние слоны вымерли задолго до появления мамонтов и не являются их дальними родственниками.Зал №11Четвертичный период – период, в котором мы живем – самый короткий в истории Земли. Он начался 1,8 млн. лет назад. Его разделяют на 2 неравные части: плейстоцен (ледниковый период), закончившийся около 10 тыс. лет назад и начавшийся после таянья ледника голоцен.Пещерный медведь, четвертичный период (плейстоцен, 1,8 млн. – 10 тыс. лет). Пещерные медведи жили во время последнего на данный момент оледенения. Они были похожи на современных бурых медведей, но отличались более крупными размерами. По степени стертости зубов определяется, что пещерный медведь был преимущественно растительноядным, мясо составляло незначительную часть его рациона. Первобытные люди охотились на пещерного медведя, но и поклонялись ему как священному животному. Вымерли пещерные медведи отчасти из-за изменения климата, связанного с окончанием ледникового периода, а отчасти – благодаря первобытным охотникам.Тридакна, четвертичный период (голоцен, менее 10 тыс. лет). Гигантский двустворчатый моллюск тридакна живет сейчас в тропических морях, где достаточно пищи для того, чтобы животное могло достигнуть таких размеров, а из теплой воды легко извлекать кальций для постройки огромной раковины. В тридакнах образуются жемчужины, они тоже могут достигать очень крупных размеров. Так самая крупная в мире жемчужина длиной 23 см найдена в раковине тридакны, она напоминает голову в чалме и называется «голова Аллаха». Жители островов Океании используют раковины тридакн как строительный материал и в качестве монет. Когда-то тридакну называли «раковиной убийцей», поскольку считалось, что она может захлопнуть створки и утопить ныряльщика за жемчугом, удерживая его за руку.Зал №15Коллекция Горного музея по количеству метеоритов занимает второе место в России и насчитывает 287 наименований (925 образцов). В данном зале представлена лучшая часть коллекции – 365 образцов.Ежедневно на землю поступает от 100 до 1000 т внеземного вещества, но только около 1% этого количества представлено достаточно большими обломками, чтобы их можно было найти и идентифицировать. Найденные метеориты имеют астероидальное, иногда кометное и редко планетарное происхождение. Метеориты изначально разделяются на три типа: каменные, железокаменные и железные, в зависимости от соотношения в них силикатных минералов и никелистого железа. В рундук - витрине в центре зала представлена систематика метеоритов, занимающая 7 витрин по периферии(1-4 и 6-8 витрины), также здесь можно увидеть алмазсодержащий метеорит Новый Урей. В центральной 9-ой витрине рундука выставлены большие по размерам индивидуальные экземпляры. В маленькой боковой 5-ой витрине – отделении представлены 2 удивительных падения - каменный метеорит Бородино, упавший накануне Бородинского сражения 5 сентября 1812 г. в расположение русской артиллерийской бригады, и кусочек от каменного метеорита Peekskill, упавшего на капот машины одного из американских жителей в 1992 году. В противоположном отделении представлены интересные образцы с луны и марса.В остальных шести витринах, размещенных вдоль стен зала, находятся тематические экспозиции. 2-я и 3-я витрины посвящены метеоритным дождям, в частности Челябинскому и Сихотэ-алинскому. Отдельно установлены на тумбах самые крупные метеориты коллекции. Это два образца Сихотэ-алинского метеоритного дождя, выпавшего в Приморском крае 12 февраля 1947 г. – «железные капли» весом 450 и 32 кг. Железный метеорит Августиновка весом 327 кг, найденный крестьянами Днепропетровской области в 1890 г. Индивидуальный экземпляр каменного дождя Кунашак, выпавшего в Челябинской области 11 июня 1949г., весом 40 кг.Плакаты на стенах зала рассказывают о строении галактики Млечный путь, в которой находится Земля, а также знакомят посетителей с различными типами метеоритов, их составом и структурой. Привлекает внимание картина неизвестного художника «Падение Тунгусского метеорита».