В своих предыдущих статьях я писал о случаях, произошедших со мной в ходе учёбы, а потом и работы в высшей школе. Сейчас же хочу «затронуть» среднюю школу. Как и всегда пишу только о том, что сам наблюдал или был участником событий.
Произошедший со мной случай был довольно-таки курьёзным. Он произошёл во второй половине 60-х годов прошлого века, когда я учился в пятом или в шестом классе.
Историю нам преподавал мужчина довольно-таки солидного возраста. Имя и отчество не помню, а внешне помню — невысокий, полный, с лысой головой. Его уроки были интересными и, в какой-то степени, нестандартными. Мы с большим удовольствием ходили на них.
Как-то входит он в класс, здоровается и задаёт довольно странный вопрос: «Кто может 30 раз присесть с вытянутыми вперёд руками?» Вопрос ввёл нас в ступор — может подвох какой-то?
Не знаю, что меня дёрнуло, но я поднял руку. Не скажу, что легко, но 30 раз присел. Класс дружно вслух вёл счёт моих приседаний. А дальше произошло ещё более неожиданное.
— Молодец, Олег, неси дневник, ставлю тебе пятёрку.
Урок продолжился. Как и положено — опрос по прошлой теме. Сижу расслабленно — оценку я уже получил. Но учитель вызвал именно меня. Я готов был к ответу, зная, что за четверть по истории у меня ещё не было оценок. Получаю ещё одну пятёрку.
Далее — новый материал. В ходе его изложения учитель задал нам вопрос. В точности его, безусловно, не помню, более полувека прошло, но что-то вроде: «Правильно ли поступил тот или иной герой?» или «Как бы вы поступили в данном случае?». Не помню, да и не в этом суть. Пару, тройку человек высказали своё мнение, добавил свою точку зрения и я.
Провели голосование — кто какую версию поддерживает. И тут опять неожиданность.
— Олег и все, кто придерживается его версии, подойти ко мне с дневниками, всем ставлю пять.
Вот так за один урок я получил три пятёрки.
Одобряю ли я такую методику, став уже сам преподавателем? Выставление оценки по истории за физические возможности ученика — нет. А вот проблематизация учеников в ходе изложения нового материала — да. Я постоянно практикую это в ходе своих лекций. Моё глубочайшее убеждение, что, как средняя, так и высшая школы должны давать не только конкретные знания обучающимся, но и учить их логическому мышлению, действовать в условиях неопределённости. Именно поэтому я против тестов, которые требуют лишь зазубривание материала.
Удачи Вам, коллеги!
Автор: Рыжов Олег Алексеевич, доктор философских наук, профессор, преподаватель высшей школы, 68 лет.
Читайте нас также в телеграм — по этой ссылке