Найти тему

Ежевичная зима. Сара Джио

Приближается Новый год, а я в какой-то момент с ужасом осознал, что не прочёл ни одной книжки на праздничную тематику. Более того, я вообще не представляю, как такие книги должны выглядеть. Мне даже показалось странным, что жанр праздничной литературы так слабо развит. Можете вспомнить хотя бы один достойный современный роман о Рождестве? О Пасхе? О Дне Народного единства??? Нет? Вот и я нет. А ведь такие книги где-то должны быть. Мне так показалось.

Я открыл тематические подборки с новогодним чтивом. В основном там был какой-то непонятный хлам. Рассказы и стихи, сказки и сборники. А мне ведь нужна большая серьёзная художка. Пришлось немножко надорваться, прежде чем я нашёл очередную подборочку с сайта Читай-города, где среди точно таких же сборников и романов Донцовой затерялась такая книжечка как «Ежевичная зима», о которой мы сегодня с вами и побеседуем.

Насколько эта история рождественская – это вопрос, на который каждый должен ответить себе сам. Сам по себе термин «ежевичная зима» – это американкий сленг, обозначающий похолодание поздней весной, когда цветёт ежевика. В разных регионах могут цвести разные растения, и название зимы так же может отличаться. Таким образом, эта история относится не к рождеству, а к маю месяцу. Несмотря на это, герои, как и настоящей зимой, пробираются сквозь снегопады, а некоторые сцены безумно напоминают праздничное семейное кино.

На самом деле, историй в этой книге две, и обе трагичные. В первой мы имеем дело с тридцатыми годами прошлого века. В один из майских дней температура сильно снизилась, и город замело снегом. Молодая мать Вера Рэй приходит домой с ночной смены и обнаруживает, что её трёхлетний сын Дэниел исчез. Она отправляется на его поиски, совершенно себя не жалея, и попадая в череду неприятностей.

Почти век спустя молодая журналистка Клэр встаёт с кровати и, глядя в окно, понимает, что вернулась зима. И всё так же в мае. Ей дают задание написать заметку о подобном явлении, и та оказывается в отчаянии: Клэр совершенно не хочет писать про погоду. Спустя миллион страданий и уговоров она познакомится со старыми материалами на тему весенних снегопадов, и обнаружит газетную статью о Вере Рэй и её пропавшем сыне Дэниеле. Сердце Клэр наконец-то ёкает: она сама потеряла сына год назад, и в этой истории она видит что-то личное и очень близкое для себя самой.

Клэр до сих пор не отошла от потери. Она знатно испортила отношения с мужем, и на работе все тоже замечают, что что-то с ней не то. Однако история Веры помогает героине собраться и ожить. Она наконец направляет свои силы в нужное русло. Она проводит собственное расследование, которое поначалу идёт совсем не так гладко, как она рассчитывала. Информации в архивах очень мало, живых свидетелей тех событий раз-два и обчёлся. Дело Веры в своё время особо не продвинулось, потому что никому не было дела до истории самой обычной бедной семьи из трущоб. Однако Клэр на каждом шагу феноменально везёт, и она каждый раз находит новые зацепки.

На самом деле, Клэр прикасается лишь малой части истории Веры. Из собранных материалов и свидетельств она узнаёт некоторые ключевые события, но не более того. История Веры описана в романе отдельными главами от первого лица, и это мне кажется сомнительной идеей. Проблема в том, что Вера никому не могла рассказать эту историю так, как она описана. Так что на протяжении всего повествования я не мог взять в толк, почему эти главы вообще существуют. Нет, история Веры сама по себе нормальная, но этого рассказа просто никак не могло быть. В него веришь, но через силу, как бы закрывая глаза на его неприглядную концептуальную сторону.

Следующая проблема книги – это её героини, которые кажутся совершенно необучаемыми. Они сами всю дорогу провоцируют всё говно, которое с ними происходит, удивляются, как же так, и продолжают в том же духе. Я, честно говоря, ожидал, что все мы сможем сделать из ошибок героини какие-то выводы, и героиня в конце исправится. Она пойдёт наперекор своим вредным привычкам, и перестанут усугублять ситуацию. Но этого не происходит. Героини до самого конца остаются упрымыми, как бараны. Клэр жалуется на то, что её отношения с мужем заходят в тупик, а он начинает интересоваться другими женщинами, и при этом она 24/7 выносит ему мозги, жалуется, всё от него скрывает и ведёт себя возмутительно. Она настолько эгоистична, что это просто поражает воображение. Все вокруг неё носятся, а она воротит свой грязный пятачок. Только ближе к концу книги я подумал о том, что она же потеряла ребёнка, может, она в депрессии сидит и её поведение нормально. От этой мысли полегчало. Её нужно держать на поверхности при непосредственно чтении.

Вера Рэй – бедная девчушка, которая, как Золушка, случайно попала на светский вечер и познакомилась с богатым мужиком, который в неё влюбился. Совершенно классический сказочный сюжет тоже хорошо ложится но праздничную атмосферу, которую мы все так ждали. Вере очень мешает классовый конфликт, хотя все вокруг ей прямым текстом говорят, чтобы она не стыдилась своего происхождения. Однако она никого не слушает, и в целом именно поэтому ей не удаётся избежать хотя бы части неприятностей, которые выпали на её долю.

Есть ещё одна проблема. Может показаться, что здесь есть только проблемы, но это не совсем так! На самом деле, повествование очень приятное, живое и интригующее. Я бы даже сказал, что это один из лучших современных романов, которые я читал. И вот как раз на очень хорошем фоне недостатки так сильно выделяются. Как мы уже поняли, эта книга околодетективная, но расследование в ней проходит таковски. Клэр всё само падает в руки, и ей вообще не приходится напрягаться. С этим также сопряжён и другой композиционный провал: по ходу расследования возникает несколько возможных виновников пропажи маленького Дэниела, но большей части подозреваемых уделено критически мало времени. Просто непонятно, зачем их вообще вписывали. Некоторые из этих персонажей навязчивым образом мелькают из главы в главу, и даже уже наметилось подходящее событие для того, чтобы дать этой сюжетной развилке логичную развязку, но автор её поразительным образом упускает. Происходит, что называется, пук в лужу.

Особенно это странно учитывая то, что деталям здесь уделено достаточно большое значение. Самые мелкие детали, о которых можно было бы и забыть, обретают развитие. А вот детали покрупнее, те, что всегда остаются где-то на поверхности – сливаются в унитаз. Это так странно, я даже не знаю толком, как к этому относиться.

Итого мы имеем хороший, сложный, трогательный роман, который не впадлу будет перечитать во второй раз. А это самый главный показатель! И да, как ни странно, история о майской зиме вполне сойдёт за рождественскую. Обязательно ознакомлюсь и с другими книгами Сары Джио, очень она меня заинтересовала.

(Апдейт через три месяца: так и не ознакомился.)