Найти тему
КиноМеломан

Антисоветчики, пьяницы и эмигранты: за что чиновники невзлюбили «Неуловимых мстителей»

Истерн «Неуловимые мстители» был одним из самых популярных приключенческих фильмов в Советском Союзе. Вторая часть получилась даже успешнее оригинальной кинокартины. И даже третий, весьма спорный фильм тоже нашел своих фанатов. Трилогия о народных мстителях с триумфом прошла в советских кинотеатрах. Позже ее транслировали по телевизору. Но потом эти картины тихо убрали с телеэкранов и почти не показывали. Активно крутить снова их начали лишь во времена перестройки и гласности. Советские чиновники, как оказалось, сильно невзлюбили артистов. И предпочли спрятать эти фильмы с глаз долой, из сердца вон. Причины же были сугубо идеологическими.

Актеры, сыгравшие в «Неуловимых мстителях», быстро стали национальными героями. Их узнавали на улице. Поклонники просили автографы. А фразы из фильмов мгновенно разошлись на цитаты. Актеров ассоциировали с их экранными персонажами не только рядовые зрители, но и высокие партийные начальники. Советское руководство считало, что артисты, игравшие героев революции, должны и в жизни быть пламенными коммунистами, образцами честности и неподкупности, примером для подражания.

-2

Однако в реальной жизни актеры были далеко не такими героями как на экране. Они оказались обычными живыми людьми, со своими достоинствами и недостатками. Виктор Косых, сыгравший Даньку, крепко подружился с алкоголем и временами устраивал пьяные дебоши в увеселительных заведениях. Василий Васильев, известный зрителям как Яшка-Цыган, то и дело ввязывался в драки по своей пылкой цыганской натуре. А уж о романах Вали Курдюковой (она же Ксанка) неодобрительно шептался весь Мосфильм.

Но то были мелочи жизни. И они вполне простительны даже в глазах высокого начальства. Гораздо больше претензий у партийных чиновников появилось к создателям кинокартины и к второстепенным артистам. Режиссер трилогии Эдмонд Кеосаян, по мнению начальников, стал слишком высокого о себе мнения и заболел «звездной болезнью». Его обвинили в провале третьего фильма «Корона российской империи» и услали в Армению, где он стал снимать никому не нужное малобюджетное кино.

-3

Сценарист оригинальной киноленты Сергей Ермолинский имел неосторожность поддержать письмо Солженицына за отмену цензуры. За что был отстранен от работы над продолжениями. Но вопросы возникли и к следующему сценаристу – писателю Артуру Макарову. Нет, тот не был антисоветчиком. Зато дружил с очень неблагонадежными с точки зрения советской идеологии людьми – Высоцким, Тарковским, Шукшиным, Мариной Влади. Да еще и поддерживал контакты с криминалом. В лихие 90-е писатель были убит в квартире гражданской жены. То преступление так и не раскрыли.

Но больше всех, как считали начальники, согрешили Савелий Крамаров и Борис Сичкин. Оба они покинули страну. И эмигрировали ни куда-нибудь, а на территорию идеологического противника – в США. А значит, по мнению чиновников, предали Родину.

-4

В конце 70-х годов Савелий Крамаров попал в опалу. Актер увлекся йогой, ушел в религию, стал отказываться работать по субботам. Вдобавок его родной дядя Леопольд Волчек эмигрировал в Израиль. В глазах партийных боссов Крамаров вел себе не по-советски и стал человеком с подмоченной репутацией. Артиста почти перестали снимать. А когда он подал документы на эмиграцию – не выпустили из страны. Выехать разрешили лишь тогда, когда он напрямую обратился к президенту США Рональду Рейгану, а его письмо несколько раз зачитали по «Голосу Америки».

Некрасивая история приключилась и с актером Борисом Сичкиным. Его обвинили в краже социалистической собственности. Якобы брал за съемки слишком высокие гонорары. Дескать, нехорошо это, не по-советски. Легендарный Буба Касторский больше года провел в тюрьме. Но, как и следовало ожидать, обвинение оказалось ложным. Компетентные органы во всем разобрались.

-5

Но актер больше не стал искушать судьбу. Бросил квартиру, почти все имущество. Собрал семью и уехал в Америку. На своей новой родине артист выучил английский язык, стал давать концерты и даже сыграл в нескольких голливудских фильмах. А вырученные деньги вкладывал в образование своего сына Емельяна. Позже тот стал известным в США композитором.

Ни Крамарова, ни Сичкина бывшая родина не простила. Обоих даже хотели вырезать из «Неуловимых мстителей». Но если первый снялся лишь в нескольких эпизодах. И его фразой про мертвых, которые «вдоль дорог с косами стоят», вполне можно было пожертвовать. То убрать Бубу Касторского, на котором был завязан весь второй фильм, не представлялось возможным. Поэтому чиновники просто положили кинокартины под сукно – вместе с неугодными актерами. На том и успокоились. Идеология в то время была сильнее искусства.

Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, репосты, комментарии приветствуются.