Найти тему
Александр Дедушка

Что такое венец человеческой мудрости? Есть ли кто-то, кто способен его примерить?

Корона царя Соломона
Корона царя Соломона

Что такое «начало мудрости» мы хорошо знаем из Псалтыри:

«Начало мудрости – страх Господень». Пс. 110.10.

А вот что такое «венец мудрости»?

У вас есть предположения?

Если мудрость начинается со страха по отношению к Богу, то чем она должна заканчиваться? То есть – увенчиваться?

В этом нам помогает разобраться выдающийся подвижник VI века авва Исайя.

Но он тоже не сразу нас приводит к «венцу» мудрости, а ведет нас последовательно.

Сначала – просто к мудрости. И замечает по этому поводу:

«Не в том мудрость, чтобы говорить, но в том, чтоб знать время, когда подобает говорить».

А хорошо ведь – и в точку.

Что говорить, мы в большинстве своем хорошо знаем. Особенно, когда собираемся кого-то вразумить и наставить на путь истинный.

Однако же когда наше знание начинаем применять на практике – вот тут и проявляется наша «немудрость», если не сказать больше.

Оказывается, мало знать, что сказать – это на самом деле совсем не сложно.

Ну что тут сложного, чтобы сказать пьянице, что пить плохо, блуднику – о вреде блуда, неверующему об опасности безверной жизни, а сектанту – о его сектантских уклонениях.

Но в том-то и дело, что для успеха этого «говорения», простого знания не просто недостаточно, оно чаще всего даже не так важно.

Гораздо важнее, по авве Исайю, знать время, когда сказать.

И вот в этом – и только в этом! – проявится настоящая мудрость у человека. Если она, конечно, у него есть.

Выбрать подходящее время, когда твои слова лягут на сердце слушающего, а не вызовут его ожесточения, раздражения и злобной реакции…

Кто из нас может похвастаться подобной мудростью? Есть ли хоть один или одна?..

То-то же! Нет среди нас таких.

Что там говорить о «венце мудрости»? Мы и простой мудрости достигнуть не можем.

Мы только ожесточаем окружающих нас ближних и дальних своими словами, а сами эти слова – даже вполне правильные! – пускаем на ветер.

Мы похожи на «говорильные автоматы», которые заводятся и исторгают из себя фонтаны слов по первому нажатию кнопки.

Только проку от этих «автоматов» - увы! – чаще всего ни на грош.

Ну ладно, раз уж заговорили о «венце мудрости», давайте посмотрим, что по этому поводу сказал наш мудрый авва.

Вы уже наверно догадываетесь, что этот венец окажется еще более трудным и несообразным с нами, чем просто мудрость – как знание времени, когда подобает говорить.

Итак, вот что сказал авва Исайя:

«Венец мудрости – себя укорять и ставить себя ниже всех».

Ну что – примерили этот «венец» на себя? И как – подходит он вам?

Все это настолько с нами несообразно, что можно задать вопрос: а есть ли среди нас хоть один человек, который искренно считал себя ниже хотя бы одного другого человека?

Не всех – хотя бы одного?

Есть ли кто-то такой – или впрямь, как Диогену, нужно брать фонарь и среди белого дня разыскивать таких людей?

Еще раз повторю – хотя бы одного?

Про кого бы вы с полной искренностью сказали: да – этот человек, безусловно, и без всякого сомнения…

А далее – по списку:

- добрее меня,
- умнее меня,
- великодушнее меня,
- щедрее меня,
- жертвеннее меня,
- милосерднее меня,
- ………
– мудрее меня.
- и в конце концов – «лучше меня».
- лучше во всех смыслах - я ему и в подметки не гожусь.

Ну что – есть ли у вас хоть один такой человек, про кого в сравнении с собой вы так можете сказать?

И опять же – вряд ли среди нас хоть один такой найдется, кто бы сказал все это с полной искренностью.

Уловили разницу?

А авва Исайя утверждает, что это должен быть не один человек, а – «все»!

Представьте: все окружающие нас люди!..

Мы перед каждым из окружающих нас людей должны признать себя «ниже». Да еще и укорять себя за это низкое недостоинство!..

Да – далеко от нас этот «венец мудрости». Никто из нас не достоин не просто примерить его на себя, даже увидеть издали.

Чувствую вашу скептическую реакцию… А зря – воистину зря!

Наш скепсис вызван только одним – нежеланием, неумением а то и просто нашей внутренней тупой неспособностью взглянуть на себя со стороны и увидеть свою душу, какой она является на самом деле.

Некоторые святые говорили, что если бы мы увидели это, если бы Бог показал нам это – мы бы тут же сошли с ума от ужаса. От одного вида своего непотребства.

И только верующие упали бы на колени и стали просить Бога помиловать их, как самых непотребных и отвратительных существ в мире.

Хуже свиней и демонов. И уж точно хуже любого из других человеческих существ.

Да – поистине венец человеческой мудрости – дойти до этого признания самостоятельно.