В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали очень важные слова, в которых Церковь называлась Телом Христовым, а Христос назывался Главой Церкви. Эти слова показывают нам, что Церковь есть величайшая святыня и величайшая ценность, что Церковь неотделима от Христа точно так же, как от нас неотделимо наше тело.
Против этой истины сильно ополчается дьявол, внушая людям мысль о том, что Церковь – это что-то отдельное от Христа, и через это погружая их в пренебрежение к Церкви, в ненависть к Церкви, в хулу на Церковь. Неудивительно, когда это позволяют себе неверующие люди, но бывает такое, что человек, который называет себя христианином, говорит: «Я верю в Бога, читаю Евангелие, люблю Христа, но вот Церковь... Церковь – это что-то наносное, человеческое, плохое и никакого отношения ко Христу не имеющее».
Сегодняшнее апостольское чтение разоблачает эту ложь.
Но не только в этом чтении - в Символе Веры каждый христианин исповедует, что верует во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. То есть верует в то, что Церковь свята. А сегодняшний отрывок напоминает еще и о том, что наше отношение к Церкви определяет наше отношение ко Христу. Как мы относимся к Его Телу, так относимся к Нему. Все хулы, которую мы изрыгаем на Церковь, Он воспринимает как относящиеся к Нему. Люди, которые пытаются оправдать своё пренебрежение и даже хулу в адрес Церкви, любят говорить: ну есть же грешные люди в Церкви, поэтому мы из-за них говорим, что Церковь такая-сякая.
Однако это не может быть оправданием для хулы в адрес Церкви. Потому что всякий грех, сделанный в Церкви, это не грех Церкви, но грех против Церкви.
Если бы Церковь учила грешить, то тогда были бы правы все те, кто обвиняет в грехах людей церковных саму Церковь. Но если Церковь учит воздерживаться от греха, а кто-то из людей, принадлежащих к ней, совершает этот грех, то очевидно, что он в этот момент поступает против того, что говорит Церковь. А значит Церковь не может быть обвинена за это, она является жертвой. Жертвой злоупотребления того или иного человека, недостойно носящего имя христианина.
И ведь на самом деле все прекрасно понимают, что из-за грехов конкретных представителей нельзя обвинять целое. Все знают, что бывают преступники среди врачей, но никто не говорит, что из-за этого всю медицину надо отвергать. Все прекрасно знают про существование злодеев среди учёных, но никто не отвергает науку из-за этого. Все знают грехи и преступления людей искусства, но искусство тоже никто в целом не отвергает из-за этого. Только когда речь заходит о Церкви, люди вдруг делают вид, что не могут отличить грехов отдельных представителей и должны переносить их на целое!
За этим стоят две вещи. Во-первых, - усилия дьявола, потому что он таким образом хочет оторвать от Христа тех людей, которые считают себя христианами. Он понимает, что прямо настроить против Христа не всех можно. К некоторым если подойдёшь с хульными помыслами в адрес Христа, они это тут же отвергнут. А вот если им предложишь хульные помыслы и презрение, пренебрежение, неприязнь к Церкви, то эти помыслы они легче принимают.
Во-вторых, за этим явлением стоит злая воля людей, которые из-за собственных грехов хотят видеть Церковь грешной. Потому что святая Церковь обличает их. Если Церковь святая, то как ты можешь оставаться грешником? А вот если ты можешь объявить Церковь грешной, то тогда уже и твои грехи как будто не так много значат. Многие из тех, кто хулят Церковь за те или иные грехи её представителей, на самом деле не почувствовали бы себя комфортнее, если бы этих грехов не было.
Некоторые говорят: «Конечно, Церковь надо любить, уважать, и воспринимать как ценность, мы верим в святую Церковь, но это некий идеал Церкви. А вот конкретные люди, из которых Церковь состоит, к этому идеалу никакого отношения не имеют, поэтому мы можем хулить Церковь, имея в виду будто бы этих людей». Но здесь стоит вспомнить, что сказал Господь Иисус Христос своим апостолам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» (Лк. 10:16). «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает» (Ин. 13:20). Это Господь разве какому-то идеалу сказал? Нет, он сказал живым людям, апостолам, которых посылал на проповедь. А эти апостолы не были безгрешными и совершенными. В Евангелии описываются и падения и различные несовершенства апостолов. Среди этих апостолов был Иуда, и нужно понимать, как бы это ни звучало непривычно, но в то время кто принимал Иуду, принимал Христа, а кто отвергал Иуду, отвергал Христа до тех пор, пока Иуда был учеником Христа. Хотя апостол Иоанн пишет, что и тогда у Иуды были грехи, что он был вором, кравшим из ящика для пожертвованияй, но и через него Господь действовал как через апостола.
И это не случайно. Господь устроил Церковь из обычных людей, имеющих несовершенства. И так было начиная со времён апостольских. Не как некоторые пытаются представить, что якобы вначале Церковь была святая, а потом испортилась грехами людей. Грехи людей Церковь не портят, потому что Церковь свята не святостью людей, а святостью своей Главы Христа. Святость от Бога, а не от людей.
Мы спасаемся только в Церкви, потому что только во Христе спасение, как Он Сам сказал: «Я дверь, никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). При этом в сегодняшнем апостольском чтении мы слышали, что Тело Христово есть Церковь. Именно так мы можем прийти к Небесному Отцу через Христа - став частью Его Тела.
Некоторые говорят, что границы Церкви размыты, и неизвестно, где они. Это неправда. Мы читаем, с одной стороны, что Церковь есть Тело Христово (Еф. 1:22-23); а в другом месте тот самый апостол пишет, что мы становимся одним телом через участие в причащении (см. 1 Кор 10:17). Значит, именно граница Евхаристии есть граница Церкви. Кто причащается в Церкви в соответствии с правилами доступа ко причастию, тот и в Церкви.
Могут, конечно, найтись те, кто любит задавать каверзные вопросы: «А вот если придёт атеист, или какой-нибудь сектант и причастится, он что тогда, автоматически становится членом Церкви?» Нет. Потому что условиями для участия в причастии является исповедь, оставление грехов. А ересь, раскол, или неверие в Бога – это смертные грехи. Пока ты их не исповедуешь, искренне не покаешься в них, ты не можешь подойти ко причастию достойно. Мне рассказывали про одного кришнаита, который и на исповедь пошёл, и причастился, скрыв, что он кришнаит – он причастился себе в осуждение, он не стал членом Церкви через это, потому что не оставил свою ересь. Говоря о Евхаристии, мы, разумеется, говорим о тех, кто приступает к Чаше храня веру Христову и не имея смертных грехов ереси, раскола и остальных нераскаянных грехов. Если же человек кается, то тогда любой может войти в Церковь Христову.
Итак, мы должны ценить Церковь, благодарить Бога за неё. И беречься от греха хулы или осуждения Церкви. Как именно? Будем держать в уме древнее изречение, которое идёт от священномученика Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец» и смотреть в своё сердце, - отношусь ли я к Церкви как к матери? Простой пример: некоторые люди, считающие себя православными, называют Русскую Православную Церковь аббревиатурой РПЦ. В чем причина? У тебя язык сломается, что ли, произнести полностью имя Церкви Христовой, которая тебя родила в крещении? Ты свою мать называешь по аббревиатуре? Нет. Кто-то может сказать: «Это мелочи». Но мелочи имеют значение, через них проявляется то, что внутри человека. То же касается страсти к обсуждению грехов церковных людей. Если у тебя есть любовь к матери, ты, конечно, можешь видеть в ней те или иные грехи и несовершенства, но будешь со скорбью говорить о них, без охоты, только по нужде, и не каждому разносить это. А если у тебя не так в отношении Церкви, значит, ты не воспринимаешь ее как мать.
Второй пример, который даёт нам сегодняшнее апостольское чтение. Стоит спрашивать себя: «А отношусь ли я к Церкви как к Телу Христову, как к Самому Христу?» Потому что христианства нет без Церкви, и Христос ставит Себя в неразрывное единство с Церковью этими словами, что Он Глава Церкви, а она – Его Тело.
И ещё один важный урок, который мы можем вынести из сегодняшнего чтения: не следует унывать, если мы видим какие-то нестроения в Церкви. Каждый раз мы должны напоминать себе, что Главой Церкви является Христос, и Он выведет ее из этих трудных времён ко спасению, потому что именно туда плывёт наш корабль Церкви.
Итак, не будем принимать никаких хульных помыслов о Церкви, а тем более высказываться с пренебрежением о ней. Если ты не любишь грех, обличай грех, но когда под видом обличения греха ты хулишь саму Церковь, тогда ты уже не исповедуешь веры в то, что Церковь святая. Как наши грехи Господь терпит, так Он терпит грехи и других людей, находящихся в Церкви. Но терпит их не для того, чтобы поощрить этот грех, а чтобы дать им время для исправления и покаяния. Как нас не поражает Бог молнией сразу же после совершённого греха и не отправляет в ад, но даёт время на покаяние, так Он даёт его и всем другим, кого мы видим грешащими в Церкви, если они действительно грешат. А нередко бывает, дьявол специально настраивает нас против братьев, и особенно против вышестоящих, потому что это то, через что он сам пал, - через презрение к Вышестоящему. Нередко бывает, что мы додумываем грехи, видим их там, где их на самом деле нет, такое тоже случается. Так что не будем спешить осуждать ближних, но будем благодарить Бога за то, что Он привёл нас в Свою святую Церковь. Осознавать, что мы настолько во Христе, насколько мы в Церкви, и до тех пор мы во Христе, доколе мы в Его святой Церкви.