Этот текст создан в 2017 году на тот момент "юной журналисткой" ДДТ Наташей Смирновой и принес ей 1 место в краевом конкурсе "Точка зрения" и Диплом Всероссийского конкурса "Дорога к обелиску". Для устьпристанцев публикуется впервые.
Думаю, что у каждого человека возникают свои ассоциации, когда говорят о Великой Отечественной войне. Я всегда представляю маленьких детей военного времени. Самые первые годы их жизни, прошедшие в холоде и голоде. А у многих из них война забрала родителей. Они с детства трудились без отдыха, жили в нечеловеческих условиях. Они вынесли то, чего сейчас не вынес бы и взрослый человек. И выросли достойными людьми. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тех, кто в тылу всеми силами приближал Победу. Они, малышня 40-х, были среди них. Теперь волосы их седы, а лица морщинисты, но улыбки такие же светлые и молодые, как на фотографиях в альбоме.
У меня есть замечательные соседи: Василий Игнатьевич и Нина Алексеевна Чернышовы. Сегодня я рассказываю о них. Я очень рада, что в моей жизни состоялась встреча с ними. Они расскажут о себе сами…
От первого лица: Василий Игнатьевич
Я родился в 1936 году в Коробейникове, - рассказывает Василий Игнатьевич,- но уже через 20 дней наша семья переехала в Чеканиху: мои родители Игнат Иванович и Арина Артемовна Чернышовы, Шура, Фрося, Мария, Матрена – старшие сестры, брат Иван и я. Переехали, потому что в Чеканихе, селе, что в бору, родителям хотелось работать. И родиной своей я считаю Чеканиху.
Когда началась война, Ивана призвали в армию. Он учился в Новосибирске, в звании лейтенанта был отправлен на фронт, и в первом же бою погиб. В 1943 году отца призвали на трудовой фронт – охранять колонии строгого заключения в селе Раздольном. Там он заболел и умер во время операции, и был похоронен в этом же селе. Вот итог: отца и брата нет в живых, сестры вышли замуж и поразъехались кто куда. Так я остался один с матерью. Мама была уже пожилой женщиной, а еще – сильно болела. В семилетнем возрасте я стал главной ее опорой. Из имущества был свой дом и корова. Уход за животным полностью лег на мои плечи. Но однажды корову у нас украли. А без нее, кормилицы, как? Милиция, конечно, приехала, но вора так и не нашли…А ведь тогда сельчане не только себя кормили, но и фронт. Вся живность облагалась налогом. Если в семье была буренка, в год нужно было сдать 400 литров молока, если куры – яйца, овцы – шерсть. На нужды фронта собирали теплые вещи. Старались, кто как мог.
Почему-то в годы войны, да и первые послевоенные была засуха. Огороды сажали большие, а урожая не было. Мы ели все: лебеду, подсвекольник, крапиву. Если бы не лес, мы бы не выжили. Спасали от голода грибы, ягоды. Мама молола в муку ягоды и пекла лепешки. С хлебом, солью и спичками было особенно сложно. По утрам выходили на улицу и смотрели: из чьей трубы идет дым, к тому и шли за угольями.
Мой первый класс начался в 1944 году. Ходил в школу в сандалиях - «коньках» на деревянной подошве, обтянутой брезентом. В зимнюю скользоту часто падал, однажды чуть не расшиб себе голову. Учебников у нас не было, писали на старых газетах сажей, соком крушины.
В Чеканиху во время войны переехал детский дом. Мы учились вместе с этими ребятами. Они были хорошо одеты и гораздо лучше питались, чем деревенские школьники. От детдомовцев была мне большая польза. Я полюбил читать, и они приносили мне книжки из библиотеки, давали на ночь. Однажды за свою любовь к чтению пришлось мне поплатиться. Читал при свече и уснул за книжкой. Проснулся, когда горели волосы на голове.
Мать ругалась, но недолго. Потому что пришла Победа! 9 мая 1945 года нас, всех школьников, строем привели к детскому дому. Мне запомнилась не столько торжественная речь директора, сколько вкусный обед в детдомовской столовой. постепенно отменили налог и карточки.
Жить немного стали полегче. И вот, в 1946 году я впервые увидел чудо под названием «кино». Это был «Кащей Бессмертный». Я здорово испугался, когда он появился на экране. Кино было немое, и титры читал кто-то из зала. С тех пор ни одного сеанса я не пропускал. Копейки на билеты мы, мальчишки, доставали, как могли: сдавали в магазин яйца, выпрашивали у матерей. К счастью, скоро нашелся выход. Электричества тогда не было, и чтобы фильм шел, работал генератор электрического тока. Нужно было постоянно приводить его в движение, и это называлось «крутить динаму». Киномеханик выбирал четверых пацанов, и мы по очереди «крутили динаму» в обмен на бесплатный киносеанс. И вот тогда я понял, что больше всего хочу быть киномехаником. Так потом и вышло…
От первого лица: Нина Алексеевна
Моя мама умерла, когда мне был год и 10 месяцев, отца забрали на войну. Я жила с дедушкой и бабушкой. От голода нас спасала корова да огромный огород. Я не голодала так, как Василий. Когда я закончила пятый класс, мы переехали из села Усть-Чарыш в Чеканиху.
Отец вернулся в конце войны и снова женился. Мачеха и отец были со мной очень строгими. За любую промашку полагалось очень строгое наказание. Когда закончила 7 классов, отец не хотел, чтобы я училась дальше. Тогда за 8, 9 и 10 классы нужно было платить. Учебу я «выплакала». Школу закончила с отличием. Конечно, моя мечта была поступить в медицинский институт, но у меня не было возможности. Я пошла работать на станкозавод, а по вечерам училась на медсестру. Окончила учебу с отличием и устроилась медсестрой в детдом в Чеканихе.
Познакомилась с Василием. Как-то после кино пошли домой вместе, нам было по пути. Потом он говорит: «Что же ты все меня провожаешь и провожаешь, давай я тебя провожу». Дружили три месяца, один раз поссорились, а на следующее утро после ссоры Вася пришел ко мне свататься. 1 января 1958 года мы поженились. Когда переехали в Усть-Пристань, я устроилась патронажной сестрой в больницу. Позже, по стечению обстоятельств, стала работать в детском отделении старшей медицинской сестрой. Там и завершила трудовой путь.
Жизнь прожить…
К своей мечте Василий Игнатьевич шел долго. Какое-то время после окончания школы жил в г. Барнауле, работал кочегаром, плавал на пароходе, даже трудился на сапоговаляльной фабрике. Но вернулся в Чеканиху, и в 1956 году встал у мотора киноустановки. И с тех пор, до самого выхода на пенсию в 1996 году с должности директора киносети Усть-Пристанского района с любимым делом не расставался. Что это за профессия такая – киномеханик? В наш век цифровых технологий уже никто и не вспомнит. А ведь это было ответственное, почетное и непростое дело, которому учили в специальных учебных заведениях. Киномеханик должен был иметь специальные права. Василий Игнатьевич несколько раз за свой трудовой путь получал образование и повышал квалификацию в Загорском кинотехникуме. В последний раз – в 1990 году, незадолго до пенсии.
Супруги Чернышовы - «Ветераны труда». Это и есть «медаль за труд», о которой писал А.Т. Твардовский: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» .
В трудовой жизни моих героев были настоящие подвиги. Сколько бессонных ночей провела на дежурстве хрупкая Нина Алексеевна! А Василий Игнатьевич несколько раз попадал в настоящие испытания, когда переправлялся по весенней реке из райцентра в заречные села Чеканиху с тяжелыми коробками с фильмами. Однажды тонул, и, уходя под воду, успел вышвырнуть из окна фильм, пронаблюдать, как коробка запрыгала по льду. Потом только начал спасаться сам.
Конечно, не менее, чем «ветеранская» для Василия Игнатьевича дорога ведомственная награда – знак «Почетный кинематографист России». Это звучит гордо! И – по-особенному. А Нина Алексеевна с особым трепетом хранит юбилейную медаль в честь 100-летия Ленина. Тогда, в 1970-м году, ее вручали только самым лучшим работникам.
Уходить от Чернышовых совсем не хочется. Каждая фотография в их семейном альбоме – целая легенда. Удивительно, но их улыбки на фотографии начала супружеской жизни остались такими же задорными и светлыми. Мне кажется, что когда люди, прожив столько лет, узнаваемы на своих юношеских фотографиях – это говорит о том, что они прожили хорошую, честную жизнь. В 2018 году у супругов Чернышовых будет юбилей – 60 лет со дня свадьбы. Эти люди через многое прошли вместе. Было множество, как и счастливых, так и трагических моментов. Но всегда во всех бедах были рядом, находя в себе силы жить дальше.
Могу по собственному опыту сказать, что после выхода на пенсию, Василий Игнатьевич не стал домоседом. Я не раз видела его на сцене, исполняющего песни под сопровождение ансамбля русских народных инструментов. А летом он практически каждый погожий день переплавляется на пароме в любимую Чеканиху и на своем верном велосипеде колесит по лесу «тихим охотником». Потому Чернышовы едят варенье из лесной земляники и черники, а еще – грибы и бруснику. «Он все тропки в лесу знает» - говорит о любимом муже Нина Алексеевна.