Сегодня мы хотим рассказать тебе о проекте популяризации всеобщей грамотности на примере Ричмондского университета. Этот проект является примером реализации технологии «обучение служением».
Руководство Ричмондского университета решило интегрировать студентов последних курсов и сотрудников в работу по распространению грамотности среди детей в социальных учреждениях и взрослых, оказавшихся в трудной ситуации. Как это у них получилось, и имел ли проект успех, читай в нашей статье.
Материал основан на статье Эллен Кушман "Sustainable Service Learning Programs".
Идея открыть программу по распространению грамотности пришла лектору Ричмондского университета, когда он задумался над вопросом:
«Когда я перестану преподавать и уйду из университета, что останется после меня?»
Он создал гибкую программу с простыми правилами для того, чтобы при желании любой преподаватель смог возглавить её после его ухода.
Ричмонд — не самый большой и развитый город. В нём было множество организаций, которым не хватало красивых и структурированных сайтов, поэтому сначала участники программы занимались созданием таких сайтов, после чего социальные учреждения предложили им новый проект. Детям-воспитанникам не хватало внимания и внешкольного развития, поэтому студенты языкового и педагогического курсов стали обучать их компьютерной грамотности и чтению.
В учебный план университета был внесён курс «Социальные проблемы грамотности»,в рамках которого студенты общались с представителями учреждений, слушали лекции о преподавании и занимались с детьми, но оказалось, что помощь с домашними заданиями — не единственная задача такого рода социальной работы.
Студентов учили понимать детей и играть с ними в развивающие игры, а сотрудники учреждений, в свою очередь, перенимали у студентов и преподавателей актуальный педагогический опыт. Благодаря учредителю программы, на основе пройденных студентами материалов, была создана база презентаций, заданий, методичек для передачи педагогам социальных центров. Студенты приносили свои разработки для детских уроков на университетские занятия и разбирали их все вместе, таким образом активируя и практические, и теоретические навыки, объединяя усилия — свои и преподавателей.
Факт того, что студенты ближе к детям по возрасту и эмоциональному интеллекту, что они пока не так заняты работой в социальных учреждениях, как штатные сотрудники, и не подвержены профессиональному выгоранию, даёт им преимущество и широту взгляда при работе в области обучения служением.
Например, студентка Дельта столкнулась с такой ситуацией:
Её «ученица», как показалось студентке, имела не ярко выраженную форму ментальной инвалидности, о чём Дельта сообщила преподавателю. Вместе они разработали и адаптировали тест для девочки и пришли к выводу, что она здорова, просто пишет очень медленно и аккуратно. Поняв причину медлительности девочки, Дельта смогла найти к ней лучший подход, потому что сама в детстве любила аккуратность и неспешность и прекрасно помнила, каково это — быть отстающей при нормальном развитии.
С такими детьми, как ученица Дельты, часто поступают нечестно, переводя их в более слабые классы, просто потому что преподавателям зачастую не хочется работать в индивидуальном темпе ребёнка. Но если таких проектов, как в Ричмондском университете, станет больше, то дети будут получать поддержку, благодаря вовлечению студентов в работу.
Выбрать такой вариант прохождения практики, а не писать обычную выпускную работу, было сложным и смелым шагом для студентов, поэтому особенно важно было грамотно интегрировать в процесс и преподавателей.
Преподаватель — человек, которому порой ещё сложнее объяснить важность обучения служением, чем студенту, потому что для него это дополнительная нагрузка, непредвиденные обстоятельства, большая ответственность. Но всё меняется, если донести, что помогать можно не только практическими навыками, но и исследованиями. В этом проекте именно преподаватели составляли базу материалов из своих же наработок и студенческих презентаций и эссе, давали советы, проводили лекции и для учеников, и для социальных работников, разбирали кейсы.
Преподаватель — руководитель организованной группы, поэтому он первый, кто заметит, что что-то пошло не так. Например, в одной из учебных групп студент понял, что социальная работа — совсем не его, он боится «прикоснуться к детям и их переживаниям» и не знает, что делать в такой ситуации. Чтобы не лишить человека мотивации и веры в себя, нужно вовремя показать студенты альтернативные пути развития.
Проект по развитию грамотности среди детей в Ричмонде дал студентам возможность практиковаться и коммуницировать с социальной сферой, преподавателям — расширять сферу деятельности и искать новые решения, социальным центрам — пройти переподготовку, разбавить кадры, взглянуть на систему обучения под новым ракурсом. Данный пример иллюстрирует акторов обучения служением и возможные преимущества и проблемы, которые могут возникнуть у каждого из них.