Российский политолог Сергей Маркедонов, комментируя отказ Армении от квоты заместителя генсека ОДКБ, отметил, что недовольство этой структурой Ереван высказывал не раз. «Это было придумано отнюдь не после победы «бархатной революции» и прихода к власти Никола Пашиняна. Но одно дело — критика, а совсем другое — институциональные решения», — подчеркнул эксперт.
Маркедонов напомнил, что с начала года армянские власти уже второй раз поднимают острые проблемы своего взаимодействия с ОДКБ. «В январе армянский премьер Никол Пашинян анонсировал отказ от проведения военных учений блока в Армении. В марте Ереван отказался от положенной ему квоты», — уточнил он.
Политолог призвал не спешить с выводами по поводу изменения курса и внешнеполитических приоритетов властей Армении. «В Армении разводят такие понятия как ОДКБ и Россия. Серьезную трещину между Ереваном и военно-политическим блоком, выстроенным под эгидой Москвы, сделали события сентября прошлого года», — отметил Маркедонов.
Он напомнил, что в сентябре 2022 года эскалация между Арменией и Азербайджаном произошла не в Нагорном Карабахе и не в Лачине, «а на межгосударственной границе двух кавказских стран». «Отсюда и определенный общественный негативизм. И потом в Армении опасаются, что под эгидой ОДКБ будет произведена гомогенизация настроений по поводу российской СВО в Украине. Публичные лица не слишком любят комментировать этот сюжет, но в кулуарах охотно дают понять, что «белорусизация» Армении чревата «украинизацией» Азербайджана. Активная кооперация Баку и Киева — не секрет ни для кого», — отметил эксперт.
Однако, Маркедонов уверен, что армянское руководство не ставит перед собой задачи выхода из ОДКБ, а тем более из ЕАЭС. «В последнее время многие наблюдатели указывают на определенный разрыв между растущей армяно-российской экономической кооперацией и проблемами в сфере безопасности. Но повторюсь, в Ереване не на сто процентов отождествляют ОДКБ и Москву», — пояснил политолог.
По его мнению, помимо интеграционных структур две страны связывает двусторонний договор (он появился в 1997 году, раньше возникновения самой Организации) и отсутствие внятных гарантий и альтернатив со стороны Запада. «Ради Армении Турцию никто не исключит из НАТО, а с Азербайджаном не перестанут взаимодействовать, как с важным энергопартнером», — заключил Маркедонов.