Найти тему
Sputnik Таджикистан

Неофициальная, недобровольная: что не так с регистраций симок в Таджикистане

   © Sputnik / Стас Этвеш
© Sputnik / Стас Этвеш

Старое требование Службы связи и разрешительное постановление МВД породили юридическое противоречие, от которого страдают простые абоненты

Сегодня мой смартфон категорически отказал хозяину в доступе в интернет, даже значок с антенной на дисплее появляться не захотел.

Но в Таджикистане перебои с мобильным интернетом - дело обычное, хотя и неприятное, так что особо тревожиться я не стал.

По прошествии нескольких часов, когда ситуация так и оставалась неизменной, решил воспользоваться своими правами добропорядочного абонента и позвонил в кол-центр.

После нескольких минут ожидания с просьбами о необходимости срочной перерегистрации сим-карт, мне ответил оператор и удивил новостью - моя симка заблокирована.

Тут надо прояснить один момент - я являюсь и гражданином Таджикистана, и гражданином России, однако паспорт РФ получил значительно позже того, как стал абонентом мобильной компании.

Такой нюанс несколько озадачил сотрудника кол-центра, и тот попросил время на обдумывание ситуации, то есть на посоветоваться с начальством.

Спустя еще пару минут собеседник вернулся к диалогу и радостным голосом сообщил, что решить мою проблему - легче легкого.

Всего-то нужно посетить ОВИР, зарегистрироваться там в качестве российского туриста, потом зайти с этим документом в офис компании и мне тут же вернут возможность пользоваться собственным номером. Как тебе такое, Илон Маск?

Но вот проблема - я родился и всю жизнь живу в Таджикистане, прописан в собственном доме и с какой стати мне выдавать себя за туриста? И легален ли этот подход вообще? Да, у меня российский паспорт, но закон о двойном гражданстве в нашей республике, насколько мне известно, еще никто не отменял.

Отключу - не отключу: что известно о перерегистрации сим-карт в Таджикистане

Опустив вертевшиеся на языке комментарии в адрес "комбинаторов", придумавших такие многоходовки, я спросил, достаточно ли будет просто предъявить скан моего паспорта гражданина РФ и не нарушать местное законодательство.

Увы, сотрудник компании отверг этот вариант и продолжил настаивать на визите в ОВИР. В противном случае номер заблокируют до следующего года, но до тех пор он будет числиться за мной.

Что ж, к бюрократическим играм мне было не привыкать, и я решил напомнить про недавнее постановление Правительства Таджикистана о продлении срока перерегистрации сим-карт до 15 февраля следующего года.

На что сотрудник кол-центра торжественно объявил мне фантастическую новость, что "официального документа о таком постановлении наша компания не получала".

Напомню, известие об отодвинутом дедлайне с симками озвучил не кто-нибудь, а лично министр внутренних дел Таджикистана в ходе пресс-конференции 15 февраля текущего года, о чем сообщили все местные СМИ. Но как оказалось, для сотовых операторов (или отдельных менеджеров компаний) это не аргумент.

Любопытно было бы спросить начальство, с которым советовался сотрудник кол-центра, не ожидало ли оно, что глава МВД лично принесет им копии постановления?

Такие ответы не совсем типичны для таджикских мобильных компаний, поэтому я решил узнать о причинах у знакомых из числа сотрудников телекоммуникационных компаний.

Оказывается, предписание постепенно блокировать работу сим-карт исходит от Службы связи, которая негласно дала соответствующее распоряжение операторам.

Чья симка? Миллионы мобильных номеров в Таджикистане нуждаются в регистрации

Соответственно, так будет продолжаться до тех пор, пока граждане не придут в паспортные столы за пластиковыми ID, получение которых обойдется в существенную для Таджикистана сумму - от 150 до 220 сомони (15-22 доллара). А после перерегистрируют на них свои симки, как и было задумано.

Но как же распоряжение МВД? Неужели одна госструктура в лице Службы связи проигнорировала решение другой - да еще и силового ведомства, вес которого в республике хорошо известен.

Тут, как всегда, шайтан прячется в деталях. Формально никто ничего не нарушает. Ну почти. Карты действительно не отключают на совсем, как было обещано.

Их просто блокируют, а номер сохраняют за абонентом до 15 февраля 2024 года - ну чтобы не надо было потом обзванивать всех знакомых заново, менять информацию в мессенджерах, в данных банковских карт и так далее.

Однако рядовых абонентов такие юридические тонкости едва ли успокоят - для них подобная политика регуляторов все равно что карательные меры, призванные сменить основное удостоверение личности любой ценой.

Ну это не говоря о том, что в данном случае косвенно нарушается закон о защите прав потребителей, который гласит, что оплаченная заранее услуга должна быть предоставлена в полном объеме, хотя те, кто внес деньги за свой тариф в начале марта, фактически их теряют.

В Таджикистане продлили перерегистрацию сим-карт

"Обязательная перерегистрация противоречит законодательству. Нельзя человека заставлять пользоваться сим-картами через обязательное условие, даже в целях профилактики терроризма и экстремизма. Это должно быть на добровольной основе", - отмечал юрист Рахматилло Зойиров в интервью местным СМИ.

Нельзя сказать, что сами мобильные компании рады подобной инициативе сверху. Для них скрытое отключение абонентов без паспортов образца 2014 года означает немалый риск спада доходов, а для казны - сбора налогов в бюджет.

К слову, Служба связи, возглавляемая Бегом Сабуром, не так давно уже подверглась жесткой критике со стороны президента Таджикистана Эмомали Рахмона за некачественный, низкоскоростной и неоправданно дорогой мобильный интернет.

Однако пока услуги для простых абонентов, увы, удобнее не стали.