315,8K подписчиков

Чем Болонская система образования отличается от принятой в СССР. Почему Россия отказалась от участия в Болонской системе

41K прочитали

В мае 2022 года ВУЗы России приняли решение отказаться от Болонской системы. Но что это за система, зачем на неё переходили и почему теперь отказываются?

В мае 2022 года ВУЗы России приняли решение отказаться от Болонской системы. Но что это за система, зачем на неё переходили и почему теперь отказываются?

Что такое Болонская система

Болонской системой называют определённого рода декларацию, единую для всех университетов стран-участниц. По факту, «войти» или «выйти» из Болонского процесса невозможно, ведь это не организация. Наблюдательная комиссия (BFUG) уполномочена лишь приостановить участие определённой страны в рабочей группе.

Документ о создании общей системы образования и названный Сорбонской декларацией, подписали в Париже в 1998 году представители Великобритании, Германии, Франции, Италии. С помощью данной декларации высшее образование должно было стать мобильным, двухступенчатым (бакалавриат и магистратура), а выпускники ― востребованными специалистами. Студентам и преподавателям давалась возможность минимум семестр обучаться в других государствах.

19 июня 1999 года, в городе Болонья (Италия) 29 министров образования из разных стран мира обсудили и подписали декларацию о совместной организации «Зоны европейского высшего образования». За 23 года к Болонскому процессу добровольно присоединились 47 стран, большинство из них ― в 1999 году (Норвегия, Франция, Швеция, Чехия и пр.). Россия присоединилась к системе в 2003 году, Украина ― в 2005 году, Казахстан ― в 2010 году, Беларусь ― в 2015 году.

В мае 2022 года ВУЗы России приняли решение отказаться от Болонской системы. Но что это за система, зачем на неё переходили и почему теперь отказываются?-2

Суть и перспективы Болонской системы

Главными особенностями Болонского варианта образования является то, что студентам выдаётся диплом общего образца, позволяющий перейти в какой-либо другой университет, участвующий в Болонском процессе. Для системы характерно оценивание знаний с помощью учебных кредитов. European Credit Transfer System показывает, сколько учебных часов прослушал студент (1 кредит = 36 академических часов). В кредитной системе учитывается любое обучение за всю жизнь. Чтобы получить диплом магистра нужно набрать 300 кредитов, для диплома бакалавра достаточно 180 кредитов. При переходе из ВУЗа в ВУЗ кредиты переносятся, а в магистратуре, если изменившиеся условия рынка труда этого требуют, можно поменять специальность бакалавриата. Студент может выбирать интересующие его курсы и предметы.

Отличие Болонской системы от российской и советской

Система образования, принятая в СССР, не предполагала, что часть обучения студент будет проходить в «несоветском» ВУЗе и уж тем более ― работать за границей после окончания советского ВУЗа. В СССР было бесплатное образование, все студенты поголовно оканчивали специалитет. После распада Советского Союза дополнительно открылись и платные места.

Специалитет в СССР отличался от бакалавриата количеством часов: для диплома специалиста требовалось набрать 300 кредитов, для бакалавра ― 120-240 кредитов. После советского специалитета, длившегося 5-6 лет, можно было сразу идти в аспиранты, миновав магистратуру.

В мае 2022 года ВУЗы России приняли решение отказаться от Болонской системы. Но что это за система, зачем на неё переходили и почему теперь отказываются?-3

Во времена СССР «бесплатную» учёбу требовалось отработать: для этого существовало распределение на три года. Когда же Союз распался, отработки стали не обязательными, а рабочие места для выпускников ― не гарантировались.

Присоединение России к Болонскому процессу было необходимо для поднятия статуса российских ВУЗов, установления сотрудничества со странами мира. Повышение мобильности студентов позволяло учиться по обмену, привлекая в страну иностранцев, которые приносили России доход за счёт платного обучения.

Почему Россия отказалась от Болонской системы

Главной причиной выхода России из Болонской системы стало то, что российские студенты так и не смогли получить тех преимуществ свободного рынка образования, которые декларировались. Например, чтобы признать действительным российский диплом, в других странах требуется проставить апостиль или пройти консульскую легализацию. Подобного подтверждения не требуют лишь в странах, с которыми заключён соответствующий двусторонний договор.

В мае 2022 года ВУЗы России приняли решение отказаться от Болонской системы. Но что это за система, зачем на неё переходили и почему теперь отказываются?-4

А после февраля 2022 года на российских студентов за рубежом началась травля. Также у Болонской системы наряду с преимуществами имеется ряд недостатков:

  • Специалисты начинают учиться за рубежом, после чего остаются там работать. Отток рабочей силы из России стране не выгоден;
  • Уровень бакалавра не все работодатели считают «полноценной вышкой», ведь на нём изучают преимущественно основы выбранной профессии; происходит путаница. Некоторые работодатели считают, что бакалавр — что недоспециалист;
  • В магистратурах специальность изучают углублённо, но мест для магистров всегда вдвое меньше, чем на бакалавриате, что также вызывает затруднения.

Болонская система российскими преподавателями и депутатами критиковалась давно. Из-за того, что степень бакалавра предполагает 4-летнее (вместо 5-6-летнего) обучение, количество времени на практические и теоретические занятия сократилось, потому качество образования ухудшилось. Часть студентов, поступив в магистратуру, меняла специальность, то есть, вероятно, не знала базовых основ профессии. Представьте человек 4 года учился в бакалавриате на биолога, а в магистратуру пошёл на юриста или физика. Какой это будет специалист?

В мае 2022 года ВУЗы России приняли решение отказаться от Болонской системы. Но что это за система, зачем на неё переходили и почему теперь отказываются?-5

Что ждёт высшее образование в России

Сегодня в России обсуждается создание новой собственной системы образования, которая по идее должна вобрать в себя всё лучшее от советской и болонской. Систему хотят оставить двухступенчатой, но поменять специальность на кардинально другую при переходе в магистратуру, станет невозможным. Признание российских дипломов за границей, скорее всего, усложнится: возможно, придётся сдать специальные экзамены. Но кого это сегодня волнует. Правительству так и вовсе это должно быть на руку, чтобы избежать оттока мозгов из страны.

В мае 2022 года ВУЗы России приняли решение отказаться от Болонской системы. Но что это за система, зачем на неё переходили и почему теперь отказываются?-6

Одним из негативных эффектов станет уменьшение количество студентов-иностранцев из дружественных стран.

А что вы думаете по поводу отказа России от Болонской системы образования? Пишите своё мнение в комментариях. Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: