Найти тему

5 игр по развитию речи для детей от 2-х до 5-и лет (подборка № 1)

Мастер-класс по телефонным переговорам
Мастер-класс по телефонным переговорам

Сегодня утром ехала в маршрутке: сидит мама с ребенком на коленях лет трех. Молчит. Подумала: "Наверное, ребенок еще не "проснулся""; нет, стал водить пальцем по объявлению на окне автобуса; "Мама, наверное, с утра уже не в ресурсе, сил нет разговаривать"; нет, спустя некоторое время она оживленно беседовала с попутчицей, сидевшей рядом...

В ежедневное бесценное время (идете в садик, едете на машине, гуляете, сидите в очереди), когда ты один на один с ребенком, можно играть, да еще и в полезные игры.

Вытащила из своих архивов мои и найденные в инете игры для речевого развития, сделала подборку, может, и Вам пригодится?

Возраст написала примерный, сами оценивайте, насколько ребенок готов к игре. Каждую игру можно усложнять с развитием ребенка.

🚩 Разговор по телефону (имитация и настоящий, с 2-х лет)

Если у Вас есть возможность разговаривать с бабушкой, другим родственником по телефону, замечательно: научите их задавать малышу вопросы, на которые он может отвечать. Сначала простые, с ответами "да", "нет", потом посложнее, открытые.

Будьте переводчиком при ответах ребенка, подсказывайте ему вопросы для бабушки (как твое здоровье, что ты сейчас делаешь и др.).

В ролевых играх можно "звонить" по ситуации: например, когда мы не находим нужную вещь (реальную или по игре), я звоню в "розыскное бюро":

- Здравствуйте, у бабушки потерялись очки, поможете найти?

- Здравствуйте, да, в каком месте их видели в последний раз?

Мы с детьми и игрушечными собаки, которые "берут след" (смешно нюхают) ищем пропажу, и из поиска пропавшей вещи получается веселая история.

Я или ребенок звоним в МЧС- спасателям, пожарным, в скорую помощь, в доставку, в зависимости от игры. Или наши герои созваниваются, чтобы договориться о предстоящем путешествии.

Множество вариантов можно придумать, всегда подсказываю ребенку нужные фразы, а позже он их начинает выдавать сам.

Дети умеют здороваться в жизни, а навыков общения по телефону у них нет вообще, получается дополнительно мастер-класс по телефонным переговорам.

🚩 Задаем как можно больше вопросов (с 2-х лет)

Нужно задавать ребенку как можно больше вопросов не в виде "экзамена", а реально интересоваться тем, что малыш увидел в зоопарке, например, что ел на обед в садике, где и как гулял.

Конечно, в 3-4 года ребенок не может составить развернутый рассказ, можно помогать ему, задавая наводящие вопросы, сопровождающий может давать подсказки. Научите папу каждый вечер разговаривать на тему, как прошел день у малыша.

В ролевой игре с героями - машинками, куклами, зверушками, от лица персонажа также можно задавать кучу естественных вопросов.

🚩 Какой (предмет/живой объект, с 3-х лет)

У ребенка уже должен быть довольно большой словарный запас. Можно начать игру так: " Давай придумаем, какой сейчас снег" (трогаем снег). Если ребенок не может что-либо сказать, спрашиваем: "Он холодный или теплый?", "Сухой или мокрый?", "Чистый или грязный?", "Твердый или мягкий?".

А потом можно спросить: "Так какой снег сейчас?" с тем, чтобы ребенок сказал: "Холодный, мокрый, грязный, мягкий".

С ребенком постарше можно поиграть так: "Давай попробуем назвать 5 характеристик мамы, какая мама?". Ответы: добрая, ласковая, красивая, умная, худенькая, спортивная, усталая и т. д.

Или еще вариант:

- Что бывает мягким?

- Что бывает высоким?

- Что бывает горячим?

Что бывает твердым, маленьким, добрым, желтым, ароматным, острым и т.д.

Интересный прием в случае, когда ребенок уверенно отвечает на вопросы, создать смешную ситуацию. Например, начав играть в "Что бывает круглым?", самому сказать "дом" или "папа". И посмотреть, как среагирует ребенок.

Иногда полезно специально ошибаться: пусть малыш вас поправит (когда ребенок учит взрослого, это самый эффективный прием для повышения самооценки, на мой взгляд).

Эта игра - бесконечная, потому что можно вводить новые характеристики по ходу жизни и варьировать ход игры: ребенок отвечает, Вы с ребенком говорите характеристики по очереди, каждый придумывает по 5 признаков, а потом сравниваете свои ответы ( в этом случае нужны записи ответов).

🚩 Кто/что делает (с 3-4-х лет)

В этой игре изучаем глаголы, обозначающие действия.

- Мама: что делает? обнимает, целует, варит суп, ходит в магазин.

- Собака: бегает, лает, скулит, рычит, какает, прыгает.

- Самолет: летит, гудит, приземляется, взлетает.

Другой вариант для ребенка постарше: он должен найти общее действие (или общую характеристику) для двух предметов, например:

Мышка и цыпленок - пищат; машина и мотоцикл - едут, зайчик и лягушка - прыгают. Или подсолнух и солнышко - желтые, трава и листья - зеленые, чай и кофе - горячие, яблоко и колесо - круглые.

Можно "пособирать" множество предметов на одно действие:

что растет — трава, деревья, Лиза, котенок и т.д.

кто прыгает — лягушка, зайчик, Лиза, кузнечик и т.д.

что пахнет — цветок, чай, какашка), духи, мыло и т.д.

🚩 Антонимы (с 3-4-х лет)

В эту игру я с Костиком начинала играть с 2,5 лет, он понял ее смысл, но в таком возрасте словарный запас не так велик и было трудно подобрать пары слов такие, чтобы он мог ответить.

Зато у меня появлялась информация о понятии, которое он не знает, и которое в дальнейшем надо изучать.

Мои слова в начале игры:

"Я говорю слово "мама", а ты должен сказать противоположное слово. Папа.

Я говорю "черный", какой цвет противоположный? Белый (если не знает, даем за него ответ).

Я говорю "да", какое слово противоположное?"

И так далее. Если ребенок не понял смысла игры, значит, на время надо ее отложить.

Примеры для игры, легкие и трудные (для более старшего возраста):

высокий-низкий, далеко-близко, большой-маленький, грустный-веселый, быстро-медленно, холодный-горячий, сухой-мокрый,тихо-громко, небо-земля, светло-темно, ночь-день, узко-широко, толстый-тонкий, чисто-грязно, порядок-бардак), грязнуля-чистюля, расторопный-неловкий, спешка-неторопливость, дружба-вражда, друг-враг, ласково-грубо, шум-тишина, счастье-беда, война-мир, интеллигентный-невоспитанный, пугливый-смелый, шершавый-гладкий, победа-поражение, общительный-замкнутый, любовь-ненависть и др.

Друзья, хотелось бы узнать, стоит ли продолжать эту подборку, вдруг описываю всем давно известное?