Иногда психологи начинают решать проблему человека с помощью поверхностных методик, не заглядывая в саму суть.
Такой подход имеет место и в отдельных случаях даже является актуальным. Но существуют глубинные ситуации, при которых поверхностного решения будет недостаточно.
Такой точки зрения придерживался известный американский психолог Эрик Берн.
Он считал, что любые поведенческие факторы изначально заложены в самой личности человека и напрямую зависят от ситуации.
Чтобы провести глубокий анализ психологического состояния человека, необходимо разобрать его личность по структуре.
Эрик Берн потратил не один год на разработку структурного анализа, который используют психологи во всем мире.
Что представляет собой структурный анализ и как его используют люди на протяжении жизни
Каждый день человек сталкивается с различными ситуациями и ему приходится взаимодействовать с огромным количеством людей.
Коллеги по работе, продавцы в магазине, супруги, и даже собственные дети - все эти люди являются только малой частью от тех, с которыми человек сталкивается регулярно.
В зависимости от ситуации и человека, с которым приходится взаимодействовать, любая личность делает бессознательный выбор в пользу того или иного типа поведения. Таким образом человек играет множество ролей, меняя их при определенных обстоятельствах.
На основании наблюдений за людьми и сделанных выводов Эрик Берн пришёл к выводу, что сущность любой личности не является единой.
В каждом человеке есть три составляющие, которые и диктуют тип поведения в той или иной ситуации на уровне инстинктов.
Эти три эго-состояния чередуются между собой и каждое из них проявляется тогда, когда это необходимо.
Три составляющие личности по Эрику Берну
Согласно разработанной структуре личности, в каждом человеке в равной степени присутствуют взрослый, ребёнок и родитель.
В зависимости от типов поведения других людей и жизненных ситуаций человек проявляет то эго-состояние, которое считает наиболее подходящим.
Состояние ребёнка является основой любой личности и строго контролирует внутренними взрослым и родителем.
У каждого человека внутри «живет» маленький ребёнок, который может позволить себе капризы, безрассудные поступки и другие подобные проявления.
Эго-состояние ребёнка подразделяется на два типа - «ребёнок - естественный» и «ребёнок - адаптивный».
В естественном состоянии ребёнок способен испытывать любые эмоции и открыто проявлять их. Будь то глубокая печаль или огромная радость, ребёнок обязательно проявит ее в мир.
«Адаптивный ребёнок» никогда не станет вести себя подобным образом. Он прислушается к голосу внутренних родителя и взрослого, проживает жизнь в рамках дозволенного, за счёт чего и находится в комфорте и безопасности.
Во взрослом состоянии человек проявляет логичность и последовательность, чётко просчитывает все свои действия наперёд и делает выбор только в пользу принятия тех решений, которые являются для него выгодными.
Человек в эго-состоянии взрослого никогда не позволит себе проявлять лишние эмоции, поступать неразумно и спонтанно.
Взрослость - самое адекватное, но при этом не устойчивое состояние любого человека. Постоянно быть взрослым очень сложно, поэтому люди часто бессознательно переключаются на другие состояния, и в большинстве случаев делают выбор в пользу детской позиции.
Родитель
Находясь в состоянии родителя, человек бессознательно копирует те модели поведения, которые имели место в его собственной семье.
Если мама постоянно повышала голос на отца, то женщина в состоянии родителя будет позволять себе такое поведение и в отношении своего мужа.
Согласно структурному анализу, существует два типа родителей - критикующий и поддерживающий.
В состоянии критикующего родителя человек постоянно учит жизни других людей, отчитывает их за аморальные поступки, что-либо запрещает, высказывает своё негативное мнение о том или ином поступке.
Поддерживающий родитель, наоборот, оказывает другим людям помощь в поиске самих себя, позволяет испытывать жалость к самому себе и придаёт уверенности в поступках и поведении.
В своих научных трудах Эрик Берн неоднократно подчеркивал необходимость баланса трёх эго-состояний.
Чтобы избежать дисбаланса личности, ни родитель, ни ребёнок, ни взрослый не должны доминировать.