Найти тему
Sto.Let.Nazad

Китай готовится к тому, что США и их союзники могут перекрыть ему морскую "дорогу жизни" (поставка ресурсов) из Африки

Оглавление

О доминировании Китая в Африке, о продовольственной безопасности Поднебесной, военном надзоре за морскими путями и о многом другом в эксклюзивном интервью Антона Ефимова с африканистом Николаем Щербаковым, ведущим научным сотрудником Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. Ломоносова, профессором Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) (Москва).

Китай связывает свою продовольственную безопасность с сельскохозяйственными землями в Африке

— И вот тут можно перейти к разговору о Китае, который, как иногда утверждается, "купил Африку".

— Китай за последнюю четверть века превратился в основного инвестора большинства стран Африки. Нужно потрудиться, чтобы найти африканское государство, где не присутствовал бы в той или иной форме Китай. Как застройщик или добытчик сырья. Объём торговли Китая со странами Африки, который свыше 200 млрд долларов за год, в десять раз больше, чем у Африки с Российской Федерацией, в четыре раза больше, чем с Европейским Союзом. Я могу тут где-то ошибаться, но суть в том, что Китай — самый крупный поставщик товаров в Африку и покупатель сырья в Африке.

Китай арендует на долговременной основе или выкупает на совершенно законных основаниях значительное число земель. Это и сельскохозяйственные угодья, и просто перспективные территории, на которых может быть осуществлено инфраструктурное строительство, портовое хозяйство и так далее. Потому что Китай думает о том, как получаемое сырьё наиболее дешёвым способом, гарантированным способом, доставлять к побережью из глубин континента, быстро и оперативно его перегружать, и тем самым обеспечивать его в нужный момент и в нужном объёме на международных рынках, ну и у себя в стране, в первую очередь.

— А что для Китая в Африке главное? Есть же приоритетные ресурсы?

— КНР, начиная со своего экономического чуда, которое подготовил и начал осуществлять Ден Сяопин с 80-х годов 20-го столетия, мыслит исключительно стратегически. И когда я сказал о скупаемых землях, то это стратегический товар, который гарантирует продовольственную безопасность. Наверняка можно найти и какие-то другие страны, которые также выкупают и арендуют земли, но в таких масштабах как это делает Китай, пожалуй, никто сегодня этим в Африке не занимается.

— Значит, еда. Продовольственная безопасность. Сам у себя Китай прокормиться не может, это известно.

— Знаете, сегодня стали много говорить о том, что наша матушка-земля может прокормить до 25 млрд человек, даже если мы не прибавим сельскохозяйственных земель. Просто, если мы будем разумно распоряжаться тем, что у нас есть. И в Китае земель хватает. Концентрация населения в Китае, как мы знаем, диагональная, то есть, если мы проведём линию по территории КНР с северо-востока на юго-запад, то по южную сторону от этой линии и сосредоточена большая часть населения, а всё, что севернее или северо-западнее — это мало используемые земли. Так что в этом отношении у Китая есть запас прочности.

Но Китай предпочитает иметь под контролем территории гарантированного земледелия в Африке. С учётом всех климатических перемен, которые в мире происходят, он нацелен на то, чтобы активно и без каких-то рисков использовать тропические зоны, где возможно три-четыре урожая в год.

Китай готовится к тому, что "дорогу жизни" из Африки ему могут попытаться перекрыть геополитические противники

— И смотрите, как интересно получается. Из интервью с Дмитрием Мосяковым [главой Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН (Москва)] становится ясно, что США с их союзниками (прежде всего Великобританией) ведут борьбу с Китаем за влияние на Юго-Восточную Азию, где проходят ключевые морские пути, тот же Малаккский пролив — это же главный путь из Тихого океана в Индийский, а это значит — из Китая в Африку. Не хочу и не могу ничего утверждать, но, по-моему, военно-политическая стратегия коллективного Запада в этом регионе мира обнажается. Китай могут взять за горло. Мы же живём во времена удивительные, сейчас же возможно всё, что угодно. Можно взять и безнаказанно взорвать "Северные потоки". Легко. А что помешает взять и в случае какого-то конфликта, например, в случае военных действий Китая в Тайване, перекрыть морское движение китайских грузов из Африки? Это, конечно, вопрос риторический. Тем более, что морские силы Китая уступают американским (это следует из интервью с Владимиром Батюком, главным научным сотрудником Института США и Канады РАН в Москве).

— Возможно всё, гадать не будем. Но у Китая есть вооружённые силы у берегов Африки как раз исходя из необходимости защищать морские транспортные пути. То есть, Китай вполне допускает вероятность нарушения своей логистики как таковой. Например, ещё один вид сырья, в котором Китай заинтересован и успешно его осваивает — это, конечно, углеводороды. Потому что, несмотря на весь этот энергетический переход и новую энергетику, мы все зависим от углеводородов. И Китай особенно. У него промышленность масштабная. Энергии нужно много. И поставки углеводородов из таких стран, как Ангола, Нигерия, Судан — для Китая имеют огромное значение. И в суданской зоне Китай защищает транспортные пути и объекты нефтепромыслов. Эта охрана осуществляется по договорённости с местными властями. Кроме этого, Китай создал в этой же зоне, в регионе Красного моря, свою военно-морскую базу, в маленьком государстве Джибути [в 2017 году, в портовом городе Обок, в районе выхода из Красного моря в Аденский залив, где проходит одна из ключевых мировых транспортных артерий: Индийский океан — Суэцкий канал — Средиземное море — прим. А.Е.]. И дело тут конечно же, не только в сомалийских пиратах. В Джибути уже давно базируются военные силы и других стран, в частности — США. И Китай понимает, что на этом перекрёстке он тоже должен стоять. Китай желает иметь гарантии, что этот жизненно важный для него перекрёсток морских путей будет под его контролем, под защитой. [Примечательно, что в том же регионе теперь и Россия намерена разместить военный флот, у берегов Судана. С ним же планируется восстановление прямых авиарейсов — прим А.Е.]

Главное понимать, что Китай заинтересован во многих ресурсах, которые он может получить в Африке. Это и те же литий, колтан, танталит. И он делает всё возможное для того, чтобы не просто добывать, покупать, вывозить ресурсы, а создавать с этими странами такие отношения, которые в условиях изменчивой политической конъюнктуры в мире гарантировали бы продолжение торгово-экономического обмена.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ: