Открыть свой магазин на готовом маркетплейсе — идея, которая выглядит привлекательной. Особенно если речь о таком гиганте, как Ozon. В раскрутку вкладываться не надо, магазин известен практически каждому в РФ и за ее пределами. Посещаемость огромная, уступает Ozon только другому гиганту, Wildberries. Клиентская база лояльная. А есть ли подводные камни и проблемы? Сейчас разберемся.
Несколько фактов об Ozon
Маркетплейс активно приглашает к сотрудничеству продавцов. Он предлагает довольно привлекательные условия, среди которых:
- более сорока миллионов посетителей за один месяц;
- в день совершается свыше 180 тысяч заказов;
- на рынке уже более 20 лет, поэтому хороший запас доверия;
- средний чек — более 2 тысяч рублей.
Кроме того, Ozon растет. Все кризисы ему нипочем, продолжает развиваться. Например, по сравнению с 2019 заказов стало на 133% больше. Это официальная статистика, которую предоставляет маркетплейс. На первый взгляд все отлично, хоть сегодня иди и открывать собственный интернет-магазин.
Подводные камни и проблемы
Разумеется, далеко не все радужно и прекрасно. В интернете немало негативных отзывов в адрес «второго после ВБ». Вот, на что жалуются люди:
- Высокие комиссии для продавцов. Разумеется, сам факт маржи в пользу маркетплейса понятен. Все подобные системы живут по аналогичному принципу — компания вкладывается в раскрутку своего бренда, а продавцы товаров отдают часть заработка с каждой покупки. Но по некоторым разделам комиссия очень высока, например, «Красота и здоровье» — 10%. Для сравнения, у Яндекс — всего 2%.
- Излишняя ориентированность на покупателя. Если продавец поднимает цену, чтобы «отбить» комиссию, то его автоматически ставят ниже конкурентов, предлагающих аналогичный товар дешевле. Возмущаться насчет подобной политики сайта бесполезно — маркетплейс заинтересован, в первую очередь, в покупателях. Более того, Ozon может даже забанить продавца, который ставит чрезмерно высокие цены.
- Не учитывает «формат». Например, один продает чистящее средство в пачке 400 г. А другой — 1 кг. Это один и тот же бренд, разница только в фасовке. Логично, что цена за килограмм выше, чем за 400 г. Но мониторинг цен на Ozon чрезмерно «автоматизированный», в результате чего продавцу с килограммовыми пачками чистящего средства пригрозят баном. Дорого! И не учитывается, что упаковка вдвое больше. На эту проблему жалуются очень многие продавцы, ручная модерация спасает, но это отнимает время. А время — деньги.
- Выплаты начинаются только после трех месяцев работы маркетплейса. Поэтому продавец должен морально подготовиться работать этот период себе в убыток, ведь никакого дохода с Ozon он не получит.
Наконец, маркетплейс просто может отказать в регистрации магазина, не объясняя причин. И это тоже прописано в оферте: мол, мы не разглашаем всех тонкостей. Не нравится — идите своей дорогой.
А можно ли все-таки заработать на Ozon?
Плюсов у Ozon все-таки немало. Помимо очевидного — масштабности и раскрученности, это и хороший, понятный личный кабинет, и возможность получать деньги каждый день после истечения пробных трех месяцев. А также отличное собственное продвижение. Вы можете сами проверить — введите любой товарный запрос в Google или Yandex, и убедитесь, что если он есть на маркетплейсе, то появится в выдаче.
То есть, вам не придется тратить деньги на контекстную рекламу. Все уже подготовлено, горячие клиенты идут в магазин. Правда, могут заглянуть и к конкуренту, предлагающему аналогичный товар.
А еще Ozon стимулирует покупателей оставлять отзывы. За это начисляются баллы лояльности на карту. «Социальный фактор» отрабатывается на все 200% из ста возможных. При этом, отзывы реальные, не купленные, написать можно только после заказа и получения товара. Доверие высокое.
Что в итоге? Да, на Ozon можно заработать. Если предлагать удачный ходовой товар, правильно определиться с ценовой политикой и не забывать пользоваться приложением для продавца. Оно необходимо, чтобы быстро реагировать на изменения.
Собственно, есть и короткий ответ, выгоден ли магазин на Ozon. Конечно. Иначе бы там не работало огромное количество продавцов.