Найти в Дзене

Япония — это Ghibli: история студии Хаяо Миядзаки

Если вы любите кино и мультфильмы, то иногда сможете определить характер картины, даже не смотря ее, по стране производства. Всем известно индийское кино: палящее солнце, постоянные танцы, вычурные спецэффекты; про американское также не стоит говорить: многомиллионные бюджеты, голливудские звезды, спасение мира. А что можно сказать про Японию? Правильно — аниме Хаяо Миядзаки. На самом деле в студии Ghibli (читается как «Гилби») помимо Миядзаки было еще два отца-основателя — режиссер Исао Такахата и продюсер Тосио Судзуки. Этой троице удалось изменить историю не только мультипликации, но и визуального искусства вообще. Давайте посмотрим, что такого особенного мир увидел в этих аниме. Начало пути: 80-е Первое произведение начинающие творцы из Ghibli выпустили в 1984 году — это был полнометражный мультфильм «Навсикая из Долины ветров». Его база зиждилась на манге (разновидность комикса), созданном Миядзаки ранее. Критики отмечали, что выбор Ghibli выпустить именно полнометражку, а не сери

Если вы любите кино и мультфильмы, то иногда сможете определить характер картины, даже не смотря ее, по стране производства. Всем известно индийское кино: палящее солнце, постоянные танцы, вычурные спецэффекты; про американское также не стоит говорить: многомиллионные бюджеты, голливудские звезды, спасение мира. А что можно сказать про Японию? Правильно — аниме Хаяо Миядзаки.

На самом деле в студии Ghibli (читается как «Гилби») помимо Миядзаки было еще два отца-основателя режиссер Исао Такахата и продюсер Тосио Судзуки. Этой троице удалось изменить историю не только мультипликации, но и визуального искусства вообще. Давайте посмотрим, что такого особенного мир увидел в этих аниме.

Начало пути: 80-е

Первое произведение начинающие творцы из Ghibli выпустили в 1984 году это был полнометражный мультфильм «Навсикая из Долины ветров». Его база зиждилась на манге (разновидность комикса), созданном Миядзаки ранее. Критики отмечали, что выбор Ghibli выпустить именно полнометражку, а не сериал, как это делалось традиционно, был рискованным. К счастью, все прошло хорошо: картина стала очень удачным стартом для студии и принесла не только деньги, но и определенное признание.

Изображение взято из открытых источников Яндекс Картинки
Изображение взято из открытых источников Яндекс Картинки

Кульминация: 90-е

«Мой сосед Тоторо» Миядзаки и «Могила светлячков» Такахаты, показанные в конце 1980-х, обрушили на студию национальную славу. С тех пор любители мультипликации приблизительно начали понимать, что такое восточная философия жизни и смерти в широком смысле, а также полюбили характерную рисовку: обилие холодных цветов, затемнений, символических персонажей и т. д. В 1996 году студия подписывает контракт с Disney: это значит, что их аниме распространяется по всему миру.

Стиль Хаяо Миядзаки: главное

Исследователи творчества студии Ghibli отчетливо разделяют креативные подходы к работе двух разноплановых гениев: Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты. Для первого характерны глубоко фэнтезийные элементы, позволяющие расширить границы реальности. Отсюда, кстати, такой интерес к символике сновидений в его мультфильмах. К тому же, как рассказывает сам автор, он почти не пользуется готовым сценарием, а создает аниме постепенно: сцена за сценой, рисунок за рисунком, герой за героем. Отсюда отсутствие линейной логики и чудодейственные существа. Миядзаки даже признавался, что нередко сам не знает, куда герои мультфильма могут привести его в конце.

Изображение взято из открытых источников Яндекс Картинки
Изображение взято из открытых источников Яндекс Картинки

Стиль Исао Такахаты: главное

Если Миядзаки больше охотится за символизмом, то Такахата за визуалом. Его мультфильмы нередко полностью строятся на компьютере, а для отрисовки сложных кадров режиссер нередко обращается к другим художникам. В своих аниме Такахата практически бросает вызов анимации как таковой, когда делает акцент на реализме происходящего и всячески выделяет эмоциональную потерю в произведениях. Впрочем, это нестрогие правила, и они могут меняться в зависимости от целей режиссера: в «Сказании о принцессе Кагуя» Такахата акцентирует наше внимание на небрежности визуального ряда.

Идеология работы в студии

В офисе Ghibli висит большой плакат, гласящий: «Пожалуйста, увольтесь, если у вас нет: собственных идей, чувства ответственности, энтузиазма, желания работать, пунктуальности». Подобная осознанность по отношению к своему труду, вообще характерная для Японии, распространяется в студии на каждого сотрудника. Интересно, что Ghibli с огромными проблемами выходили на распространение в формате DVD, а уж говорить про современное цифровое вещание и вовсе не стоит… Тем не менее, к счастью для всех, их мультфильмы есть в сети.

Вместо заключения

1 ноября 2022 года на полпути между Токио и Киото открылся Ghibli Park – парк аттракционов, созданный по мотивам мультфильмов Миядзаки и Такахаты. На данный момент в нем работают три тематические зоны по аниме «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо», «Небесный замок», а в планах – открытие новых пространств в течение двух лет. Здесь нет американских горок, зато есть желание воссоздать сказочную атмосферу, полную деталей из известных произведений студии Ghibli.

Изображение взято из открытых источников Яндекс Картинки
Изображение взято из открытых источников Яндекс Картинки