"Да здравствуют пираты!" - подумал я без малого год назад, узнав, что наше правительство легализовало "серый импорт" не только техники промышленного назначения, но и потребительских товаров - от запчастей к иномаркам до попавшего под санкции алкоголя и детских игрушек.
Обрадовали и ведущие маркетплейсы, заявившие, что они готовы работать с параллельным импортом. И тут же я вспомнил прочитанные в детстве романы о похождениях под флагом "Веселого Роджера" и невольно вздохнул, припомнив, что настоящие флибустьеры продавали товары втридорога, взимая с покупателей плату за риск.
Эксперты пророчат Апокалипсис
Мои опасения подтвердили и щедрые на шокирующие прогнозы аналитики, тут же предсказавшие двукратный рост цен если не на все разрешенные к параллельному импорту товары, то по крайней мере, на те, без которых невозможно обойтись.
"Конструкторы LEGO, запрещенные к ввозу в Россию, вряд ли станут недоступными простым гражданам, зато на компьютерную технику придется копить по несколько лет", - "обрадовали" они.
Вдобавок никто не знал, как поведут себя доллары и евро - то ли они вскоре найдут свой равновесный уровень, то ли продолжат дикую пляску, заставляя пугливых граждан хвататься за сердце или же бежать прямиком в обменники, надеясь обменять остатки сбережений на валюту. О том,зачем нужны доллары и евро в ситуации, когда страны Запада закрывают границы для граждан России и спешно рвут деловые связи, никто и не думал.
Ритейлеры задирают цены
И в самом деле, я увидел, что даже после прекращения валютной "лихорадки" салоны сотовой связи дружно подняли цены на технику, завезенную еще до Нового 2022 года, на 10-20 и больше процентов. Схожую стратегию предприняли и продавцы бытовой техники, менявшие ценники буквально на глазах.
И это несмотря на то, что перепуганные призраком нового кризиса граждане бросились вкладывать свободные деньги в крупы и сахар, которые едва не стали всероссийским дефицитом, в крайнем случае - в подорожавшие в разы запчасти для иномарок и бумагу для принтеров, но не в смартфоны!
"Мы платим за риск", - говорили ритейлеры, не уверенные, что они смогут справляться с ремонтом и обслуживанием "Самсунгов" и "Хьюлеттов", которые решили уйти с российского рынка. Вдобавок на рост цен повлияли и трудности логистики, которая так и не успела прийти в себя в условиях не спешившей затухать пандемии коронавируса.
Маркетплейсы приходят на выручку
"Ну-ка, а что происходит на моих любимых маркетплейсах? - подумал я. - Ведь еще в мае-июне они заявили, что готовы вести параллельный импорт собственными силами, пользуясь тем, что отследить действия множества продавцов и покупателей - все равно что ловить дюжину выпущенных из мешка черных котов в просторном помещении размером с Большой театр".
Правда, чтобы изучить динамику тысяч позиций, необходимы труды доброй сотни человек, готовых отслеживать цены, не прерываясь на отдых и сон. И здесь мне помогли сводки Федеральной антимонопольной службы - ФАС, сообщившей к ноябрю, что цены на одежду и обувь на маркетплейсах вернулись к докризисному уровню в связи с изобилием предложений.
На место большинства ушедших из России компаний, шьющих одежду и обувь в Малайзии, Турции и Китае, пришли их конкуренты, подтвердив старую как мир истину: "Свято место пусто не бывает". Правда, это не касается марок с мировой известностью вроде "Гуччи" или "Адидас", которые не спешат поднимать белый флаг и по-прежнему задирают цены в два и больше раза, если вести прямой пересчет из твердой валюты в рубли. Но, судя по моим впечатлениям, поклонники этих брендов не склонны к экономии и готовы платить любые деньги, лишь бы не изменять своим кумирам!
А вот стоимость модных гаджетов, включая айфоны последних марок, не спешит снижаться - судя по моим подсчетам, наценка достигает 30-40%. То ли оттого, что за предметы роскоши можно заломить любую цену, то ли потому, что продавцы не знают, как отбить возросшие затраты.