Заключительная часть нашей увлекательной прогулки.
За особняком Гагарина дом в стиле сталинского ампира. Для истории Петербурга он имеет значение не меньшее, чем любой дворец. У него три номера - 12, 14 и 16. В одном доме действительно живут люди, у которых разные адреса по Дворцовой набережной.
До войны здесь стояли три дома. 8 сентября 1941-го в первый же день блокады Ленинграда в дом №14 попала бомба.
После войны дом отстроили заново, но решили подвести под один фасад рядом стоящие дома 12 и 16. А внутри они так и остались разделёнными.
По Миллионной это дома 13, 15 и 17.
Три дома, два двора. Не у всех по адресу «Дворцовая набережная» вид из окон на Петропавловскую крепость.
Ново-Михайловский дворец.
Дворцовая набережная, 18.
Построен для великого князя Михаила Николаевича - сына Николая Первого. Так как Михайловский (для сына Павла Первого) дворец в городе уже был, пришлось назвать Ново-Михайловским.
На этом месте стоял дворец князя Черкасского. Его называли Миллионным домом, такой он был роскошный. Вот поэтому и улицу назвали Миллионной. Есть и обратная версия - дом назвали по улице, а саму улицу так стали называть из-за богатых людей, селившихся вдоль набережной. Короче, Миллионная от слова «миллион», как ни крути. Денег значит много. И сейчас ничего не изменилось. Вы же видели шикарные дворы - там миллионеры живут.
На Миллионную выходил Шталмейстерский корпус Ново-Михайловского дворца. Тут были конюшни и служебные флигели для конюхов и прочего персонала.
В самом углу двора есть очень интересный объект, на который почему-то мало обращают внимания, а ведь он того стоит. Загадывать желания все рвутся к башне грифонов во дворе аптеки Пеля на Васильевском острове, хотя там жильцы ругаются и посторонних не пускают. Здесь же свободный проход, никто не скандалит, но как не зайдёшь, никого нет.
К башне Любви испокон веков приходили для совершения магического ритуала приворота. Расскажу как это работает. Допустим, нравится вам Зинаида Эдуардовна из 62-ой квартиры. Да что там, просто жить без неё не можете, но она не отвечает взаимностью, даже не смотрит на вас, нос воротит. Отчаиваться и накладывать на себя руки не надо. Приходите по адресу: Миллионная, 19. Пишите её имя на листке бумаги, сжигаете его, пепел в стакан с водкой. Шампанское и прочая бормотуха не годится. Дальше забираетесь на башню так, чтобы ноги не касались земли. Там ручки есть: одной рукой держитесь, а во второй стакан. Выпиваете залпом и дело сделано. Результат гарантирован. Только хочу предупредить — действует сразу. Если, возвращаясь домой, встретите Зинаиду Эдуардовну в лифте, например, то прямо там всё и произойдёт, она сама на вас бросится. Осечек у башни не бывает.
Во дворце в настоящее время три института Российской академии наук: Институт восточных рукописей, Институт истории материальной культуры с библиотекой и Институт электрофизики и электроэнергетики.
Мошков переулок.
Идёт от набережной до Мойки. Назван по фамилии гофинтенданта Мошкова, дом которого на углу слева.
Гофинтендантская контора ведала всеми строительно-хозяйственными вопросами императорского двора. Представляете какой простор для творчества?! При этом Мошков, работая там, не был, не состоял, не участвовал, не привлекался. Удивительно.
На другом углу особняк Черткова - сына основателя Чертковской библиотеки в Москве. Он переехал в Питер на придворную должность егермейстера, заведовавшего царской охотой.
Доходный дом.
Дворцовая набережная, 24.
Постоянно перестраивался и менял облик. А хозяев у него было на две футбольные команды. И никто из жильцов за всё время существования дома ничего запоминающего не отмочил. Даже голыми на балконе под луной здесь не танцевали. Так что, сказать про здание нечего.
Владимирский дворец.
Дворцовая набережная, 26.
Великий князь Владимир Александрович - сын Александра Второго и брат Александра Третьего.
Командовал Санкт-петербургским военным округом и отдал приказ применить силу для разгона шествия 9-го января 1905 года, известное как Кровавое воскресенье. Именно поэтому Дворцовая набережная, где жил князь, с 1923-го по 1944-й годы называлась набережной Девятого Января.
Дворец - это три корпуса. Главный выходит на Неву.
Служебный - на Миллионную.
В середине двора находился конюшенный корпус и флигели по всему периметру.
Сейчас тут Дом учёных с гостиничным комплексом и жилые квартиры, где живут миллионеры.
По набережной рядом с Владимирским дворцом Запасной дом Владимирского дворца. Это типа гостевого дома для целых делегаций и отдельных командировочных. То есть, простому работяге приехавшего из деревни родственника положить некуда, а у этих целые дома в запасе. Вот и довели народ до революции.
Корпус, выходящий на Миллионную.
Запасной дом Зимнего дворца. Принадлежит государственному Эрмитажу. Здесь занимаются исследованием и реставрацией произведений искусства с использованием новейших технологий.
Дворцовая набережная, 30.
Флигель на Миллионной также в распоряжении Эрмитажа.
Дальше начинается Главный музейный комплекс государственного Эрмитажа. Многие считают, что Эрмитаж — бело-зелёненькое здание на Дворцовой площади. Это правда, но не вся. На самом деле зданий несколько и они по разному называются.
Зимний дворец Петра Первого или Эрмитажный театр.
Остатки дворца находятся внутри театра. Тут и была резиденция Петра Первого. А Екатерина Вторая построила на этом месте Эрмитажный театр, соединив его с Большим Эрмитажем переброшенной через Зимнюю канавку аркой. Тут же Эрмитажный мост — брат Прачечного и Верхнего Лебяжьего.
В Зимний дворец Петра Первого вход с Дворцовой набережной, 32 за отдельную (от остального Эрмитажа) плату, через арку туда не пускают.
Зимняя канавка соединяет Неву с Мойкой. Название получила по Зимнему дворцу Петра, что логично.
Самый известный вид с 1-го Зимнего моста по оси Миллионной улицы.
Справа вдоль Зимней канавки Северо-Западный округ войск национальной гвардии Российской Федерации. До этого казармы 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка, а ещё ранее - Пажеский корпус. Миллионная, 33.
Дойдём до 2-го Зимнего моста.
Миллионная улица одно время называлась Греческой и Немецкой по одноимённым слободам, располагавшимся по соседству вдоль реки Мойки. Примерно здесь была Немецкая слобода.
На мосту машина ещё одного деятеля культуры - Боярского. Его дом на заднем плане. Он так паркуется всегда и везде, а на вопросы шлёт всех на три буквы. Этим закольцуем тему с творческой интеллигенцией Петербурга.
Большой (Старый) Эрмитаж.
Дворцовая набережная, 34.
Построен рядом с Малым Эрмитажем, потому что там уже не помещалась стремительно растущая коллекция Екатерины Второй. Барахло некуда было складывать, если вкратце. Тут можно увидеть Мадонну с Младенцем (Мадонна Литта) Леонардо да Винчи, например.
За Большим Эрмитажем притаился (его не видно с набережной) Новый Эрмитаж, главный фасад, которого выходит на Миллионную улицу. Тот самый портик с атлантами.
Некоторые трут пальцы на ногах атлантов и о чём-то многозначительно мечтают. Наверное желание загадывают. Во-первых, это негигиенично. А во-вторых, желание нужно загадывать в другом месте. Где, я показал выше.
Когда построили Новый Эрмитаж, Большой Эрмитаж стали называть Старым. Поэтому сейчас двойное название.
Вдоль Зимней канавки в Новом Эрмитаже находятся Лоджии Рафаэля.
Малый Эрмитаж.
Северный корпус выходит на Дворцовую набережную.
Между зданиями Большого (Старого), Нового и Малого Эрмитажа можно пройти (в часы работы музея) от Дворцовой набережной до Миллионной улицы по Шуваловскому проезду. Там ещё один вход в Эрмитаж.
Южный корпус Малого Эрмитажа выходит на Миллионную улицу, но адрес у него: Дворцовая площадь, 2.
Главная достопримечательность Малого Эрмитажа, конечно, часы Павлин в Северном корпусе.
На них и приходят посмотреть в основном. А ещё на лошадок в Рыцарском зале, сделать красивые фоточки на лестнице и сразу в Телеграм. Я без всякого осуждения и сарказма, вы не подумайте. Сам такой. Мы сюда раньше ходили каждый третий четверг месяца. Тут нет никакого подтекста и мистики, просто это был бесплатный день. Сейчас эту опцию убрали, поэтому посещаем музей только два раза в год - 7 декабря (день рождения Эрмитажа) и 8 марта, когда вход свободный. За деньги больно и обидно. Спорного ведь в Эрмитаже хватает, буду объективен. Сцены насилия и порнографии на картинах, например. Там убили, здесь распяли, кровища, голые тётки. Такое каждый день с утра до ночи по телевизору показывают. Можно хоть в музее отдохнуть от этого?!
Мне лично нравятся спокойные сюжеты: море, медведи в лесу, в чистом поле васильки, фрукты с овощами и запотевший графинчик на столе, женщина (одетая) с коромыслом идёт куда-то. Посуду и другие предметы домашнего обихода посмотреть, мебель, шмотки, золотишко, куда же без него. В общем, попроще что-нибудь, ближе к реальной жизни. И не больше трёх часов за одно посещение. Иначе в глазах начнёт рябить, ноги загудят и в голове будет каша. Эрмитаж хорош в меру — петербургская народная поговорка.
Последний дом на Дворцовой набережной - тот самый Зимний дворец.
Вот, собственно, и всё. Больше домов здесь нет.
Но есть и хорошие новости: набережных в Петербурге много, поэтому будут ещё рассказы.
Подписывайтесь.