Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Альянсы во главе с США медленно, но верно окружают Китай

Альянс AUKUS раскрывает свои ядерные планы, в то время как возникающее военное объединение США, Японии и Филиппин меняет расчеты вокруг Тайваня

МАНИЛА. Растущие опасения по поводу военной мощи Китая меняют геополитические расклады в Индо-Тихоокеанском регионе, что западные эксперты считают началом новой холодной войны. Одновременно возникают два различных трехсторонних альянса, оба строятся вокруг американской стратегии «комплексного сдерживания» на фоне усиливающихся опасений китайского вторжения на Тайвань в ближайшем будущем.

С одной стороны, США, Великобритания и Австралия сделали судьбоносный шаг в рамках своего альянса AUKUS, дав зеленый свет производству нового флота атомных подводных лодок, использующих передовые ядерные реакторы фирмы Rolls-Royce. Ожидается, что в ближайшие пять лет США и Великобритания также разместят атомные подводные лодки в столице Западной Австралии Перте, а Канберра планирует закупить несколько подводных лодок класса «Вирджиния» американского производства в течение следующего десятилетия. Сделка по подводным лодкам позволяет трем англоязычным союзникам проецировать власть в регионе, особенно в оспариваемых водах так называемой Первой цепи островов, которая простирается от Восточно-Китайского моря до Тайваньского пролива и через Южно-Китайское море.

Между тем, в процессе создания находится развивающийся трехсторонний союз Япония-Филиппины-США (JAPHUS) с аналогичными стратегическими целями и еще большим географическим масштабом. Результатом является быстро развивающаяся трехсторонняя система обороны, которая будет незаменима для эффективной стратегии сдерживания Китая в отношении Тайваня и более широкого театра военных действий Первой цепи островов. И Япония, и Филиппины, ближайшие соседи Тайваня, переживают внешнеполитические революции.

Со своей стороны, Токио пересматривает свою пацифистскую внешнюю политику после Второй мировой войны, взяв на себя более активную стратегическую роль в регионе. В настоящее время Япония рассматривает возможность экспорта современных систем вооружений в осажденные страны, особенно в Украину. Однако этот шаг также имеет прямые последствия для Тайваня, который сталкивается с растущей перспективой вооруженной конфронтации с Китаем. Между тем, Манила вернулась к традиционным союзникам после ухода в прошлом году склоняющегося к Пекину президента Родриго Дутерте. При Фердинанде Маркосе-младшем страна Юго-Восточной Азии стала ключевым элементом новой трехсторонней группировки JAPHUS, которая будет необходима для сдерживания любого потенциального китайского вторжения на Тайвань.

Самоуправляющийся Тайвань, который Пекин рассматривает как ренегатскую провинцию, одновременно занимает центральное место как в архитектуре региональной безопасности, так и в экономической интеграции. Самые сложные процессорные чипы в мире производятся в основном одной тайваньской компанией Taiwan Semiconductor Manufacturing Company Limited (TSMC). Тайваньские чипы так же важны для мировой экономики 21-го века, как Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была для предыдущего века. Но, как объясняет политолог Крис Миллер, Тайвань еще более критично относится к тому, что «в отличие от нефти, которую можно купить во многих странах, наше производство вычислительной мощности» зависит от нескольких производителей на Тайване.

В последние годы Пекин усилил свои угрозы Тайваню, особенно после визита на остров бывшего спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси, который спровоцировал беспрецедентные военные действия Китая в прилегающих водах. Годом ранее адмирал Филип Дэвидсон, тогдашний командующий Индо-Тихоокеанским командованием США, предупредил во время слушаний в Сенатском комитете по вооруженным силам: - «Тайвань явно является одной из амбиций Китая. Я думаю, что угроза проявится в течение этого десятилетия, а, на самом деле, в ближайшие шесть лет». Министр обороны США Ллойд Остин поддержал эти настроения, подчеркнув, что «то, что мы наблюдаем в последнее время, является очень провокационным поведением со стороны китайских сил и их попыткой восстановить новую норму».

Совсем недавно тревожные звоночки прозвучали, когда в январе в СМИ просочилась записка, написанная генералом Майком Миниханом, командующим Командованием воздушной мобильности США. Он предупредил: - «Надеюсь, я ошибаюсь. Моя интуиция подсказывает мне, что я буду сражаться в 2025 году», — таким образом призывая свои войска готовиться к передовой войне в ближайшем будущем. Высокопоставленные тайваньские и американские официальные лица предупредили, что крупное противостояние может произойти уже в 2024 году, особенно если на выборах в Тайване в этом году будет избран более радикальный президент, выступающий за независимость. Неудивительно, что The Economist зашел так далеко, что назвал Тайвань «самым опасным местом на земле».

Готовясь к потенциальной схватке за остров, США активизировали свои учения в западной части Тихого океана, уделяя все больше внимания так называемой «распределенной летальности», а именно «повышению наступательной мощи отдельных компонентов надводных сил (крейсеров, эсминцев, боевых кораблей прибрежной зоны (LCS), десантных кораблей и кораблей тылового обеспечения), а затем использовать их в рассредоточенных наступательных формированиях, известных как «SAG охотника-убийцы».

Альянс AUKUS, в центре которого находятся атомные подводные лодки, дает США и их англоязычным союзникам значительную возможность поддерживать и проецировать мощь в регионе, особенно на «Первом острове», в ближайшие десятилетия. Хотя трехсторонняя группировка JAPHUS менее институционализирована, она будет иметь более непосредственное значение для региональной стратегии Пентагона.

В последние месяцы Токио выпустил несколько ключевых стратегических документов, в первую очередь документ «Стратегия национальной безопасности» (NSS), в котором подчеркивается приверженность страны развитию «потенциала контрудара», несмотря на ее пацифистскую конституцию. Япония также намерена удвоить свои расходы на оборону как долю своего валового внутреннего продукта (ВВП) в течение следующих пяти лет, или повысить их до 315 миллиардов долларов (43 триллиона иен) на модернизацию своих вооруженных сил.

Важно отметить, что Япония также обращается к Филиппинам, союзнику США, который испытывает аналогичные опасения по поводу Тайваня. Филиппинский остров Мавулис, на котором размещен военно-морской отряд, находится чуть более чем в 100 морских милях от берегов Тайваня. После того, как администрация Маркоса-младшего согласилась открыть самые северные военные базы на Филиппинах для американских войск в рамках расширенного соглашения о расширенном оборонном сотрудничестве (EDCA), Япония удваивает свои оборонные связи с этой страной Юго-Восточной Азии.

Токио, который уже укрепил свои оборонные связи с Вашингтоном, находится в процессе завершения работы над Соглашением о взаимном доступе с вооруженными силами Филиппин, тем самым повышая военную совместимость; более обширная сделка в стиле Соглашения о посещающих войсках также находится в стадии разработки. Япония также запустила новый пакет помощи в области обороны за рубежом , который будет способствовать сотрудничеству с Филиппинами в области безопасности на море.

Несмотря на противодействие со стороны региональных губернаторов, бывшего президента Дутерте и даже сестры президента сенатора Марии Имельды, «Ими», Маркос, администрация Маркоса-младшего в Маниле непреклонна в том, что лучший курс действий — удвоить ставку на традиционные союзы, а не проводить политику «нейтралитета». «Давайте будем реалистами: если что-то случится, например, на Тайване, вы искренне верите, что мы будем изолированы от последствий? Абсолютно нет», — заявил в интервью Asia Times в прошлом месяце посол Филиппин в Вашингтоне Хосе Мануэль Ромуальдес, двоюродный брат действующего президента. «Мы сталкиваемся здесь с реальной геополитической ситуацией. Наш союз с Соединенными Штатами, очевидно, очень важен из-за того, где мы находимся сегодня, и что бы мы сейчас ни делали — многое из этого действительно связано со сдерживанием», — сказал Ромуальдес.

Ричард ДЖАВАД ГЕЙДАРЯН