Найти в Дзене
Русский Колоколъ

Почему отечественный беспилотник ТрАМП такой страшный: мнение эксперта

Оглавление
Кадры из ролика РИА "Новости".
Кадры из ролика РИА "Новости".

Наши инженеры создали транспортную беспилотную платформу, которая проста, как автомат Калашникова, но свою роль выполнит.

Сегодня «Царьград» сообщил о проведении наземных испытаний отечественного транспортного беспилотника (ТрАМП). И буквально с первых минут в сетях появились критические комментарии. Первое, и главное, что подверглось обструкции – дизайн летательного аппарата. На нем не оттоптался разве что ленивый, указывая «пионерское» происхождение «летающего сарая».

Что ж, ТрАМП и впрямь похож на творение кружковцев Осавиахима 30-х годов прошлого века: пузатый фюзеляж, похожий на перекормленного карася - прямое незамысловатое крыло. Какой-то маленький невзрачный моторчик. Лишь хвостовое оперение очертаниями похоже на хвост американского самолета-невидимки. И это последнее слово отечественного БПЛА-строения?

Однако эксперты увидели в представленной модели то, что не заметила широкая публика...

Настоящий кибертрак

- Критиками ТрАМПа в учет не брались ни размерность БПЛА, ни его заявленные характеристики, ни востребованность. У них свое понимание ситуации, свое видение, очевидно, основанное на насмотренности всякими красивыми, да зализанными формами, - рассказал Царьграду авиационный инженер Герман Спирин. - Аппарат, который нужен для фронтовых миссий с высокой вероятности потери, по определению будет отличаться от высотных и скоростных моделей самолетов. На этом и основан подход к формам. Он должен быть максимально функционален и дешев в производстве.

-2

По мнению эксперта, ТрАМП как раз очень функционален. Большие размеры БПЛА (даже по сравнению с человеком) позволяют перевозить и комфортно десантировать (ДЕСАНТИРОВАТЬ, Карл!) объемные грузы и, даже человека. Об этом свидетельствуют двери в полфюзеляжа, открывающиеся кверху, убирающиеся шасси, а также грузоподъемность аппарата – более 250 килограммов. Это по сути кибертрак с крыльями.

Это вам не лайнер

Судя по усиленным шасси, ТрАМП вполне успешно будет чувствовать себя на неподготовленных площадках, взлет и посадка на которые будет происходить с военным комфортом.

Прямое крыло в сочетании с небольшим мотором указывает на хорошие летные свойства машины и экономичный расход топлива.

- А аляповатые формы фюзеляжа признак того, что в производстве, транспортировке, обслуживании и ремонте все будет окей – просто, как лом в разрезе. Хочешь фанерой дыры заколачивай или скотчем затягивай. Модульная платформа, это вам не лайнер, - говорит Герман Спирин.

-3

При этом ТТХ у аппарата очень достойные. 600 километров, это либо в один конец, с дальнейшей дозаправкой на аэродроме подскока и обратно, либо примерно 250 километров с десантированием или наблюдением. В свою очередь, скорость и высота полета обычные для беспилотного транспортника или для Ан-2, к примеру. В конце концов, не для соревнований аппарат.

И пара слов об электронной начинке. Её, конечно, на кадрах не видно. Но, судя по дальности полета БПЛА, по возможности садиться на удаленные аэродромы, взлетать оттуда, десантировать грузы, она весьма и весьма продвинутая. Так что эта тема не для критики в принципе.

Хорошая машина

- Ко всему прочему следует учесть один немаловажный момент – разработчики представили первый, пробный экземпляр транспортной платформы. Возможно, ему придадут потом "товарный вид", украсят "бантиками", если кому-то из покупателей так захочется, в виде пластиковых блестящих панелей. Хотя некоторые дроны до сих пор представляют из себя некий набор элементов, которые никто так и не додумался «зализывать», - говорит Герман Спирин.

В нынешней ситуации, когда на фронте порой первую скрипку играют не дорогущие образчики современной военной техники, а "летающие мопеды" из фанеры, такой практичный подход можно считать успехом разработчиков, взявших лучшее из отечественной школы авиамоделизма и авиастроения.

В общем, как говорил Валерий Чкалов: «Хорошая машина!»