Думаю никому не надо объяснять насколько существенно лодка ПВХ расширяет возможности рыболова, охотника и просто человека, ведущего активный образ жизни.
Вот и я, приобретая лодку ПВХ, планировал расширить свои возможности, а именно:
- без особых напрягов перевозить и походное барахло, и необходимый запас топлива, при этом чувствовать себя свободно и уверенно;
- получить возможность проходить в малодоступные места по мелководным участкам рек;
- иметь возможность ходить и под водометом и на винте.
За новинками на рынке надувных моторных лодок слежу давно, поэтому очень заинтересовала «Шерпа-500», тоннельная лодка с вертикальным бортом.
Это далеко не первая моя лодка, перед ней у меня уже была лодка того же производителя - «Выдра Аян-430».
Почему я выбрал в этот раз «Шерпу-500»?
В прошлом году мы ходили в самые верховья Большого Енисея хорошей компанией: я был на «Соларе 480», мой напарник, командор, организатор и вдохновитель этого похода был на «Шерпе 600». Мне очень понравилось то, как эта лодка идет, он проделывал на ней такие трюки, что бывалые люди, которые преодолевали много серьёзных порогов, как говорится «снимали шляпу» перед возможностями лодки.
Но размер «Шерпы 600» для меня большеват, потому что летом я хожу вдвоём с женой, и вся физическая нагрузка по переносу, передвижению и даже снятию с мели, ложится на меня. Именно поэтому я приобрел более легкую «Шерпу-500».
Немного расскажу о ней...
На предварительной стадии со мной обсудили все детали и необходимые опции, сформировали заказ.
В итоге я заказал комплект:
- составной транец, чтобы переходить с винта на водомет;
- носовой тент;
- бронирование днища.
Получив лодку обнаружил, что не доклеена броня на днище, сделал фото, отправил фотографии на производство. Там посмотрели и подтвердили, что это их вина. Лодку я отправил на доработку, всё исправили, отправили мне назад. При этом производитель взял все расходы по транспортировке туда и обратно на себя.
Для тех, кто ходит по мелководным рекам бронирование необходимо, так как встречаются острые камни, выходы скальника, притопленные ветки, иногда их не замечаешь, можно налететь на них. Дно надо беречь, поэтому для меня бронирование - это необходимая опция.
Сразу обратил внимание, насколько просторный кокпит у этой лодки. Все походное барахло и бензин укладываются легко и просто, без проблем и без решения сложных компоновочных задач.
Осенью ходили втроем на Енисейский север, так на банкет к ребятам в носовую часть приходилось ходить как в гости, чтобы присоединиться к столу. Очень просторная лодка!
Носовой тент высокий, рассчитан на управление с консоли. Сидящий под таким тентом человек полностью защищен от непогоды, на него не дует, не летят брызги. Но я хожу на румпеле, поэтому мне этот тент закрывал обзор с кормы и пришлось поменять этот тент на тент меньшей высоты. Кстати сказать, поменяли вообще без ппроблем. Теперь ничего не мешает обзору и управлению. Считаю, что этот момент надо учитывать при заказе.
Как настраивал комплект? В целом ничего сложного.
Лодку я получил зимой, поэтому навеска мотора и состыковка с лодкой делалась в гараже на яме.
Надул лодку, навесил мотор и проверил как стыкуется носик интейка с интерцептером. Оказалось все в порядке, не потребовалось никаких дополнительных действий по подгонке. Можно сказать, что стыковка получилась идеальной. Позже, уже на воде, это подтвердилось. Лодка отлично бежит и под водометом, и на винте.
Единственное, что я сделал, так это небольшую выемку в пластине интерцептора для нормального положения мотора в винтовом режиме, чтобы нога мотора не упиралась в пластину и не деформировала её. В остальном никаких сложностей не было.
В моем случае лодка эксплуатируется с мотором Тохатцу-40, 2 ц., 500 см3.
Свои путешествия на Шерпе мы начинали по небольшим мелким речкам, чтобы попривыкнуть к лодке, понять, как она ходит, потом уже спокойно и уверенно провели два больших похода.
Видео с первого похода
Шерпа-500, первое знакомство, первый поход, июнь 2022 года
Сначала сходили в Саяны, где от места старта шли на винте, а потом, по мере того, как поднимались все выше, а речка становилась все более мелкой и быстрой, переходили на водомет.
Видео с "Ока Саянская"
Ока Саянская, август 2022
Второй большой поход был поздней осенью. Больше сотни км вниз по Енисею на винте, потом в приток на водомете и назад, вверх по Енисею, снова на винте.
Видео с осеннего похода
Енисейский север в октябре 2022 года
Мои общие впечатления о «Шерпе-500».
Если можно так сказать - у лодки очень высокий КПД. Под тем же мотором она позволяет выводить на глиссирование больше полезного веса, что на винте, что на водомете.
Огромный кокпит, можно и вещи расположить с правильной развесовкой, и самим с удобством расположиться, и даже с комфортом вытянуть ноги.
На первом выезде я по привычке все вещи сложил очень плотно в носу, свободного места осталось очень много, но получилась неправильная развесовка, лодка стала рыть носом, поэтому пришлось на ходу распределять вещи по кокпиту для правильной развесовки, чтобы лодка и носом не рыла, и корма не притапливалась, ухудшая проходимость по мелякам.
Высокие вертикальные борта создают бОльшую жесткость корпуса в целом. Это очень важно для таких лодок. В интернете много читал, что у некоторых лодок возникают проблемы с жесткостью корпуса, что корпус начинает деформироваться, когда ставят мощные моторы.
У «Шерпы» такого не наблюдал.
Отличная мелкоходность –это фирменная черта и «Выдры», и»Шерпы», но при этом эти лодки вполне универсальны, идут отлично и под водометом, и под винтом. Не было проблем ни в порогах, ни на Енисее, когда за счет высоких бортов спокойно проходили крутой Енисейский вал. В моей Шерпе комфортно и безопасно и на мелководье, и на глубоких реках.
Своей покупкой остался очень доволен.
Видео про путешествия на Шерпе можно посмотреть здесь:
Ока Саянская, август 2022
Енисейский север в октябре 2022 года
Шерпа-500, первое знакомство, первый поход, июнь 2022 года